ОВЗ: очень взрослые задачи

Лариса Ракитянская

«Особые» дети: ответственность власти

Вовсе не удивительно, что именно летом прошла коллегия министерства образования Ставропольского края с повесткой дня «О состоянии и перспективах развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Ставропольском крае». Дети ушли на каникулы, а взрослым самое время позаботиться, чтобы и в новом учебном году всем было комфортно учиться, и «особые» дети были «включенными» в образовательный процесс, в школьную жизнь, в ее события на равных со всеми детьми...

Это был серьезный разговор, который вели взрослые и ответственные люди - члены коллегии министерства образования Ставропольского края, представители правительства и Думы СК, представители Общественного совета при министерстве образования, органов исполнительной власти края, заместители глав администраций муниципальных районов и городских округов, руководители органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов, руководители государственных образовательных организаций, общественных организаций, педагогические работники - всего 250 человек. Конечно, говорили о проблемах. Но больше — о задачах, которые ставит перед собой правительство Ставропольского края, министерство образования СК в этой непростой области.

 

К инклюзии через опыт коррекционного образования

Коллегия прошла на базе средней школы № 44 города Ставрополя. Это новое образовательное учреждение появилось на образовательной карте краевого центра почти два года назад, в ноябре 2016-го, благодаря Федеральной программе по созданию социальной инфраструктуры «Юг России».

Реабилитационное оборудование школы-интерна № 25.
Реабилитационное оборудование школы-интерна № 25.

Школа имеет приличную общую площадь - более 30 тысяч кв. м. Рассчитана на более чем 800 учащихся и состоит из 10 блоков. А еще имеет специализированные средства для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями: пандусы, лифт, специализированные санузлы, специализированная мебель, школьный автобус.

На базе школы министерством образования совместно с коррекционными школами была организована выставка оборудования для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, презентация работ обучающихся школ-интернатов, которая показала всю мощь коррекционного образования.

Были представлены обучающие комплексы и методики для детей с интеллектуальными нарушениями, альтернативные и дополнительные средства коммуникации (школа № 33, школы-интернаты № 4, 11, 17), оборудование, использующееся при обучении детей с нарушением зрения (школы-интернаты № 18, 29) и слуха (школы-интернаты № 27, 36).

Единственная в крае коррекционная школа-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 25 продемонстрировала специальные средства, которые рекомендуется иметь всем школам при обучении детей с ДЦП. Это и специализированные парты, и вертикализаторы, и параподиум, и многое другое.

Школа-интернат № 19 провела мастер-классы по изотерапии с использованием арт-технологии «Пластилинопластика». Этот способ искусства способствует творческому развитию, развитию мыслительной активности согласно взаимосвязи «рука - мозг».

Психологические центры края представили логопедические комплексы для коррекции и развития детей с ОВЗ.

Презентация творческих работ обучающихся школ-интернатов не оставили никого равнодушными. Вне зависимости от нозологических особенностей детские работы покоряли всех своей сложностью и тщательным, кропотливым исполнением. И это лишний раз подтверждает, что «особенные» дети не менее талантливы: с ними можно и нужно работать, а результаты их обучения не заставят себя ждать. В чем и убедились участники коллегии.

 

Интеграция — ключевое слово

Деятельность правительства Ставропольского края в области образования, конечно — часть государственной политики. Вот почему на коллегии еще раз прозвучало: мы руководствуемся Законами РФ «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах инвалидов, Конвенцией о правах ребенка, Указами Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Коррекционно-развивающие занятия в школе-интернате № 6.
Коррекционно-развивающие занятия в школе-интернате № 6.

Но это — формальная часть. А внутренние ее составляющие были и остаются простыми: нам надо сохранять и развивать систему образования как многофункциональную сеть школ, детсадов, детдомов, коррекционных учреждений, чтобы они оказывали детворе разнообразные образовательные, реабилитационные и абилитационные услуги. Другими словами — учить, возвращать утраченные способности и формировать эти самые способности у  малышей с отклонениями в развитии. Да и всем детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

И тут интеграция — ключевое слово. Что и подчеркивали не раз в своих выступлениях  Ирина Кувалдина, заместитель председателя правительства СК, министр образования СК Евгений Козюра, ректор СКФУ Алина Левитская, ректор СГПИ Людмила Редько, руководитель комитета образования администрации города Ставрополя Ангелина Диреганова и многие другие.

 

Только цифры

На коллегии отмечалось, что система образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью развивается в крае динамично: сегодня в крае функционируют девять образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, 34 психолого-медико-педагогические комиссии, 14 государственных дошкольных коррекционных образовательных организаций, 190 муниципальных дошкольных образовательных организаций, в которых создано 485 групп компенсирующей и комбинированной направленности, 26 общеобразовательных специальных (коррекционных) организаций, в том числе  три школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одна санаторная школа-интернат для детей, требующих длительного лечения, два детских дома-интерната системы социальной защиты населения Ставропольского края, 16 профессиональных образовательных организаций реализуют адаптированные программы профессионального обучения по 20 профессиям.

На дому по индивидуальным учебным планам обучаются 2923 ребенка-инвалида, дистанционно – 466 детей-инвалидов.

Резьба по дереву. Работа выполнена учащимися школы-интерната № 10.
Резьба по дереву. Работа выполнена учащимися школы-интерната № 10.

Развивается и процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательное пространство. В муниципальных школах края как инклюзивно, так и интегрировано, в 2017/2018 учебном году с 1-го по 11-й класс обучалось 8155 детей с ОВЗ, из них - 3440 детей-инвалидов. Функционируют и 390 коррекционных классов для детей с ОВЗ (классы для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, классы с нарушением зрения), в которых обучается 3664 ребенка с ОВЗ.

С 1 сентября 2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ и детей с интеллектуальными нарушениями. Эти стандарты реализовываются в 338 муниципальных школах и 24 государственных общеобразовательных организациях, в которых в первых и вторых классах обучалось 2366 детей с ОВЗ и инвалидностью.

Конечно, работать с «особенными» детьми должны квалифицированные люди. Вот почему начиная с 2016 года 3347 педагогов повысили свою профессиональную квалификацию, а переподготовкой были охвачены 55 педагогических работников по направлению «Педагогика и психология инклюзивного образования», «Специальное (дефектологическое) образование».

Что же делается в нашем крае для создания безбарьерной среды — в учебе, отдыхе, воспитательной работе? На этот вопрос ответила корреспонденту «Вечерки» заместитель министра образования СК Галина Зубенко:

- С 2011 по 2018 год наш край участвует в реализации государственной программы РФ «Доступная среда», в рамках которой созданы условия доступности и приобретено специализированное оборудование для обучения детей-инвалидов на общую сумму более 194 млн рублей. Сегодня безбарьерная среда создана в 152 школах, девяти организациях профессионального образования (с учетом организаций, подведомственных культуре, соцзащите, спорту, промышленности), 56 организациях дополнительного образования детей. Кроме того, Георгиевский колледж и Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники стали базовыми площадками, содействующими развитию инклюзивного профессионального образования.

К сказанному стоит добавить несколько важных моментов. Основная работа правительства Ставропольского края и министерства образования СК по обеспечению качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в государственных организациях ведется в соответствии с государственной программой Ставропольского края «Развитие образования». Для ее реализации ежегодно предусматривается более 800 миллионов рублей. В среднем в год на обучение одного ребенка с ОВЗ расходуется свыше 200 тысяч рублей.         

А еще с 2015 по 2017 год министерством образования Ставропольского края совместно с министерствами труда и социальной защиты населения СК реализовывалась программа «Право быть равным», которая  выиграла грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ней были задействованы школы-интернаты и психологические центры системы образования края. Из регионального бюджета за три года на реализацию этой программы по отрасли «Образование» было израсходовано свыше 18,5 млн рублей и средств гранта Фонда - более 14,7 млн руб. Программа позволила создать реабилитационный центр для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  «Благо» на базе школы-интерната села Красногвардейского. Школу удалось оснастить замечательным отечественным и зарубежным оборудованием. Плюс к этому - на базе психологического центра г. Михайловска создано отделение социально-трудовых компетенций для детей с синдромом Дауна и нарушениями аутистического спектра. В городе-курорте Кисловодске в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей начал действовать центр тифлокондуктивных технологий для малышей от нуля до трех лет. Центры по работе с такими детьми также были открыты в школах-интернатах  № 19 г. Изобильного, № 36 города Ставрополя,  детском саду № 31 г. Невинномысска.

 

Правительство края видит цели

Можно было бы еще много о чем позитивном рассказать. Но на коллегии не только о хорошем говорили. Правительство Ставропольского края и министерство образования знают о нерешенных проблемах. К примеру, в серьезном совершенствовании нуждается система раннего выявления детей с ОВЗ, требующая эффективного межведомственного взаимодействия.

Большинство организаций системы дошкольного образования не могут предоставить разнообразные услуги специальной помощи для удовлетворения потребности детей с отклонениями в развитии, в том числе  на дому. А в ряде территорий края попросту нет специальных комбинированных групп для детей с отклонениями в развитии  - в Арзгирском, Нефтекумском, Новоалександровском, Советском, Степновском, Труновском, Туркменском районах.

Между тем количество детей, обучающихся на дому, не сокращается, и это негативно сказывается на их социальной адаптации. Вот почему на коллегии говорили о недостаточной работе по трудоустройству детей-инвалидов и инвалидов после получения ими профессионального образования. Из 179 ребят с ОВЗ и инвалидностью, окончивших образовательные организации в 2017 году, трудоустроены только 64 человека.

Короче говоря, и правительство края, и министерство образования СК видит цели. И они вылились в конкретные решения летней коллегии. Некоторые стали, как принято теперь говорить, «протокольными поручениями» - отделам министерства и даже школам. К примеру, предстоит разработать и утвердить Межведомственный комплексный план инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на 2018 – 2020 годы. А чтобы общество видело и ценило возможности детей с ОВЗ, предстоит увеличить количество участников Национального чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс». Пока на этом чемпионате в прошлом году показали хорошие результаты только два человека из нашего края...

Всего полгода отведено на создание информационного портала «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Ставропольском крае», и это должно быть сделано совместно с министерством энергетики, промышленности и связи СК.

Детальные решения приняла коллегия и в части проведения мониторинга исполнения заключений психолого-медико-педагогических комиссий по созданию условий обучения детей с ОВЗ.

Приняты и другие конкретные решения и поставлены очень взрослые задачи. В начале нового учебного года «Вечерка» планирует побывать в нескольких школах краевого центра. Это будут интересные репортажи о том, как на практике реализуются цели и задачи инклюзивного образования.

Читайте также: Ставрополье — это монолитный и крепкий субъект с устойчивой системой этноконфессиональных отношений.

министерство образования, дети-инвалиды, правительство края

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Официально»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление