Перемены начинаются... с себя

Лариса Ракитянская

 

Перемены начинаются... с себя
 

В канун прошлогоднего Дня учителя оргкомитет конкурса «Директор школы – 2011» назвал имена 30 сильнейших директоров страны. Среди них — и Алексей Анатольевич Хитров (кадетская школа им. генерала А. П. Ермолова г. Ставрополя). Недавно Алексей Анатольевич вернулся из поездки в Швейцарию и Германию, где, как победитель конкурса, проходил стажировку. Делегация из России посетила пять европейских школ. О своих впечатлениях директор «кадетки» сегодня делится с читателями «Вечернего Ставрополя».

Нашли
десять отличий
Конечно, российские руководители школ в первую очередь интересовались отличиями европейских от наших, родных. И, можно сказать, нашли «десять отличий». Ключевое — в том, что, к примеру, в той же Германии директора школ и учителя являются пожизненными государственными служащими и защищены законами государства. А по российскому законодательству директора школы могут уволить без объяснения причин в любой момент.
Второе отличие — нагрузка. В немецком провинциальном городке Лёрахе обычный учитель в среднем имеет нагрузку 23 - 25 часов. Кстати, само количество рабочих часов учителя в год соответствует количеству рабочих часов государственного служащего в земле Баден-Вюртенберг...
Третье — в Германии школьные каникулы в целом составляют 30 дней в году.
Понятие «сопровождение учебного процесса», как рассказал Алексей Хитров, в том же Лёрахе весьма условно: там в школе нет медпункта и медработника. А начальная школа — отдельно стоящее здание. Немцы умеют считать деньги — все до копейки, вот и говорят: зачем нести расходы на содержание здания, закупку медикаментов, зарплату медработника, когда скорая медицинская помощь может приехать в течение 7 - 10 минут?
- Это нас удивило, - рассказывает Алексей Анатольевич. - В тех школах, где мы были, столовых тоже нет: есть 55 минут большой перемены, родители дают с собой питание. Кормить и лечить — это дорого, считают немцы...
- А четвертое отличие — не так уж удивительное для нас, - говорит А. Хитров. - В наших школах тоже есть проблема с учителями-мужчинами, только вот у нас их процент — нижайший, а немцы переживают по другому поводу: рождаемость там — проблема! Как правило, один ребенок в семье. 10 лет назад в школе работало 70 процентов мужчин, а за последние годы осталось только 30. Для нас и это было бы много! Но немцы очень озабочены: растущая «женская» составляющая в педагогической среде, считают они, сказалась на дисциплине школьников. К тому же в стране развито движение за права женщин: феминистки «продвинули» эти все вопросы, и популярность работы педагогов-мужчин стала ослабевать...
- Пятое отличие, - говорит директор «кадетки», - тоже для нас новость. Ремонтом школы директор не занимается, это - «головная боль» специалиста из администрации земли. Он сам приезжает и определяет, что делать. Ремонт производится на бюджетные деньги. Чем больше граждане платят налогов, тем больше выделяется средств на содержание школы.
Шестое отличие — контакт с родителями.
- У нас, - говорит Алексей Анатольевич, - новый закон об образовании предлагает это дело всячески развивать. А в Германии нам очень понравилось влияние общественных институтов на школьную жизнь. Например, там есть наблюдательный родительский совет. Отличие в том, что немецкие родители сами туда хотят попасть, и никого не надо загонять палкой, администрации школ даже приходится урезать эту инициативу. А у нас, к сожалению, все по-другому.
Седьмое отличие — молодые специалисты. Таких проблем с ними, как у нас, там нет. И подготовка учителя строится совсем по-другому — теория сочетается с практикой: три месяца человек учится в институте, три месяца работает в школе. Имеет индивидуальный учебный план.
- Вот потому, - считает Алексей Анатольевич, - у директора школы нет проблем с поиском учителя: заходит он на специальный информационный портал в поисках кандидатуры, подает заявку, и в течение недели приходит более 140 предложений от желающих работать учителем. Для директора и это проблема, потому что он должен объяснить общественному совету, почему взял на работу этого, а не другого человека...
А. А. Хитров продолжает:
- Мы вообще-то буквально засыпали наших европейских коллег вопросами. Я интересовался отчетностью, и директор школы г. Лёраха даже пошутил: мол, наверное, к нам приехал самый плохой директор школы, если он об этом спрашивает. В Германии кучу отчетов пишут только те школы, которые находятся на плохом счету, а хорошие - просто работают. Плодить горы бумаг, считают немцы, нет смысла, это непродуктивно.
Вот вам и восьмое отличие от нашей российской школы!

Учиться, учиться и еще раз учиться!
Алексей Анатольевич, рассказывая о поездке в Европу, не раз возвращался к девятому отличию: что в Германии, что в Швейцарии, можно сказать, одинаковый подход к организации учебного процесса. Здесь это - «святая святых», то, к чему прикасаться нельзя — за это наказывают как за серьезное правонарушение. И это – девятое отличие.
В одну из школ Лёраха наша делегация приехала, к примеру, на 15 минут раньше — еще шли уроки. И директор вежливо попросил подождать. Немецкая точность тут ни при чем, просто во главу угла там ставят знания. А у нас, если уж в школу пожаловала какая-то комиссия, урок прерывай, бросай, доставай свои 15 папок.
Кстати, А. Хитров рассказал, что в немецкой школе он наблюдал, как в учительской четверо преподавателей обсуждали мероприятие, которое будет проходить в школе аж в ноябре. У них все размерено и распланировано на дальнюю перспективу, а у нас — часто и густо бывает в пожарном порядке и «вчера»...
Гости и комиссии в школе — еще полбеды, считает А. Хитров. Сильно вредит образовательному процессу в его школе еще и то, что детей можно снять с любого урока для «обеспечения» какого-либо мероприятия — не важно, городского или краевого уровня. Да, кадеты имеют отличные результаты по строевой подготовке, школа гордится спортивными, военно-патриотическими достижениями и наградами, в том числе — и краевого, и общероссийского уровня. Но это вовсе не значит, что кадеты должны «маршировать и подавать ручку» по поводу и без — в ущерб получению знаний.

Десятое
отличие - зарплата
Конечно, наша делегация интересовалась у своих европейских коллег, сколько же получает после института школьный учитель. Оказывается, примерно 2800 евро в месяц — сразу достойная зарплата! К тому же работа учителя престижна. А на фоне зарплаты учителя жалованье директора школы лишь в полтора раза больше. Вот вам и 11-е отличие: у нас, наоборот, эта разница бывает и в 10 раз...
А еще в Европе по-другому учат: самое главное, учителя не «тянут за уши» ребенка: ему на неделю дается задание, и ученик с учителем определяют, как эту тему отрабатывать. Не сделал — получи задолженность. И в другой раз успевай! Это сказывается на умении учиться и в дальнейшем по-умному выбирать свой жизненный путь, считает
А. Хитров. Ведь в той же Германии всего 25 процентов выпускников идут в вузы, а у нас по три диплома на семью... В Европе вообще хорошо развита система среднего профессионального образования, престижно быть рабочим, потому что зарплаты позволяют достойно жить...
И еще один момент: в Швейцарии, чтобы принять поправки в закон об образовании, для начала проводится референдум, на котором жители высказывают свое мнение по тому или иному вопросу. Исполнительная власть просчитывает затраты, связанные с поправками (потянет или нет), а потом законодатели оформляют все это через соответствующие законы. У нас, к сожалению, не всегда так получается.

Какие «европейские цветы» пересадим?
Я спросила Алексея Анатольевича, какие же «европейские цветы», по его мнению, могут прижиться на нашей почве.
- Знаете, день на пятый я захотел приехать домой, - признался А. Хитров. - Понял: все в наших руках! Мне кажется, что мы уже приблизились к тому времени, когда становится ясным: каждый человек должен делать свое дело. Учитель – учить, водитель – водить машину, управленец – управлять, родитель – думать и создавать соответствующие условия для развития своего ребенка, а еще лучше, своим примером показывать отношение к семье, жизни, к окружающим. В Европе мы увидели ту планку, к которой нужно стремиться, поняли, что нам много надо работать над собой. Очень плохо, что у нас все еще нет доступных дискуссионных площадок по проблемам образования — на уровне всей страны. Плохо, что у нас нет ни одного депутата — директора школы...
А опыт я привез главный: буду создавать в «кадетке» Общественный управляющий совет: хочу, чтобы были помощники — активные родители. А еще мы пересмотрим план работы школы на будущий год за 2012-2013 учебный год: думаю, главным его пунктом нужно сделать учебу.
- Не «зарежут» вам такой план?
- Пока мы находим понимание с управлением образования, но я надеюсь и на родителей. Социальный слой школы стал меняться: к нам пошли дети из обеспеченных семей, и их мамы и папы дают социальный заказ: у нас дети пришли учиться, а не маршировать! Родители по Закону РФ «Об образовании» и должны задавать такой тон. И я это уже наблюдаю: в конце учебного года у нас было собрание, куда пришли 120 родителей. Все они выразили готовность наши инициативы поддержать.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов