Палочка Коха живет и в элитных домах

Лариса Денежная

24 марта — Всемирный день борьбы с туберкулезом

Заведующий отделением Анатолий Возненко:  «Ну вот, здоровье идет на поправку», туберкулёз, здоровье
Лариса ДенежнаяЗаведующий отделением Анатолий Возненко: «Ну вот, здоровье идет на поправку»

Раньше туберкулез был смертельной болезнью. Сейчас он поддается лечению. И хотя наш край по заболеваемости выгодно отличается от других территорий, увы, детское отделение краевого туберкулезного диспансера не пустует. И, что обидно, часто дети расплачиваются болезнью за ошибки взрослых, которые недосмотрели, отказались от прививки, а то и заразили...

Помню, в селе, где жила моя бабушка, люди сторонились худощавой женщины, которая даже летом ходила в платке и все время кашляла в кулак. К чахоточной никто не ходил в гости, и она одиноко сидела на лавочке возле дома. Стремительная потеря веса и не проходящий кашель — симптомы запущенного туберкулеза. Но на ранних стадиях он проходит бессимптомно. Выявить инфекцию у детей можно с помощью туберкулинодиагностики — пробы Манту, о которой хорошо осведомлены даже первоклашки. Благодаря ей, в нашем крае у детей нет запущенных форм туберкулеза. Хотя в других территориях СКФО, где охват пробами Манту детского населения составляет 35 процентов, такие стадии заболевания — не редкость. В том числе по причине нехватки туберкулина.

В крае, по словам внештатного детского фтизиатра краевого минздрава Татьяны Терехиной, ежегодно выявляется около 36-40 детей, больных туберкулезом. Обнаружить заболевание помогает именно проба Манту. Ее проводят, начиная с годовалого возраста. Но в последнее время очень часто идут отказы от Манту со стороны родителей. Хотя это даже не прививка.

На смену Манту - Диаскинтест

Еще не так давно дети, у которых была гиперреакция на пробу Манту, проходили ее повторно. Потому как случалась, выражаясь языком специалистов, и ложноположительная реакция. Иногда было достаточно расчесывания места введения туберкулина. Сегодня, как рассказала Т. Терехина, у врачей появилась более достоверная диагностика — так называемый диаскинтест. Это новый экспресс-метод, разработанный отечественными учеными. В России его опробовали в экспериментальном порядке центральные территории страны в 2008 году. А через год и наш край в составе 16 областей и краев стал применять новый метод диагностики.

В отличие от пробы Манту, диаскинтест дает положительную реакцию только на активную палочку Коха, то есть если ребенок заражен туберкулезом или уже болеет им. Этот метод - «контрольный», проводится в условиях противотуберкулезного диспансера, детям с положительной реакцией Манту. В комплексе назначаются и другие исследования. Сейчас в арсенале врачей помимо цифрового рентгена есть и компьютерный томограф, который появился в диспансере два года назад. Аппарат помогает увидеть такие «тонкости», как состояние внутригрудных лимфоузлов, их мельчайшие изменения при поражении легких.

Вместо денег - туберкулез

Интересуюсь у заведующего детским отделением Анатолия Возненко: кто они, его пациенты? Обычные дети из обычных семей. Это раньше туберкулезом болели «асоциальные элементы», жители «трущоб». Сейчас – и вполне благополучные люди, и те, что живут в элитных домах.

На заболеваемость детей туберкулезом больше влияет социальный фактор – с кем живут, контактируют. Сейчас, вот, в диспансере лечится вся семья, правда, родители – во взрослом отделении. Отправились в другой город на заработки, а привезли оттуда… туберкулез.

Первым заболел отец. Несмотря на недомогание, к врачам не обращался – из-за работы было некогда. Когда состояние ухудшилось, мужчина дошел до фтизиатра. Увы, с опозданием. Врач диагностировал открытую форму туберкулеза. Позже, когда обследовали других членов семьи, заболевание, правда, в более легкой форме, подтвердилось и у жены, и у ребенка. Семья приехала на лечение по месту жительства. Вот так ребенок стал жертвой невнимания отца к собственному здоровью.

Другой маленький пациент поплатился за предубеждения своей матери к прививкам. С рождения он не получил ни одной. Да и туберкулез у него обнаружили случайно, при оформлении в школу. Врач обратила внимание на отсутствие у мальчика обязательных прививок. Потребовалось заключение фтизиатра. Ребенку сделали Манту, которая дала гиперреакцию. Позже в туберкулезном диспансере провели дополнительное обследование. Подтвердился туберкулез. Свой первый класс мальчик начал не в школе, а в стационаре.

Учеба без отрыва… от больничной койки

Лечение туберкулеза – длительное, от шести месяцев до года, в зависимости от формы заболевания. Поэтому у пациентов детского отделения, в отличие от взрослых, в распорядке дня – учебные занятия с учителями по индивидуальной программе, подготовка домашних заданий. Педагоги – школьные. А вот воспитатели, которые организуют досуг пациентов отделения, – штатные, из диспансера. Вместе отмечают праздники, дни рождения. Тем более что большинство детей – из районов края. К некоторым родители наведываются редко.

Разлуку с домом они особо не чувствуют. У всех – сотовые телефоны, а ноутбуки и планшетники, по словам А. Возненко, - через одного. В игровой комнате я увидела оставленные на столе гаджеты (в отделении был «тихий час»).

Питание в диспансере – шестиразовое (лечение туберкулеза, как известно, лежит на дне тарелки). За время лечения дети набирают в весе. Это первый признак того, что здоровье идет на поправку.

палочка Коха, туберкулёз

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление