По главной улице с оркестром

Наталья Буняева

Сегодня в моей, давно ставшей своеобразным клубом, кухне необычный гость – Алексей Алексеевич Хуторенко. Он – главный дирижер концертного духового оркестра имени Д. А. Осиновского.

У меня профессия «дирижер» вызывает не просто интерес, скорее недоумение: ну стоит, ну машет палочкой, а оркестр все равно играет и смотрит в ноты. Да что я: некоторые известные композиторы считали эту профессию «делом темным».

И вот передо мной молодой человек! Хотя ожидала я... Ну такого царственного старика что ли? Нет, молодой, скорее похож на борца, боксера, кого-то такого: бицепсы накачаны хорошо. Хотя кисти рук выдают: живые, не стесняется жестикуляции.

Началось все для Алексея Хуторенко давно, в третьем классе: пришли педагоги из 67-й школы музыкантских воспитанников. Отбирали талантливых ребят посредством тестов. Не сложно: отстучать ритм, спеть песню ну и что-то еще... В общем, отправился Алексей в интернат для музыкантских воспитанников. «Все было сложно, как в армии или у спортсменов. В этом интернате готовили музыкантов для Во-оруженных сил. После этой суровой школы многие поехали в Москву, в военно-музыкальное училище».

В 15 лет Алексей уже был предоставлен сам себе. Москва ошеломила и размахом, и людьми, в этом огромном городе затеряться вовсе не трудно. Но не затерялся Алексей, а вместе с товарищами по училищу стал готовиться к первому в жизни параду на Красной площади.

«Вы знаете, никакого волнения не было... Скорее детское любопытство: все суетятся, репетиции, подгонка формы, в общем, всякие интересные сборы. Наша коробка шла сразу за командующим армией. Когда ты в общем оркестре, звук и справа, и слева... Нет, слова подобрать трудно. До сих пор со мной фотографии с того парада. А потом еще были парады, всякие и разные. Принимал я участие и в общем оркестре, когда тысяча оркестрантов собирается перед главной трибуной. Звучание невероятное».

А потом парады воспринимались, как тяжелая работа, которую надо было выполнять. На Красной площади их было еще восемь. Училище – вполне себе военное: два раза в день строевая подготовка, ни складочки на кровати, квадратные (специальными дощечками подбитые) подушки.
Жизнь покатилась дальше под гром духового оркестра. В 99-м – военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени Чайковского. По окончании – распределение в войска. «Я попал в Воздушно-десантные войска. Точнее, ВДВ ОДБ – отдельная десантная бригада. Быть дирижером в войсках – это значит служить в них. Оркестранты выполняли ту же работу, что и десантники. Особенно запомнилась чистка картошки: заходишь на кухню, а там – гора! И с утра до вечера чистишь и чистишь ее... Ну и играли: на смотрах, на встречах кого-нибудь важного. Не всегда было легко. Играли и при низких температурах. На улице минус сорок, а оркестр на плацу марши исполняет. Бывало, кто-то прислонится к трубе щекой, и все: отдирали инструмент с мясом.

Наша служба не имеет регламента, как и во всей армии. Случалось десантникам на учения выехать. Они уезжают, а мы за них выполняем всю работу: ходили в наряды, охраняли особо важные объекты, была огневая подготовка. И я, дирижер, с ними. И с парашютом приходилось прыгать. Ну это армия...»

Мой главный вопрос: и кто же такой вообще – дирижер? Ведь «дело-то темное»...

Знаете, дирижер, это своего рода психолог. Он просто обязан чувствовать оркестр, каждого музыканта. Хоть как: спиной, боком, видеть каждого. А оркестранты боковым зрением должны видеть дирижера: он управляет оркестром. Ну как бы собирает его воедино.
Служба в армии – это подчинение командирам. Ныне покойный (погиб в авиакатастрофе) Валерий Халилов, дирижировавший и парадами на Красной площади, создатель уникального проекта «Спасская башня», начальник военно-оркестровой службы России, перевел меня в Ставрополь. В 247-й десантно-штурмовой полк. Там я служил пять лет, и в 2013 году в звании майора уволился из армии. Сейчас я главный дирижер концертного духового оркестра имени Осиновского Даниила Аркадьевича».

Сейчас, кроме дирижирования в оркестре, Алексей преподает в Ставропольском краевом колледже искусств. За несколько лет до этого занимался с кадетами. «Перво-наперво научил их дисциплине, а потом помог вывести коробку оркестрантов-кадет на ставропольский парад. Хорошие ребята, талантливые, целеустремленные, любят музыку, как я, наверное... Ну... Еще. Знаете, я всегда буду дирижером. Дирижеры умирают за пультом. Я еще молодой, еще много чего впереди».

 

Читайте так же:

Там и проверилось наше товарищество.

дирижер, Ставрополь, военные музыканты

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление