Первый с «Востока»

Роман Кияшко

День космонавтики. «Вечёрка» берет на себя смелость рассказать о реакции на первый полёт человека в космос глазами печатной прессы того времени

Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели.

Константин Эдуардович Циолковский

Первая полоса газеты Вечерний Ставрополь к 55-летию полёта Гагарина в Космос
Первая полоса газеты Вечерний Ставрополь к 55-летию полёта Гагарина в Космос

История знает не так уж много случаев, когда определенное событие заставило миллионы жителей планеты почувствовать свою принадлежность к человеческой расе и на время отбросить предрассудки, связанные с национальностью, религией и политикой. Безусловно, главным таким событием в XX веке, а может, и за всю историю, стал первый полет человека в космос.

«Известия», 15 апреля  1961 г.
«Известия», 15 апреля 1961 г.

Сегодня космонавтика – удел не только нескольких десятков человек, а также сотен и тысяч других, кто готовит каждый полет. Очередной рывок в технологиях или полученные данные о неизведанных уголках Вселенной воспринимаются с воодушевлением, но сдержанно. Объем информации о космосе растет с геометрической прогрессией, и доступ к ней открыт любому желающему. Поэтому нам сложно представить, что испытали 12 апреля 1961 года жители планеты, когда узнали о первом космическом полете корабля-спутника «Восток» с человеком на борту. «Вечерний Ставрополь» берет на себя смелость рассказать о реакции на это событие глазами печатной прессы того времени.

«ТАСС уполномочен заявить...»

В печатной прессе сообщения о полете Гагарина появились только на следующий день, 13 апреля. Ничего странного в этом нет. Газета готовится днем раньше, то есть сверстанные номера за 12 апреля поступили в печать 11 апреля, когда полет в космос первого человека был еще государственной тайной.

Кстати, специально для СМИ правительство подготовило три текста. Их запечатали в конверты, которые, не мудрствуя лукаво, назвали 1, 2 и 3-м и отправили на радио, телевидение и в ТАСС. Руководство страны должно было сообщить, какой конверт следует вскрыть. Два других при этом подлежали немедленному уничтожению. В первом было сообщение о том, что полет прошел успешно, его и услышало человечество из радиоприемников:
«После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полёта 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.

«Комсомольская правда», 14 апреля  1961 г.
«Комсомольская правда», 14 апреля 1961 г.

Лётчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Осуществление полёта человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством».

Содержание двух других было не столь позитивным. Под цифрой два скрывалось послание о том, что корабль не вышел на заданную орбиту и совершил экстренную посадку, а СССР обращается к странам и народам мира с просьбой помочь в поиске и спасении первого космонавта.

И, наконец, в конверте под номером три было сообщение о том, что Юрий Гагарин трагически погиб.

«Комсомольская правда», 13 апреля 1961 г.
«Комсомольская правда», 13 апреля 1961 г.

Советский космос

Таким образом, мир узнал о полете советского человека в космос примерно в полдень. По всей стране прокатились стихийные демонстрации, останавливались производства, графики срывались. Прежде история знала только один подобный случай — официальное объявление об окончании Великой Отечественной войны.

Но вот прошли сутки, и в свежих выпусках ежедневных газет по всему СССР с первых полос кричат сообщения о великом достижении социализма – человек в космосе, советский человек! Сложно в столь короткий срок подготовить несколько авторских материалов о полете в космос, но у творческих редакций это получилось. Так, номер 88 газеты «Комсомольская правда» от 13 апреля 1961 года был полностью посвящен полету «Востока», а точнее, его главному пассажиру. Первая полоса, конечно же, пестрела официальными обращениями.

«Вечерняя Москва», 14 апреля 1961 г.
«Вечерняя Москва», 14 апреля 1961 г.

«Комсомолка», как и большинство печатных всесоюзных и региональных изданий, опубликовала «Обращение к Коммунистической партии и народам Советского Союза! К народам и правительствам всех стран! Ко всему прогрессивному человечеству» от имени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и правительства Советского Союза, подготовленное ТАСС. Несложно догадаться, что в этом сообщении речь шла преимущественно о правильном курсе партии, победе над прогнившим капитализмом, который не смог выиграть эту гонку, об отсталой царской России, которая «не могла и мечтать о совершении таких подвигов в борьбе за прогресс, о соревновании с более развитыми в технико-экономическом отношении странами». 

Автор, а точнее, коллектив авторов, так как текст наверняка прошел много инстанций, в сообщении о первом полете человека в космос упомянул о мире во всем мире, коммунизме, предыдущих успехах космической программы.

На второй полосе оказался любопытный материал – диалог между Хрущевым, который в это время был недалеко от Сочи, и Гагариным днем 12 апреля через несколько часов после полета. В том, что такой разговор состоялся, сомневаться не приходится, но вряд ли он прошел в столь «помпезной» форме:

«Известия», 15 апреля  1961 г.
«Известия», 15 апреля 1961 г.

«<…> Н.С. Хрущев: - Я рад слышать Ваш голос и приветствовать Вас. Буду рад встретиться в Вами в Москве. Мы вместе с Вами, вместе со всем нашим народом торжественно отпразднуем этот великий подвиг в освоении космоса. Пусть весь мир смотрит и видит, на что способна наша страна, что может сделать наш великий народ, наша советская наука.

Ю.А. Гагарин: - Пусть теперь все страны догоняют нас!

Н.С. Хрущев: - Правильно! Очень рад, что Ваш голос звучит бодро и уверенно, что у Вас такое замечательное настроение! Вы правильно говорите - пусть капиталистические страны догоняют нашу страну, проложившую путь в космос, пославшую первого космонавта. Все мы гордимся этой великой победой».

Небольшие заметки, разбросанные по полосам, кричали о блистательном полете. Слесарь-лекальщик В. Иванов досадовал на плохую погоду в тот день. Герой Социалистического Труда телятница К.К. Петухова «говорила» о гордости «за своего великого земляка К.Э. Циолковского, научные предсказания которого сбылись».

А вот так представляла будущее космической эры народная артистка СССР Надежда Обухова:

«Мириады звезд сверкают в ночном черном небе – таинственные, высокие. А сегодня над Землей пролетела еще одна звезда – ясная, как глаза первого человека, проникшего в Космос, горячая, как его сердце, стремительная, как его мечта.

Пройдут годы. В древней лунной пыли люди давно уже найдут вымпел с серпом и молотом и водрузят его на самой красивой лунной горе, на самом высоком ее пике. Красноватый Марс и огненная Венера перестанут быть загадкой, и межпланетные корабли будут уходить все дальше и дальше от родной Земли.

Но никогда не забудет мир о первом человеке, о советском человеке, дерзнувшем взлететь к звездам.

Никогда не забудет мир о его подвиге, ибо он – как прекрасная песня, которая никогда не умирает».

Герой мира

14.04.1961 Комсомольская правда
14.04.1961 Комсомольская правда

14 апреля в час дня Юрий Гагарин прилетает в Москву. Встречать его собрались все первые лица страны. «Сюда, к этой асфальтированной площадке Внуковского аэродрома, уносились сегодня сердца и мысли всех советских людей, где бы они ни были, что бы ни делали», - пишут «Известия» в московском вечернем выпуске. Корреспондент «Вечерней Москвы» рассказывает, что «в это время человеческое море уже захлестнуло Внуковский аэропорт. Тысячи москвичей из всех 22 районов большого города приехали сюда, чтобы первыми встретить неустрашимого крылатого советского человека».

Кстати, в тот же день во всесоюзных газетах появились три указа Президиума Верховного Совета СССР. В первом майору Гагарину присвоили звание Героя Советского Союза, во втором утвердили новое звание «Летчик-космонавт СССР», а в третьем первым новое звание получает Юрий Гагарин. И, к слову, улетал в космос он старшим лейтенантом, а вернулся уже майором. Версий о том, кто принял решение повысить в звании первого человека в космосе, несколько, но во всех информационных сообщениях фигурировал уже майор Гагарин.

Вскоре после прилета последовала поездка в открытом ЗИЛ-111В на Красную площадь, где прошел митинг. Торжества продолжились на приеме в Кремле. На следующий день Юрий Гагарин и конструкторы, которые работали над полетом, дали пресс-конференцию, на которой отвечали на вопросы зарубежных коллег. Началась череда визитов первого космонавта в страны зарубежья.

Почти с первых дней полета в газетах стали появляться заметки ученых о перспективах, которые открылись перед человечеством после полета Гагарина в космос. По мелочам не разменивались и пророчили межпланетные полеты и колонизацию других миров уже через несколько десятилетий. Строились гипотезы о том, какие формы жизни могут обитать на Марсе и Венере, ведь тогда еще не знали, что на планете-двойнике Земли адские условия, а на планете бога войны – безжизненная замерзшая пустыня. Но были и более сдержанные прогнозы:

«<…> Перед космонавтами будет расстилаться безграничная Вселенная. Правда, расстояния до звезд и даже до планет солнечной системы при наблюдениях с корабля-спутника, облетающего Землю на сравнительно близком расстоянии, практически остаются прежними. Но даже не ожидая того, уже близкого времени, когда человек на межпланетных кораблях посетит Луну, полетит к Венере и Марсу, наука узнает очень много нового о строении Солнца, звезд и чрезвычайно далеких от нас звездных систем – галактик, об устройстве поверхности планет. Ведь отныне земная атмосфера более не будет препятствием развитию астрономии.

Новая, «внеземная» астрономия, которую удастся создать благодаря завоеванию космоса человеком, по своему уровню и глубине познания Вселенной будет настолько же выше современной астрономии и астрофизики, насколько эти последние отличаются от астрономии Птолемея и Гиппарха. <…>

В. Федынский, доктор физико-математических наук»

Планы были грандиозные во многом, даже самые реалистичные из них обещали полеты к другим мирам уже в течение нескольких лет. Наука и техника получили мощнейший толчок в развитии.

Шел 1961 год — начало новой космической эры. Первый человек в космосе – советский человек.

День космонавтики, Гагарина

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Наука и технологии»



Последние новости

Все новости

Объявление