Пандемия как форс-мажор

Олег Чесноков

Продолжение. Начало в №№ 205, 207-209.

 

В докладах и выступлениях участников состоявшегося в Ставрополе круглого стола на тему «Путеводитель для малого бизнеса: как государство помогает предпринимателям» прозвучало очень много полезной информации. Мы подробно рассказали о мероприятии в нескольких предыдущих номерах газеты. Специфике форс-мажорных обстоятельств в условиях пандемии коронавируса автор решил посвятить отдельный материал.

 

Выступление Ольги Войтехиной на круглом столе.
Выступление Ольги Войтехиной на круглом столе.

Начальник юридического отдела Торгово-промышленной палаты Ставропольского края Ольга Войтехина рассказала участникам круглого стола о пандемии, как обстоятельстве форс-мажора, и о том, как надо действовать при невозможности исполнения договорных обязательств.

Последствия эпидемии COVD-19 коснулись очень большого количества предпринимателей, в том числе и в нашем регионе. Именно наличием обстоятельств непреодолимой силы, или, другими словами, форс-мажора. После начала пандемии коронавируса семнадцати региональным Торгово-промышленным палатам России дано право свидетельствовать форс-мажорные обстоятельства по внутренним контрактам. ТПП Ставропольского края – одна из них.

После старта этой практики предприниматели стали оценивать условия заключенных договоров на наличие положений о форс-мажорных обстоятельствах. В случае их присутствия бизнесмен имеет право обратиться в Торгово-промышленную палату Ставропольского края за выдачей документа, подтверждающего существование форс-мажорных обстоятельств.

– Нам поступило очень большое количество обращений, – подчеркнула Ольга Войтехина. – Однако только 2-3 процентам от их общего числа было выдано заключение о наличии непреодолимых обстоятельств. Дело в том, что многие просто не до конца понимают, что такое форс-мажор, а также не могут доказать причинно-следственную связь между запретительными мерами и наступившими последствиями, в связи с чем и получают отказы.

 

Что такое форс-мажор

Как же правильно ориентироваться в такой ситуации? В первую очередь необходимо чётко знать юридическую формулировку форс-мажора. Это чрезвычайные непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства, делающие невозможным надлежащее исполнение обязательств.

Бизнесмен освобождается от ответственности только при абсолютной невозможности погасить долг. Ссылки на то, что это сделать было затруднительно, в расчёт не принимаются. К примеру, в ТПП поступило много обращений о том, что с началом пандемии стало трудно осуществлять предусмотренные ранее заключенными контрактами доставки товаров в другие регионы, но в этих случаях предпринимателям поступали отказы. Для положительного исхода должны присутствовать обстоятельства полной невозможности поставок, то есть полное закрытие границ субъектов. А этого не было.

Самым основным признаком форс-мажора является чрезвычайность, то есть обстоятельства исключительные. Те, которые невозможно было предвидеть при заключении договора. Для лучшего понимания этого можно привести такой пример – в Торгово-промышленную палату часто обращаются представители бизнеса, подписавшие контракты уже после начала ограничительных мер в связи с распространением коронавируса. Они ссылаются на то, что не могли предвидеть сроки действия карантина. Однако в этих случаях никакой чрезвычайности нет – последствия стороны должны были предусмотреть, а не надеяться на авось.

Следующий признак обстоятельств непреодолимой силы – непредотвратимость. Это ситуация, когда любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Третий признак форс-мажора – непреодолимость. То есть возникшее обстоятельство должно повлечь полную невозможность исполнения обязательств. Именно полную, а затруднения не считаются. Например, стопроцентной непреодолимостью для организаторов служит запрет на проведение массовых мероприятий, например, выставок или ярмарок.

Обобщая вышесказанное, Ольга Войтехина отметила, что по сложившейся практике законодатель дает сторонам свободу в определении таких событий, как пожар, наводнение, пандемия и других в качестве форс-мажора. При этом они должны соответствовать трём критериям. Это чрезвычайность – исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, непредотвратимость – любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, а также непреодолимость.

 

Иные пути защиты интересов

В случае если в договоре не прописаны конкретные условия форс-мажорных обстоятельств, у предпринимателя имеется возможность обратиться к Гражданскому кодексу России – пункт 3 статьи 401. Там установлено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несёт ответственность, если не докажет, что исполнение оказалось невозможным из-за непреодолимой силы, то есть форс-мажора.

Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает и иные пути защиты интересов предпринимателя в случае возникновения обстоятельств, за которые ни одна из сторон договора не отвечает. Так, в соответствии со статьёй 416 Гражданского кодекса, обязательство прекращается невозможностью исполнения, если последняя вызвана наступившим после возникновения обязательства фактом, за который ни одна из сторон не отвечает.

Согласно статье 451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено документом или не вытекает из его существа.

Таким образом, перечисленные пути правовой защиты рисков могут помочь минимизировать убытки, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением договоров по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств.

 

Что не считается форс-мажором

Ответ на это вопрос даёт всё тот же пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров или необходимых денежных средств.

Исходя из этого, разного рода отсылки к неисполнениям обязательств со стороны, например, субподрядчиков также не являются основанием для выдачи заключений о форс-мажорных обстоятельствах. Как и отсутствие на рынке необходимых товаров. А недостаток финансовых средств как причина неисполнения обязательств и вовсе фигурирует в обращениях в Торгово-промышленную палату региона чаще всего. Естественно, всем, кто приводил его в качестве довода в собственную защиту, было отказано.

 

Что такое обстоятельства непреодолимой силы

Во-первых, Ольга Войтехина развеяла зачастую бытующее заблуждение, что форс-мажором является наличие и распространение коронавирусной инфекции само по себе. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся лишь ограничительные или запретительные меры органов государственной власти. Например, введенные указом Президента России нерабочие дни, приостановление деятельности предприятий и организаций, запрет на проведение массовых мероприятий и другие подобные действия, в частности, предусмотренные в нашем регионе постановлением губернатора Ставропольского края № 119 от 26 марта текущего года. Конечно, учитываются и внесенные в документы последующие пояснения и дополнения.

Между ограничительными мерами и проблемами, появившимися у предпринимателей, обязательно должна быть выстроена причинно-следственная связь. Зачастую заявители не обращают на это внимания и получают отказ.

 

Что делать

– В случае возникновения непредвиденных обстоятельств в первую очередь необходимо уведомить об этом своего партнера по бизнесу, перед которым имеются договорные обязательства, – обращает внимание Ольга Войтехина. – Это нужно сделать официально в письменном виде. Затем следует провести переговоры и заключить дополнительные соглашения. Если же договоренности не будут достигнуты и контрагенты на уступки не идут, остаётся только доказать наличие форс-мажора.

Одним из основных документов для этого как раз и является заключение Торгово-промышленной палаты. Ещё одно важное условие для его получения – обязательство уже должно быть нарушено реально. Никакие прогнозы и предчувствия по этому вопросу во внимание не принимаются. Даже самые точные. Если срок исполнения обязательств истекает, к примеру, в декабре 2020 года, то обращаться в палату за заключением можно только после его истечения, а не раньше. Это – ещё одна ошибка, которую допускают многие бизнесмены.

В направляемом в Торгово-промышленную палату Ставропольского края заявлении на предоставление заключения о форс-мажоре предпринимателю необходимо указать наименование, реквизиты и предмет заключенного договора. Начало и окончание срока действия документа также нужно вписать обязательно. Ольга Войтехина ещё раз акцентировала внимание аудитории круглого стола на том, что заявителей очень большое количество, и часто они упускают что-либо из вышеперечисленных требований.

Кроме того, бизнесменам необходимо предоставить справку об объёме выполненных обязательств по договору. Также в заявлении, форму которого можно найти на сайте ТПП СК, нужно отдельно отметить, что подающая его сторона принимает на себя ответственность за достоверность всех предоставленных сведений и документов.

В этом году заявления на признание обстоятельств форс-мажора принимаются Торгово-промышленной палатой региона бесплатно, но с 2021-го планируется принимать их за деньги.

 

История вопроса и куда обращаться

Ещё весной текущего года Торгово-промышленная палата Российской Федерации организовала вебинар с членами ТПП в субъектах страны. Там прозвучало заявление о том, что из-за наплыва обращений планируется вернуть региональным палатам право выдавать документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы – форс-мажора – по внутренним контрактам.

– Доказательство наличия обстоятельств непреодолимой силы будет происходить проще, если в контракте будет прямо указано, что о форс-мажоре свидетельствует конкретная ТПП, – отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты России Вадим Чубаров.

И процесс, как говорится, пошёл. В условиях турбулентности рынков в Торгово-промышленную палату Ставропольского края начали поступать многочисленные вопросы от представителей регионального бизнеса. Большая часть из них касается форс-мажорных обстоятельств, вызванных пандемией COVID-19.

Президент ТПП СК Борис Оболенец во взаимодействии с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кириллом Кузьминым, представителями других бизнес-объединений края и Северо-Кавказского федерального округа готовы оказать поддержку и содействие всем обратившимся. Торгово-промышленная палата Ставропольского края рассматривает пандемию как возможное форс-мажорное обстоятельство в соответствии со статьёй 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По вопросам оформления документов о форс-мажоре можно обращаться в ТПП СК по телефону 8 (8652) 77-73-72 или электронной почте tppskuo@gmail.com. Контактное лицо – начальник юридического отдела палаты Ольга Владимировна Войтехина.

пандемия COVID-19, COVID-19, пандемия

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление