«Отголоски»: однажды двадцать лет спустя…

Ольга Метёлкина

В канун новогодних праздников в Ставропольском государственном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве открылась выставка «Отголоски».

Евгения Васильева и Ольга Черничкина.
Александр ПлотниковЕвгения Васильева и Ольга Черничкина.

Авторы представленных на ней работ – мастера прикладного искусства: член Союза дизайнеров России Ольга Черничкина и член Союза художников России Евгения Васильева. Они не раз становились лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсов и фестивалей дизайна, лоскутного шитья и народного творчества.

Ровно 20 лет назад, в такие же предновогодние дни, в стенах музея-заповедника открылась первая авторская выставка Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой, которая называлась «Святки». С тех пор, как говорится, много воды утекло, талантливых мастериц многие знают не только на Ставрополье, их работы разъехались по всей России и даже по разным странам мира.

На выставке «Отголоски» представлены произведения «крупных форм», созданные в технике пэчворк, – большие декоративные панно: серия «Ритмы», «Февраль», «Норвегия», «Каир», «Самоцветы», «Вкус меда», «Гранатовый восток» и другие. Самая сложная среди них – «Город Креста» – сделана из 117 видов ткани. Сложенные из сотен фрагментов произведения обладают собственным настроением. В витринах интерьерные, обереговые, а также миниатюрные куклы, изготовленные без использования иголки и ножниц.

«Отголоски»: кошачья тема.
Александр Плотников«Отголоски»: кошачья тема.

«Вечерка» уже рассказывала об удивительной судьбе Ольги Васильевны Черничкиной, которой в начале 90-х пришлось резко изменить профессию: вместо деятельности инженера-проектировщика она занялась прикладным творчеством во Дворце детского творчества. А затем в 1994 году Ольга Васильевна попала на учёбу в Суздаль, на международные курсы лоскутного шитья. Их организовала невестка известного поэта Виктора Бокова, которая давно жила в США. Преподавали американские мастера, работающие в технике «пэчворк». После обучения состоялась серия фестивалей лоскутного шитья. И на каждом таком фестивале были организованы мастер-классы по изготовлению народной куклы. Ольга Черничкина прошла обучение на всех этих мастер-классах. Однако еще долго не могла решиться заняться обереговыми куклами. Потребовалось время, чтобы накопить сакральные знания и подготовиться для работы с ними. Обереговая кукла – это целый мир, загадочный, многогранный, связанный с традициями и верованиями предков.

В экспозиции выставки.
Александр ПлотниковВ экспозиции выставки.

На открытии выставки Ольгу Васильевну засыпали вопросами. Например, почему обереговые куклы без глаз. «Считалось, если сделать глаза кукле, то в нее может вселиться какая-то нечисть и она не добро принесет хозяину, а зло, – объяснила Ольга Васильевна. – Она изготавливалась без использования ножниц и иголки. А не знавшая боли кукла никогда не принесет вам зла. Моя задача сделать куклу безвредной для того, кто ее получит, чтобы она была доброй».

У наших предков было много необычных «помощников». В семье могло быть до ста обереговых кукол. Знания о том, как помогает и от чего защищает каждая из них, передавались от старших женщин девочкам. К примеру, используя нехитрый ритуал, с куклой Желанницей удавалось «договориться» об исполнении заветного желания. Фигурка куклы Параскевы была связана с древними дохристианскими верованиями в женское божество Макошь, считавшуюся покровительницей рода, плетущей нити судьбы. Одни куклы помогали обрести семейное счастье, другие – отвечали за здоровье хозяйки, третьи – за достаток в доме. У славян даже были свои «ловцы снов», спасающие от ночных кошмаров.

Чем больше погружаешься в знания, пришедшие к нам из глубины веков, тем удивительнее кажется наша связь с предками, их обычаями. Можно верить или не верить, но и сегодня обереговые куклы Ольги Черничкиной реально «работают». Об этом рассказывают люди, к которым попадают ее произведения. Кто-то делится радостью, что дочка удачно замуж вышла. Кто-то – что между супругами наладились отношения. А бывают и вовсе удивительные случаи: мужчина рассказал, как он с женой приобрел обереговую куклу, а спустя год в их семье, где 20 лет не было детей, родился малыш… Неслучайно же говорят, что эти куклы несут счастье в дом.

Обереговые куклы Ольги Черничкиной.
Александр ПлотниковОбереговые куклы Ольги Черничкиной.

Евгения Васильева – выпускница Ставропольского краевого художественного училища и Ставропольского педагогического института. Она член Союза художников России, более десяти лет преподает в родном художественном училище. Евгения занимается текстилем, имеет свой авторский почерк, иначе подходит к творческому процессу. Если Ольга Васильевна, прежде чем приступить к работе, создает эскиз, то Евгении присущ продуманный экспромт, идея ведёт её за собой. Произведения авторов отличаются стилистически. При этом они очень хорошо творчески понимают и дополняют друг друга. Кстати, и экспозицию новой выставки в Ставропольском музее-заповеднике они создавали вместе, основываясь на собственной концепции. Получилось очень гармонично и празднично.

На выставке представлена текстильная пластика Евгении Васильевой, интерьерные работы, создающие особое настроение. Невозможно пройти мимо ее живописных сов и котов. С юмором и любовью продолжает тему Ольга Черничкина. Рядом с ее миниатюрными котиками из текстиля – куклы-травницы, наполненные валдайскими лекарственными травами и душевным теплом. Кстати, их можно приобрести в зале музея-заповедника в качестве сувениров.

Выставка «Отголоски» будет работать до конца января 2021 года.

Ставрополь, Ставропольский государственный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, выставка «Отголоски», мастера прикладного искусства

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости