Парадоксы — вот единственная правда

Василий Скакун

Иногда, просматривая фотографии своей юности, невольно сожалеешь о тех сотоварищах по школе или институту, которые, по тем или иным причинам не найдя своей собственной дороги в жизни и под напором нерешаемых обстоятельств, переходящих в болезни, вынуждены были так рано покинуть этот мир. Как мы уже ранее выяснили, цель наших жизней – это обретение качества, а не некое количест-во лет или материальных ценностей. Качество жизни (ее энергетическая сущность) – это то, что мы можем забрать с собой (после того, как …), а количество, в чем бы оно ни выражалось, всегда остается здесь.

Нас всех, начиная с пеленок, постоянно поучают тому, что хорошие манеры непременно приводят к добротной жизни, а приверженность ко всему плохому и приводит в конце концов ко всему плохому. Мы все придерживаемся (по крайней мере, внешне) этой линии хорошего поведения, но почему-то результат иногда бывает иным. Зачастую это происходит, наверное, потому, что под понятием «хорошо» мы воспринимаем только такие намерения или действия, которые способствуют обретению только личного «хорошо» и, как правило, вне зависимости от способов его достижения и вне зависимости от степени расплаты за это личное «хорошо».

Но все мы живем в сообществе таких же, как мы, и, как правило, достижение личного «хорошо» обусловлено двумя возможностями. Добиваясь личного удовлетворения, невзирая на то, как это соотносится к окружающим меня людям (которые тоже не прочь обладать тем же самым «хорошо»), и даже если это «хорошо» я делаю за счет того, что кому-то будет плохо, но я все равно продолжаю его делать. Но в таком случае, так как наши жизни – это постоянное общение, взаимосвязь и взаимовлияние со всеми теми, с кем идем по жизни плечом к плечу, эти личные претензии к самоулучшению жизни (как правило, быта) входят в противоречие с обществом, это личное «хорошо» начинает во мне перерастать в личное «плохо». Удивительно, что подобные несоответствия были озвучены еще императором старого Рима Марком Аврелием: «Если бы ты даже хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества, ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотво-рены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза у человека».

Оказывается, существует понятие идеального «хорошо». Как это понимать? Это когда ты делаешь себе хорошо (все что угодно), но это твое «хорошо» влияет на общественное «хорошо», каким-то образом приумножая его суммарность, то есть как бы работая только для себя, но это «для себя» встроено во всеобщую программу «для всех». Соблюдение подобных принципов развития и составляет базовую основу любого процветающего сообщества. Ибо иначе просто невозможно развиваться и человечеству, и индивидууму. Поэтому и говорится о подчиненности личных интересов общественным, но, естественно, соблюдая некий паритет, основу которого опять-таки являет нравственная составляющая. Тот же Аврелий заметил: «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласовано с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жиз-ни». А совесть и правда – это есть некие общевселенские приоритеты, которыми наделен каждый человек и которые сами по себе и упорядочивают наши жизни, непременно выводя общественные интересы в фарватер своих личных, но не ущемляя последних. Почему подобное не получается ни у большинства наших соотечественников, да и, если говорить честно (положа руку на сердце), то и у страны тоже? Потому как личное ради личного практически всегда идет вразрез с личным ради общественного. И только по одной причине – не берем в помощники своих намерений и планов их реализации эти два постулата – совесть и правду, и тогда все наши усилия меняют приоритеты, тогда то, что «для себя», входит в противоречие с тем, что «для всех». И тогда все идет кувырком, так как нарушается истинная логичность дополняющих друг друга компонентов.

И в подтверждение маленький пример. Вот если бы в нашей стране совесть и правда (объединенные с усилиями правительства) не позволили всем причастным к нефтяному бизнесу поднять цены на бензин выше семи рублей за литр, так как там и так «навара» было более чем достаточно, то сельское хозяйство и экономика страны, а также каждого из нас – ее жителей – не рухнули бы на колени и паритет цен был бы сохранен, да и влияние кризиса было бы не столь ощутимым. За базовую основу экономики надо было брать буханку хлеба, а не литр бензина, а иначе опять поставили телегу впереди лошади.

Какой вывод вытекает из всего: нравственность является высшим приоритетом всей деятельности везде и во всем. При этом, наверное, нельзя забывать главного – что нас (человечество) подобным соответствием наделили Те, Кто и создавал это человечество. Мы же, не веря этому, все время пытаемся изобретать свои, иные средства и методы ведения хозяйства, строя, и все время эти попытки либо упираются в стены тупиков, либо теряются в непроходимых болотах жизни.

Обратим свой взор в недалекое социалистическое прошлое, когда страна жила по неким искусственным принципам – все для сообщества: тракторы, металл, ракеты, танки и т.д. И человек со своими личными намерениями, помыслами, потребностями не был логически встроен в эту огромную все переламывающую машину всеобщего созидания.

Во время войны (и по этим тоже причинам) гибли миллионы, хотя могли гибнуть тысячи. Немцы признавались, что они были утоплены в крови русского солдата. Человека с его личным «я» просто не существовало. Если за годы войны было расстреляно всякими заградительными отрядами своих же своими (не немцев!) целый миллион. А причина подобного отношения к человеку все та же – отсутствие совести и правды. А двести пятьдесят лет назад Екатерина II (кстати, немка по национальности) тратила один миллион рублей из сорока девяти миллионов годового бюджета России на выкуп соотечественников из турецкого плена, платя за каждую русскую душу от ста до ста двадцати рублей, пока не освободили Крым от турецкого ига и влияния. Турки практически ежегодно совершали набеги на русские земли, пленяя всех и вся, затем продавали их в рабство. (Корова в те времена стоила пятьдесят копеек). Все познается в сравнении, ведь не так ли?

А что же теперь? Резкий разворот курса корабля (страны) на сто восемьдесят градусов, и что получили? Интересы страны (сообщества) никого не интересуют, а каждый и всякий набивают (правдами и неправдами) карманы своего личного «хорошо». Опять же забывая, что «туда» мы забираем качество (то есть какими средствами ты их набивал: обманом, взятками, насилием и т.д.). От разбора полетов еще никого не отстраняли, иначе зачем тогда наличие встроенного в каждого из нас механизма записи всего и вся.

И опять-таки все тот же вопрос: почему все это происходит? И опять все тот же ответ: отсутствие элементов личного контроля со стороны совести и правды. И опять (в очередной раз) получаем все тот же негатив, то есть опять наступаем на те же самые грабли.

И как бы мы (человечество) ни хвастались всевозможными достижениями в области техники и технологии, компьютеризации и всеобщей техногенной революции, все это без нравственных начал некий «пшик». Раньше первобытный человек дрался дубиной и камнем, сейчас деремся ракетами и иным сверхумным оружием. Но ведь опять деремся, несмотря ни на что, постоянно обманываем друг друга! По этому поводу изумительно высказался Эрих Фромм: «Мы сделали чудесные вещи, но не смогли сделать из себя существ, которые были бы достойны громадных усилий, затраченных на эти вещи. В нашей жизни нет братства, счастья, удовлетворенности: это духовный хаос и мешанина, близкие к безумию».

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов