Петр Акинин: «Экономический кризис — это проблема нравственная!»

Лариса Ракитянская

Петр Акинин: «Экономический кризис — это проблема нравственная!»
«Вечерка» продолжает тему мирового финансового кризиса. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с деканом, заведующим кафедрой, доктором экономических наук, профессором Ставропольского государственного университета, заслуженным работником высшей школы РФ Петром АКИНИНЫМ, который выступил на страницах нашей газеты по этому поводу еще 25 октября прошлого года. Тогда он рассказал нашим читателям о глубинных причинах мирового экономического кризиса, а сегодня предложил неожиданный поворот темы: ученый считает, что государству и обществу сейчас жизненно необходимо преодолеть кризис в нравственной сфере...

А у нас был Леня Голубков...  

– Петр Викторович, почему Вы сочли необходимым поговорить на эту тему?
– Потому что нынче речь надо вести в первую очередь о «финансовом эгоизме». С этим термином мы очень часто встречаемся в последнее время, и он по своей сути означает одно: это массовая безнравственность. Это — аморальное поведение бизнеса — ложь, обман, блеф. Ложь банков, рейтинговых компаний, широкое внедрение различных криминальных схем движения финансов. 
Но все это случилось не вдруг — так всегда было во всем мире. А у нас, вспомните, был Леня Голубков, вошедший в анналы истории как «превосходное» достижение отечественного маркетинга. 
Была у нас и воровская приватизация...
– С ней до сих пор никакая власть так и не справилась...
– Конечно, легче всего кивать на властные структуры. Однако попытаемся взглянуть на эти процессы глубже, вернувшись к тому же Лене Голубкову. Если мне не изменяет память, то в нашей стране обманутых вкладчиков в лихие 90-е годы было порядка 40 миллионов человек. По большому счету, это 40 миллионов семей, а если принять во внимание, что в современной российской семье в среднем три человека, то обманутыми оказались порядка 120 миллионов!
– Так ли уж обманутыми? Ведь в «пирамиды» их за рукав не тянули?
– В том-то и дело! Вряд ли можно поверить, что большинство населения страны надеялось на пресловутые 1000 процентов прибыли! Просто многие рассчитывали первыми «снять сливки». То же самое можно отнести и к результатам приватизации. Только одним удалось урвать склад, магазинчик, а другим — морской порт или крупный комбинат.

О нашей деградации...

– Да уж, наше государство скатилось до 143-го места на планете в коррупционном рейтинге! Что же делать?
– Позвольте привести цитату из обращения редактора журнала РБК Петра Власова: «...деградация человеческого капитала продолжалась и происходила столь же стремительными темпами, как и в 90-е годы. Сегодня в России больное, быстро умирающее, плохо образованное, в большинстве своем абсолютно пассивное, зачастую агрессивное, циничное и аморальное население, уровень сознания которого соответствует, скорее, эпохе позднего феодализма, а не задачам построения «инновационной экономики». Прослойка творческих, активных, культурных и образованных людей, которые являются двигателями каждой нации, истончилась настолько, что это похоже на едва заметную радужную пленку поверх глубокой мутной лужи.
Любые стратегии, любые планы по прорывам, «догоняниям» и «диверсификациям» будут неизбежно натыкаться на эту простую, но глубоко сложную в плане разрешения проблему. Однако решать ее надо — по-другому она никак «не рассосется».

Классическое образование против кризиса

– Но кому же по силам такая задача — остановить деградацию населения?
– Кто заварил эту кашу, тот ее пусть и расхлебывает! Я в первую очередь имею в виду экономистов. Но экономистов другого формата — не хищников, не финансовых плутов и мошенников, а высоконравственных интеллигентов.
Воспитать и научить именно таких специалистов мы и поставили цель в Ставропольском государственном университете. Ее мы определили для себя, кстати, еще в самом начале подготовки экономистов. Именно в нашем вузе были накоплены и продолжают развиваться гуманитарные науки и традиции. Потому что в постановке учебного процесса мы шли не от техники и технологии, а от человека, от его потребностей, его сущности. Именно благодаря структуре кафедр и специальностей классического университета в СГУ за 80 лет существования сформировались крупные научные школы в области истории, социологии и политологии, литературы. Сегодня на мировоззрение наших студентов серьезное положительное влияние оказывает факультет искусств. Разумеется, что при всем при том продолжают развиваться инфокоммуникационная, математическая, лингвистическая культуры, позволяя органично сочетать фундаментальные и прикладные знания. Многие наши студенты получают дополнительную квалификацию - «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», получают знания по ряду предметов на иностранном языке.
– Но сейчас много говорят и пишут о «кризисе перепроизводства» специалистов с высшим образованием...
– Это миф! Есть избыток суррогатных специалистов — экономистов, юристов. И — явный недостаток хорошо подготовленных, отвечающих современным требованиям! Разумеется, я далек от иллюзий, что мы в нашем вузе решили буквально все проблемы в этой сфере. Но тем не менее наш опыт, наши реалии свидетельствуют о высокой конкурентной способности наших выпускников. Они востребованы на рынке труда. При этом я имею в виду не только наш регион, но и крупные компании столиц — Москвы и Питера, других больших городов страны. Сегодня наши выпускники замелькали и за рубежом. Наши студенты прекрасно показывают свои знания на серьезных конкурсах, олимпиадах, инновационных салонах. Системное знание глобальных процессов позволяет им глубже разбираться и в социально-экономических, и в политических региональных проблемах.
Повторю: наш университет готовится встретить свое 80-летие, а экономический факультет — 15-летие. Именно эти 15 лет вобрали в себя лучшие традиции минувших 80 лет. На том стоим! И уверенно смотрим вперед, в посткризисное развитие России!

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление