Память - кто ты?

Василий Скакун

Что разбудит в нас истины пламя?

Только память, мой друг, только память...

Так давайте же начнем вспоминать!

О чем так страстно говорил поэт, о какой такой памяти, напрягая которую, мы должны что-то вспоминать? Что мы можем вспоминать, если каждый человек, приходя на Белый Свет как чистый лист, ничего не умея и ничего не зная, на который он и накладывает затем отпечатки приобретенных опытов. Но вот в чем дело – ни один из нас не приходит с пустыми руками, без каких-то личных приоритетов, выражаемых через абсолютно индивидуальные характерные черты, привычки и пристрастия. Откуда они? Из тех самых запасников прошлых воплощений. Вот о какой памяти говорил поэт.

Как-то Л.Н. Толстой заметил: «Как умирает человек один, так и живет человек своей внутренней духовной жизнью всегда один». С Толстым не поспоришь, но, по всей вероятности, качественность прожитой жизни каждого из нас в обязательном порядке оставляет некий след, который и называется памятью. И вообще, что такое память? Это своеобразная энергия, накопленная в течение жизни мыслями, словами и поступками человека. И качество ее зависит от того, как жил человек – если только для себя, то энергия памяти останется на какое-то время только у ближайших родственников, и то с серым оттенком. Ее может быть мало или совсем не быть. Она может быть отрицательной, если человек при жизни творил бесчинства, а может быть положительной, если жил с распахнутым сердцем.

И можно с большой долей уверенности, предполагая, утверждать, что качественность памяти просто обязана в той или иной мере влиять на жизнь души человека после его ухода из земного существования. И если бы все люди об этом задумывались, то, по всей вероятности, многие бы более осмысленно контролировали качественность своих мыслей, слов и поступков.

Помните, когда хоронят человек, то обычно соратники по работе, друзья, однополчане, родственники, говоря о достоинствах этого человека, в заключение заверяют покойника в вечной памяти. Конечно, как она может быть вечной, если те, кто заверяют, тоже не вечны на этой Земле. Быть может, в этой многовековой традиции заложен иной смысл. Утверждением о вечной памяти друзья говорят, что она вечна потому, что будет продолжаться и после окончания земной жизни уже там, на Небесах.

А вот еще один аспект, касаемый памяти. Еще в не столь отдаленном прошлом, когда было принято друзьям дарить свою фотографию, на обороте всегда писали: «На добрую и долгую память». По всей вероятности, полагая, что, просматривая альбом, человек, увидев фото старого приятеля, вспомнит добрые встречи, совместные увлечения, учебу, работу, армейскую службу, и от этого станет тепло и приятно на душе.

И если более длительна память о конкретном человеке, то значит и более весомые дела творил он в течение жизни, которые неизгладимым энергетическим потоком и после ее окончания продолжают нести свет любви и добра. Некоторым людям после смерти ставят памятники (не в кладбищенском варианте). Это архитектурный способ выражения признательности следующих поколений. Правда, они чаще ставились королям и полководцам и практически никогда людям, жизни которых выражали беззаветное служение другим людям.

Давным-давно уже нет тех, кто создавал величественные художественные произведения. Посмотрите на современных художников – создается такое впечатление, что они чураются естественного изображения вещей, предметов, человека. Все делается с какими-то вычурностями и удаленностью от природных форм. Мы все (вернее, они) просто забыли главную аксиому, что главный Учитель прекрасного – Мать-Природа. Тех истинных живописцев нет, но вложенная ими энергия жива в их произведениях – это и есть память, не имеющая сроков давности.

Скажите, а как пропустить через себя тот вклад в осознание Истины, который внес в развитие общества величайший китайский философ Лао Цзы? Он жил, представьте, 2,5 тысячи лет тому назад, написав на пергаментных листах Истины, которые, к великому счастью, сохранились для многих поколений. Он создал маленькие наставления, так называемые джаны, их 81, всем людям планеты, начиная от простолюдинов и заканчивая королями и императорами. Он сумел, осознав изъяны человеческих отношений, предложить малые по объему, но емкие по содержанию советы во многих областях, к которым человек прилагает свой разум и свои руки. И вот что интересно, и на самом деле нет на Свете человека, который бы не мечтал о всеобщем мире и личном счастье, и все готовы приложить максимум усилий для реализации своей мечты. Но почему не получается? Только потому, что не знакомы с законами Истины, которые и разработал Лао Цзы. Приведем всего два из них:

№ 79

После ссоры остаются обиды.

Что делать с ними?

Довольствоваться тем, что имеешь,

Всегда лучше в конце.

Кто-то ответит добротой,

Или враждебность никогда не рассеется.

Мудрый всегда отдает, не ожидая благодарности.

Тот, кто обладает истинной добродетелью,

Всегда ищет способ отдать,

Тот, кто не обладает ей,

Всегда ищет способ получить,

Жизнь того, кто отдает, наполняется;

Тот, кто забирает, не получает ничего.

№ 17

Лучший правитель тот,

О котором люди знают одно, что он существует.

Хуже тот правитель, которого любят и восхваляют.

Еще хуже тот, которого боятся.

И последний тот, кого презирают и кому противостоят.

Когда правитель никому не доверяет,

Никто не доверяет ему.

Великий правитель в словах

Сдержан и аккуратен.

В делах бескорыстен и бесследен.

Когда дело завершено,

«Мы сделали сами», - говорят люди.

И, конечно, самая основательная память, не подверженная забвению, относится к тем людям, которых в разных религиях называют Богами.

Вскоре после Лао Цзы приходил человек с великим желанием освободить человечество от страданий. В миру его звали Сидхарта, ушел он из жизни с именем Будда. Путь спасения представился ему в четырех истинах. Первая истина была в том, что все люди подвержены страданиям. Вторая истина в том, что причина страданий – страсти. Третья истина в том, что, чтобы избавиться от страданий, надо уничтожить в себе страсти. Четвертая истина в том, что для того, чтобы уничтожить страсти, нужны четыре дела. Первое – пробуждение сердца; второе - очищение мыслей; третье – освобождение от недоброжелательности; четвертое - пробуждение любви ко всему живому.

Примерно в это же время был написан и Талмуд – некие правила жизни в иудаизме. Что нес он: «Спеши к доброму делу, хотя и незначительному, и беги от всякого греха, ибо одно доброе дело влечет за собой другое, а один грех порождает другой: награда добродетели – добродетель, наказание порока – порок».

Две тысячи лет назад был прислан Христос с миссией Спасителя мира. Но мы как-то примитивно поняли Его роль, полагая, что мы будем грешить – воюя, воруя, обижая, а он будет спасать нас. Он принес в мир Любовь как радикальнейшее средство (как панацею) противостояния всему негативу жизни. Последняя заповедь Христа выражает все Его учение: «Любите друг друга, как Я полюбил вас, и потому все узнают, что вы Мои ученики, если вы будете иметь любовь друг к другу». Он не говорит «...если вы верите в то или иное», но «...если вы любите».

Затем пришел Магомет. И напрасно многие считают мусульманство агрессивной верой. Вот слова Магомета: «Всякое доброе дело есть милосердие. Дать воды жаждущему – это милосердие. Убрать камни с дороги – это милосердие. Убеждать ближних, чтобы они были добродетельны, – милосердие. Указать страннику путь – тоже милосердие. Улыбнуться, глядя в лицо ближнего, - милосердие».

И каждый из нас пришел в эту жизнь, чтобы отыскать в своей памяти те Истины, которые и способны нас сделать счастливыми.

Скакун, эзотерика, грани бытия

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов