«Ощущение истории как единства спрессованных судеб»

Ольга Метёлкина

В Ставрополе состоялся эксклюзивный показ фильма «Берлин – Аккурган»

В предновогодней суете камерно и негромко состоялось неординарное событие в культурное жизни нашего города. В то время, когда на площади Ленина в Ставрополе торжественно зажигали огни на главной ёлке, в конференц-зале краевой научной библиотеки имени М. Лермонтова шел премьерный показ фильма узбекского режиссера Зульфикара Мусакова «Берлин - Аккурган», в котором в одной из ролей снялся главный режиссер Ставропольского театра кукол Григорий Гольдман.

Отмечу сразу, что на широкий российский экран эта картина вряд ли попадёт, ведь это не кассовый боевик или фэнтези, а серьезное авторское кино. В Узбекистане премьера фильма состоялась всего на день раньше, чем в Ставрополе.

- Я поставил 115 спектаклей, но никогда так не волновался перед премьерой, как теперь, - признался Григорий Гольдман. - Мне бы хотелось, чтобы вы увидели этот фильм и получили представление о том, что делается в кинематографии Узбекистана, где живут не чужие для нас люди. А для меня тем более, потому что Ташкент – это моя родина. Я там прожил 20 лет.

С режиссером фильма «Берлин - Аккурган» Григорий Гольдман знаком и дружен с детства, они вместе занимались в драмкружке. Как рассказал Г. Гольдман, Зульфикар Мусаков после окончания средней школы окончил Ташкентский театрально-художественный институт по специальности «режиссер драмы», но в театре работать не стал, а поехал в Москву и поступил на высшие курсы сценаристов и режиссеров к Владимиру Меньшову. Свой первый профессиональный фильм он снял в 1989 году и с того времени еще 20 по собственным сценариям. Одна из самых известных его работ - «Абдулладжан, или Посвящается Стивену Спилбергу».

Григорий Гольдман уже снимался у З. Мусакова.

- В 1983 году он пригласил меня на главную роль в своем первом фильме «Судный день», - рассказал Григорий Менделеевич. - Мы его сняли в Ташкенте за четыре дня. Зульфикар послал фильм на международный кинофестиваль в Брно и совершенно неожиданно взял там Гран-при.

В фильме «Берлин - Аккурган» З. Мусаков предложил Григорию Гольдману роль режиссера Всеволода Мейерхольда. Это не основная, но важная сюжетная линия. Все отмечают невероятное портретное сходство актера и его героя. События происходят в разное время: в 30-е годы в Германии, в Узбекистане и Москве, на полях сражений Великой Отечественной войны и наши дни. Как сказал Григорий Гольдман: «Фильм получился о том, как история перемалывает всех: начиная от простого узбекского пастуха и заканчивая Гитлером и Сталиным».

К сожалению, в фильме мы не слышим голоса Григория Гольдмана. Дело в том, что из-за сложного финансового положения последние три месяца съемочная группа работала без зарплаты, и вызывать на озвучивание актера из Ставрополя было весьма накладно. Поэтому Мейерхольд в картине говорит голосом узбекского режиссера Али Хамраева.

«Картина яркая, очень сильно воздействующая эмоционально и очень глубокая, - поделился впечатлениями о фильме на своей странице в популярной соцсети известный ставропольский киновед Геннадий Хазанов. - Короткий монтаж фрагментов жизни разных людей, которым начинается лента, создает ощущение истории как единства спрессованных судеб, для которого равно важны все – и «вожди» - Сталин, Гитлер, Молотов, Гесс, - и гении - Мейрхольд, Михаил Чехов, Зинаида Райх, - и «простые люди», они не менее сложны, а их планиды не менее важны для человечества. Такое ощущение истории для кино уникально, оно предлагает зрителю мудрость понимания и ставит фильм в один ряд с такими этапными произведениями как «Обыкновенный фашизм» Ромма, «Фараон» Кавалеровича или «Гибель богов» Висконти. При всем этом, Мусаков предлагает зрителям очень теплую и человечную картину, в ней нет космического холода, как в польском или итальянском образцах. Поэтому для меня «Берлин-Аккурган» сразу стал одним из принципиально важных фильмов в истории кино. Ленту уже пригласили на два международных кинофестиваля, ее будут показывать в Германии, в том числе в Гете-центре…

Отставляя профессиональный тон критика, хочу сказать, что «Берлин-Аккурган» - одно из самых запоминающихся зрительских впечатлений. Финал входит в душу и остается там навсегда.

Мейерхольд у Гольдмана получился, хотя из нескольких отрывков сложить образ великого художника и передать трагедию невинно убиенного таланта было почти невозможно. Как зрителю мне хотелось бы больше увидеть о судьбе человека, изменившего облик театрального искусства. На Мейерхольда очень точно работает линия Зинаиды Райх, избалованной, эгоистичной, трагичной».

Очень жаль, что в Ставрополе, где показ фильма стал возможен исключительно благодаря дружеским отношениям Зульфикара Мусакова и Григория Гольдмана, ленту увидели не более 50 зрителей. Но остается надежда на то, что режиссер осуществит свой замысел и создаст четырехсерийный вариант картины для телевидения. И если его приобретет один из российских каналов, «Берлин – Аккурган» сможем увидеть широкая зрительская аудитория в нашей стране.

Фото Маргариты ВОРОНОВОЙ.

 

краевая библиотека имени Лермонтова, Геннадий Хазанов, Всеволод Мейерхольд, Григорий Гольдман

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление