Перманентная реформа в терминах арифметики, физики, геометрии и русского языка

Лариса Ракитянская

Начало июля обозначилось новостью: министр образования Ольга Васильева заявила на заседании профильного комитета Госдумы о переводе всех российских школ из ведения муниципалитетов в подчинение региональным властям

Министр считает, что наступил новый исторический период, который требует «государственных школ». Речь идет, по сути, о возвращении школ в государство и выстраивании государственного управления. Комментировать этот посыл пока не берутся чиновники от образования, но журналисту, как и педагогам, и руководителям образовательных учреждений, все же интересно, что даст очередная реформа образовательному пространству страны. Мнения, как всегда, разделились: кто-то приветствует перемены, кто-то приводит аргументы «против». «Вечерка» предлагает небольшой обзор на тему — в терминах арифметики, геометрии и русского языка.

 

Геометрия и физика: вертикаль и сила «тяжести»

Самое общее определение слова «вертикаль»: направление, перпендикулярное к горизонтальной плоскости. С точки зрения физики, можно применять понятие «сила тяжести» - ею и задается точность вертикальной линии.

- Наверное, министр образования России считает, что нам не хватает «гравитационной составляющей» в управлении, - говорит учитель физики, одна из моих знакомых. - Во всяком случае, мы так поняли ее слова о том, что «у федерального и региональных министерств сегодня нет прямых рычагов влияния на 44 тысячи российских школ». Но я лично не разделяю эту точку зрения: думаю, что городские и сельские школы испытывают управленческое влияние со стороны Министерства образования РФ. Яркий тому пример — государственные образовательные стандарты — общеобразовательные и профессиональные. Если этого мало, то я не знаю, чего еще не контролирует Минобр России в наших школах...

Впрочем, согласна с предложенной министром реформой учитель математики одной из школ нашего города:

- Благодаря переподчинению можно будет привести образовательные программы в разных городах в соответствие с федеральными. Ольга Васильева считает, что сейчас муниципальные власти имеют право участвовать в создании образовательных программ и это, с ее точки зрения, мешает созданию единого образовательного пространства.

Министр нам прямо сказала: «Получается, мы не собираем страну, а ее растаскиваем»...

 

Время, закон и дело

Ольга Васильева уточнила: полномочия по управлению школами планируется передать менее чем за три года. Но, по сути, реформа начинается с 16 изъявивших желание пилотных субъектов страны. Процесс переподчинения уже стартовал в Санкт-Петербурге, Самарской и Астраханской областях.

Для распространения этого начинания на все регионы, по словам Васильевой, потребуются законодательные изменения. Глава думского комитета по образованию и науке РФ Вячеслав Никонов в ответ сказал о готовности депутатов сотрудничать с ведомством по данному вопросу. (Подчинение большинства школ в России муниципальным властям было закреплено Законом «Об образовании» в 1992 году. Кроме того, во всей стране, как и у нас в городе, существуют учебные заведения регионального (государственного) подчинения. — Л. Р.)

Министр образования заявила: у нас нет пяти или 10 лет. Ольга Васильева убеждена, что реформа пройдет даже быстрее, чем за три года. Она же привела еще один довод в пользу переподчинения: речь идет об «оптимизации», то есть о сокращении численности чиновников, которые отвечают за школьные дела.

Одна из моих собеседниц-педагогов считает, что реформа даст старт новому витку бумажной работы на несколько лет вперед. Потому что потребуются не только изменения в законодательстве, но и «переналадка» в сфере правового и имущественного регулирования. Процесс коснется действующих уставов, лицензий, аккредитации.

Утешает, что сферы здравоохранения и культуры пережили этот непростой этап, начавшийся года три назад. Только вот стало лучше или хуже в этих отраслях — все еще открытый вопрос, вызывающий в обществе споры по сей день...

 

Про деньги

Суть реформы предполагает и экономическую составляющую: в стране банально не хватает средств. Но бюджет сферы образования — статья вроде бы неприкосновенная. Хотя и тут есть возможности для сокращения расходов.

К примеру, в сети Интернет можно встретить мнение директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы Татьяны Клячко. Она считает, что реформу образования «подстегивает» экономическая ситуация: муниципалитеты зачастую не имеют возможности обеспечивать нормальное функционирование школ именно из-за денег. А переподчинение школ регионам способно помочь в решении этой проблемы. Ведь как часто бывает: в городской школе внезапно прохудилась крыша, требуется частичный ремонт. А деньги на эти цели в бюджете текущего года не заложены. Директор школы идет на поклон к руководителю муниципального органа управления образованием, а тот говорит: денег нет. И уже сам идет в министерство образования субъекта. Если там дадут денег, будет ремонт крыши, откажут — пойдем на поклон к муниципальной власти. Круг замыкается...

Тут уместна цитата из заявления Ольги Васильевой - к вопросу про деньги: «Все говорят, что сфера недофинансирована, но даже то, что есть, должно идти в правильное русло».

 

Шей да пори...

В начале июня стало известно, что тестирование нового порядка управления школами уже началось в Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге. И еще 16 регионов Российской Федерации изъявили желание в нем участвовать.

Мировая же практика говорит о том, что школы должны быть на муниципальном уровне.

– И я думаю, что в конечном итоге мы все-таки опять к этому вернемся – возможно, сделав сейчас шаг в сторону большего государственного влияния на школы, - прокомментировала ситуацию директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы Татьяна Клячко в одном из интернет-изданий. - Поскольку без этого влияния наблюдаются, скажем так, некоторые негативные ситуации при доведении денег до школ. Нередко муниципалитеты, имея много социальных обязательств, деньги, выделяемые на школы, частично тратят на другие нужды. Хотя и сейчас государство достаточно серьезно присутствует в школьном образовании, средства на зарплату учителям и на учебные расходы выделяет именно регион. И вопрос состоит только в эффективном доведении этих денег до школ.

По этой «позиции» с Т. Клячко заочно спорит еще один педагог:

- Муниципалитеты, как правило, не могут «нырять» в бюджетную строку «Образование» - тут все контролируемо, и проверяющие органы такое не пропустят...

Однако Т. Клячко убеждена при этом, что после улучшения экономического состояния страны опять можно будет ставить вопрос о том, чтобы школы все-таки были не только на территории, но и под опекой муниципальных властей. Шей да пори — не будет поры...

 

Опять расходы — уже на «русский язык»

Большинство моих собеседников не одобрило переподчинение школ под государственное крыло. Прозвучало и такое мнение: приказы не обсуждаются. И озвученная реформа - это уже решенный вопрос. А то, что пострадают от нее и муниципалитеты, и школы — очевидно. Хотя бы потому, что будет жесткая регламентация финансирования: муниципальные школы наверняка окажутся перед фактом «остаточного принципа», когда средства из центра субъект будет вынужден «размазывать» на сельские и городские школы «тонким слоем» - как на бутерброд в бедной семье. Ответственность же наверняка останется: городам придется, как и сейчас, изыскивать из своего бюджета дополнительные деньги на содержание школ. Наверняка на плечи муниципалитетов ляжет и бумажно-канцелярская часть работы — за те же печати, штампы, вывески нынче надо заплатить, и каждой школе (а в Ставрополе, к примеру, их около 50) вновь потребуются денежки. Это к вопросу о «русском языке»...

Пока не ясно, что будет с учреждениями дошкольного и дополнительного образования — останутся ли они в муниципальном подчинении или станут государственными. Но и этой составляющей образовательного пространства надо будет заниматься. Кто будет это делать — еще один вопрос о сокращении численности чиновничьего аппарата в сфере образования. В городах чиновников «оптимизируют», а «оптимизированные» куда перетекут? На уровень субъекта. Вот вам и еще один школьный предмет — химия — закон сохранения энергии...

Что из всего этого выйдет, конечно, покажет время, ведь перманентная реформа образования продолжается.

школа, общество

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление