Памяти Витислава Ходарева

.

19 сентября поэту, одному из самых активных организаторов возрождения казачества на Ставрополье Витиславу Васильевичу Ходареву исполнилось бы 80 лет

Не знаю, как сложилась бы моя дальнейшая судьба, если бы я не встретил на своем жизненном пути этого человека. По специальности я горный инженер-геофизик. В 70-х годах ХХ века работал начальником сейсморазведочных партий. В 1974 году местом их базирования было выбрано село Отказное Советского района. Для функционирования необходимо было согласование с рядом местных организаций, в том числе и районной пожарной инспекции. С целью проверки и согласования противопожарных мероприятий на базу прибыл молодой старший лейтенант – руководитель районной пожарной службы Витислав Васильевич Ходарев. После необходимых проверочных мероприятий у меня с ним непроизвольно зашел разговор о моем месте рождения. Я рассказал, что родился в кубанской станице Расшеватской, мой род относится к казакам-однодворцам, которые много веков назад охраняли Рязано-Белгородскую засечную линию Московского государства, а в начале XIX прибыли на Северный Кавказ и основали поселение Аршаватское (с 1832 г. - станица Расшеватская). Витислав сказал, что является терским казаком, родился в станице Зольской, но большую часть жизни прожил в станице Лысогорской Георгиевского района.

Витислав Ходарев с детства писал стихи, в том числе для школьной стенгазеты. После окончания десяти классов решил стать шахтером, поступил в горнопромышленную школу. Получив специальность, стал работать в шахте Донбасса проходчиком и забойщиком. Несколько раз побывал под завалом каменного угля и не случайно позже об этом поведал в своих стихах:

 

 …О, это давнее, святое
В себе храню не кое-как!
Я знаю, что это такое –
Катать в забое порожняк.

 

Был призван на службу в ряды Советской армии, проходил ее в Ракетных войсках. После демобилизации   был корреспондентом газеты «Ленинская правда» в Георгиевске, художником и секретарем комсомольской организации в колхозе «Советская Россия». Романтик по натуре, он побывал на БАМе, на Каспии работал помощником капитана противопожарного корабля.

Вернувшись домой, окончил юридический факультет Кубанского государственного университета. Долгие годы работал в органах МВД СССР, ушел со службы в звании подполковника.

В 80-х годах ХХ века принято было приглашать на предприятия в обеденный перерыв писателей, поэтов, деятелей культуры, искусства. 7 декабря 1989 года творческий вечер проходил в актовом зале треста «Ставропольнефтегеофизика». Среди выступавших был и Витислав Ходарев. После я подошел к нему и напомнил о нашей встрече, случившейся 15 лет назад, а затем пригласил к себе в кабинет выпить чая. Во время чаепития мы невольно перешли на обсуждение казачьей тематики. В то время на Северном Кавказе как грибы стали возникать общественные организации различных национальностей. В конце беседы мы пришли к единому мнению, что и казакам необходимо создать свою общественную организацию с целью возрождения казачьей истории, традиций, культуры и быта.

В газете «Труд» в то время было напечатано интервью с руководителем общественной казачьей организацией г. Москвы
Г. Немченко. После ознакомления с этой статьей мы поехали с Витиславом в Москву. Он тогда занимал должность ответственного секретаря Союза писателей Ставрополья, а я – председателя профкома объединения СНГФ. Побывав в Москве и ознакомившись с работой московской общественной организации казаков, мы решили создать и в нашем крае такую же казачью организацию. С этого времени моя жизнь стала полностью принадлежать казачеству.

Сейчас молодое поколение вряд ли может представить себе, что в то время создать общественную казачью организацию было равносильно броситься на ДОТ (долговременную огневую точку). До конца 80-х годов ХХ века о казаках еще сохранились самые негативные домыслы как о реакционном сословии, которое воевало против Советской власти и Красной Армии.

История казачества вплоть до 90-х годов ХХ века подвергалась строгой цензуре. Попытки ее изучения предпринимались многими учеными. Однако они вынуждены были анализировать и изучать ее на другом качественном уровне. Их основные исследования проходили по линии конца 20-х годов ХХ века. В это время шел процесс становления марксистской методологии, а значительная часть историков старой школы эмигрировала. Оставшиеся же вынуждены были заниматься наиболее аполитичной тематикой - вопросами культуры. Тогда о казачестве практически не вспоминали. Многие политологи, занимающиеся этническими проблемами, становились заложниками существующей власти и доказывали, что казаков, как народа, не существует, что они полностью слились с другими народами в единую историческую общность – советский народ, а поэтому и не стоит заниматься историей казачества.

Но у Витислава Ходарева и его сподвижников к тому времени сложилось твердое убеждение, что, несмотря на препятствия, необходимо предпринимать все меры для создания общественных казачьих организаций.  

Первые общественные казачьи организации на Ставрополье стали возникать к концу 80-х годов ХХ века. В ноябре 1989 года в городе Ессентуки был проведен казачий круг, на котором атаманом был избран Василий Феоктистович Титов. В те времена официально говорить, а тем более проводить, казачьи мероприятия, не имея на это никаких средств и разрешений, было невозможно, поэтому придумывались различные совещания, на которые приглашали и казаков. Так, в апреле 1990 года В.В. Ходарев и автор этих строк были приглашены в Москву на Всероссийское совещание по спасению Волги и недопущению строительства канала из Оби в Среднюю Азию. В это же время казаками-энтузиастами в Москве был создан оргкомитет по проведению Первого учредительного казачьего круга в Москве. После окончания Всероссийского совещания в Колонном зале Дома Советов состоялась конференция участников по спасению Волги, на которой В.В. Ходареву было доверено выступить от делегации казаков. Поднявшись на трибуну, он прочитал проникновенное стихотворение о казачестве:

 

Говорили мне:
- Брось чудачества,
Вспоминать, что быльем поросло,
Ну какое теперь казачество?
Все пропало и все ушло.
Отскакали свое буланые,
В степь с уздечкою не пойдешь.
И стальные клинки булатные
Лишь в музеях теперь найдешь.

Говорили мне:
- Брось чудачества,
О другом постарайся петь,
В прошлой жизни осталось казачество,
Мол, его-то и не узреть…

 

И вдруг, подняв руку, как это делал В.Маяковский, громогласно закончил:

 

Дай же, Бог, чтоб жило чудачество,
К седлам, буркам тянулись вновь,
Нет, осталось, живет казачество,
Вечна наша казачья кровь.

 

После последних слов стихотворения все присутствующие в течение десяти минут стоя аплодировали ему.

25 апреля 1990 года в здании Ставропольского отделения Союза писателей был создан оргкомитет по возрождению казачества в Ставропольском крае. Председателем этого оргкомитета избран Витислав Ходарев. По состоянию здоровья он через месяц вынужден был покинуть эту должность, но, несмотря на это, оргкомитет попросил его подготовить доклад и выступить с ним на Первом Большом казачьем круге, который состоялся 28 сентября 1990 г. На этом круге был создан Ставропольский краевой Союз казаков Ставропольского края, а В.В. Ходарев избран товарищем (первым заместителем) атамана этой краевой казачьей общественной организации.

29 сентября того же года на Крепостной стене была установлена мемориальная плита со словами из стихотворения В. Ходарева:

 

«Память о казачестве бессмертна,
Подвиги казачества в сердцах».

 

Все члены Совета атаманов казачьи обязанности выполняли на общественных началах. Каждые выходные дни ездили на своем транспорте по станицам, а по понедельникам после работы проводили заседания, которые иногда заканчивались за полночь.

Ему, потомственному терскому казаку, казачья тема всегда была наиболее близка. Именно казачеству в разные годы он посвятил 20 книг; среди них поэмы: «Казачий круг», «Высота Толстова», «Фронтовая полоса», «Станица», «Казачья любовь», «Казачьи сны», другие поэмы и стихи. Его поэзия наполнена правдой, благородством и добром, неподдельной честностью. Витислав Васильевич побывал во многих станицах левобережья Терека, встречался с гребенскими казаками. Им собрано и издано большое количество книг о станичных суевериях, переведено на русский язык множество стихотворений болгарских поэтов.

Витислав Хадарев ушел из жизни 6 октября 2013 года. В своем соболезновании после кончины поэта епископ Пятигорский и Черкесский Фео-
филакт написал: «Витислав Васильевич Ходарев воплощал в себе лучшие качества казака-терца. Он был честным и бескомпромиссным человеком, отдавшим всего себя возрождению народной культуры во всем ее многообразии. Верность и преданность терскому казачеству, памяти десятков поколений предков, достойно проживших свои жизни на земле благословенного Кавказа, неразрывно связана была у Витислава Васильевича с верностью православию, глубокой, не показной церковностью. Совсем не случайно одной из вершин его творчества стало поэтическое переложение жития святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского».

Витислав Ходарев был лауреатом литературных премий: им. Семена Бабаевского, Константина Симонова, Николы Фурнаджиева (Болгария).

Незабвенно любил он свою малую родину – станицу Лысогорскую, которой посвятил одно из своих стихотворений: «Лысогорье мое»:

 

Здравствуй, отчий мой дом!
Здравствуй, старый наш сад!
Воротился я к вам,
Воротился назад.

К тополям, что шумят
Как в былые года,
Где под нами цветет
Лебеда, лебеда.

Здравствуй, детства приют!
Здравствуй, отчий порог!
Как светло на душе,
Все в себе я сберег;

И в ромашках тропу,
По которой ходил,
И станицу свою
Я в душе сохранил.

Здравствуй, печка в тиши!
Здравствуй, берег крутой!
Лысогорье мое,
Хорошо мне с тобой.

Возле Лысой горы
Вновь сады расцвели,
Где о прошлом поют
Золотые шмели.

 

Он много лет был членом правления, секретарем Союза писателей России, председателем Ставропольского краевого отделения Союза писателей России. Ему присвоены звания: «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и «Почетный член Пазарджикской писательской организации Союза писателей Болгарии», «Почетный гражданин станицы Лысогорской».

Витислав Васильевич в своем творчестве сумел, как никто другой, искренне и проникновенно, отразить вехи сложной истории казачества, его культуру и традиции, всем сердцем радея за единство казачества.

Петр Федосов,
член Союза журналистов РФ.

Фото:
http://stav-history.ru/2019/02/kazachij-pushkin/

Витислав Ходарев

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»