Первенец новой индустрии

Станислав Маслаков

5 апреля в краевом центре будет открыт первый в крае частный технопарк «Мастер»

Помещения вычистили, выкрасили, поменяли крышу, залили пол.
Ярослав РаспутинПомещения вычистили, выкрасили, поменяли крышу, залили пол.

В последние годы Ставрополь радовал своих жителей многими достижениями. Это и уверенный рост численности населения, и внушительные объёмы строительства, и статус самого благоустроенного города России, новые детские сады и школы. А вот крупных событий, связанных с развитием промышленности, не было давно.

Богатое индустриальное наследие советской эпохи, как и везде в стране, таяло с каждым годом. Одни предприятия смогли приспособиться к новым условиям и даже стали мировыми лидерами – как «Монокристалл». Другие, главным образом связанные с оборонной сферой, долгое время едва выживали, но в последние годы обрели второе дыхание и также успешно развиваются. Увы, десятки заводов полностью прекратили своё существование, включая таких гигантов, как «Красный металлист» и «Автоприцеп-КамАЗ». Но в последнем случае, стараниями краевых властей и частных инвесторов, на месте знаменитого предприятия будет не заброшенная промзона, а новый индустриальный оазис.

 

Нет худа без добра

О том, что завод автоприцепов будет окончательно закрыт, стало известно несколько лет назад. Автомобильный гигант из Татарстана переживает тяжелейшую оптимизацию, меняет логистику и содержать убыточное дочернее предприятие за полторы тысячи километров от основного производства не намерен. Обычно в таких ситуациях работы сворачивают, персонал сокращают, всё ценное вывозят, а территории и корпуса попросту забрасывают или в лучшем случае отдают под склады.

Но в нашем случае сошлись два важных фактора. С одной стороны, воля и решимость регионального руководства – в первую очередь губернатора Владимира Владимирова и краевого минпрома, возглавляемого Виталием Хоценко, – прекратить деиндустриализацию Ставрополя и найти способ использовать даже столь непростой момент во благо города. С другой – готовность к диалогу со стороны татарстанских владельцев ликвидируемого предприятия. На месте завода автоприцепов остаётся не просто огромная территория с прекрасной логистикой, но и готовые корпуса, развитая инфраструктура, все необходимые коммуникации. Бросать на произвол судьбы такой потенциал было бы крайне недальновидно.

«Особого внимания требуют земельный и имущественный комплекс предприятия. Заводскую территорию мы должны рассматривать как будущий региональный индустриальный парк. К этой цели мы движемся и сворачивать не намерены» – такие цели заявил губернатор Владимир Владимиров. И сегодня эта задача выполнена.

В 2014 году между Правительством Ставропольского края и руководством группы компаний «КамАЗ» было заключено соглашение о сотрудничестве. Результатом совместной работы стало создание на базе ликвидированного «Автоприцеп-КамАЗ» первого в регионе частного индустриального парка, в котором разместятся десятки новых, востребованных производств. Благо, соответствующий опыт имеется как у ставропольских властей, так и у инвесторов из Татарстана, сотворивших в своей республике настоящее индустриальное чудо.

В таких обветшалых цехах давно ничего не производилось.
Ярослав РаспутинВ таких обветшалых цехах давно ничего не производилось.

 

Гигант на руинах

В Набережных Челнах ещё в 2004 году был создан Камский индустриальный парк «Мастер». ОАО «КамАЗ» вложило в проект производственные и офисные помещения, а руководство Татарстана предоставило денежные средства для обновления и развития инфраструктуры. Для привлечения резидентов в парке был сформирован дополнительный набор инструментов поддержки.

Руководство республики предоставило ОАО «КИП «Мастер» льготы по налогам на имущество и землю, что позволило добиться низкой ставки аренды производственных и офисных помещений. Резиденты парка пользуются всеми мерами господдержки, начиная с субсидирования затрат на обучение персонала и заканчивая лизинг-грантом и субсидией на приобретение технологического оборудования.

В свою очередь, автогигант признал резидентов парка привилегированными партнёрами, гарантировал заказ на производимую ими продукцию при условии соблюдения соотношения «цена - качество», а также предоставил возможность использования товаропроводящей сети КамАЗа для реализации произведенных на территории КИП «Мастер» автомобильных компонентов. Помимо этого, в случае необходимости ОАО «КамАЗ» берёт на себя обязательства по обеспечению таких производств полным пакетом проектно-технологической документации, организации бесперебойных поставок заготовок собственного производства.

КИП «Мастер» строился в несколько этапов. Если площадь первой очереди составляла около 45 тыс.кв.м, то на данный момент территория парка выросла до 643 тыс.кв.м. На них работает свыше 250 резидентов, 80% из которых – субъекты малого и среднего бизнеса. Создано порядка 5 000 рабочих мест, а выручка за 2014 год превысила 28 млрд руб.

Предприятия будут разделены заборами.
Ярослав РаспутинПредприятия будут разделены заборами.

 

Специфика региона

Нечто подобное, но в несколько меньшем масштабе и с учётом местной специфики будет создано и в Ставрополе.

Ставропольский краевой индустриальный парк «Мастер» будет также создан на условиях государственно-частного партнёрства. Региональные власти предоставляют резидентам те же льготы и преференции, что и в других созданных в крае индустриальных парках. В свою очередь, инвесторы вкладывают средства в санацию производственных и офисных помещений, а также инженерной инфраструктуры. Помимо этого, решением бытовых вопросов резидентов будет заниматься частная управляющая компания, дочерняя фирма ГК «КамАЗ».

5 апреля будет открыта первая очередь СКИП «Мастер» площадью 20 тысяч квадратных метров. Впоследствии территория парка будет увеличена в шесть раз, а инвестиции в инфраструктуру составят порядка 1,2 млрд руб. По итогам полной реализации проекта на территории парка планируется работа порядка 48 резидентов, которые должны обеспечить работой более 700 человек. Совокупная выручка предприятий, по предварительным подсчётам, превысит 2,1 млрд руб., а налоговые поступления в бюджеты всех уровней – 211 миллионов.

Уже известны первые резиденты парка. В отличие от «старшего брата» из Набережных Челнов, СКИП «Мастер» не будет делать упор на машиностроение, хотя и предприятие по сборке небольших партий автомобильных прицепов также планируется. Упор в выборе резидентов будет сделан на диверсификацию производства, импортозамещение и выпуск востребованных на ставропольском рынке товаров. Уже сейчас о желании работать в СКИП «Мастер» заявили производители ветряных генераторов, передвижных нефтяных установок, а также мебельное производство.

Будущее СКИП «Мастер» во многом зависит от экономической ситуации в стране и регионе. Но как бы она ни сложилось, потребность быстрорастущего Ставрополя в новых предприятиях, которые создадут сотни рабочих мест, будут платить налоги в бюджеты всех уровней и обогатят своей продукцией региональный рынок, вполне очевидна.

технопарки, Хоценко, автоприцепы, министерство промышленности, Мастер, Владимиров

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Экономика»