Почему селедка покраснела?

Лариса Денежная

Почему селедка покраснела?

Только не от стыда. Кусочки филе селедки имитировали лосось. Нет, здесь не было обмана. Производитель — ООО «Океан Трейдинг Компани-П» (г. Санкт-Петербург) — честно написал на этикетке: «Филе сельди «Под лосось».

Эти консервы разнообразили цветовую гамму закусок на праздничном столе. Гости, наверное, так и съели бы под водочку и прочие напитки рыбное филе, не придав значения природе этого продукта, если бы не один дотошный участник банкета. Оный обратил внимание почтенной публики, пристально присмотревшись к кусочкам филе: дескать, что за странная «заливная» рыба. Цвет — красный, «косит» под лосось. А если приглядеться — проступают через красноту «серебристые» разводы селедочного филе. Организаторы застолья подтвердили: да, так и есть, крашеная селедка. Купили для ассортимента. А вскоре этот продукт стал объектом нашего исследования.

Маркировка консервов имела такой микроскопический шрифт, что прочитать ее мы смогли после увеличения фотоизображения на компьютере. И, знаете, интересные обнаружились детали.

Загадочный Понсо

В составе продукта помимо непосредственно кусочков сельди и консервантов, среди которых упоминался «не бесспорный» бензоат натрия (Е 211), значился краситель Понсо. Собственно, последний и стал объектом нашего интереса. Мы стали выяснять, что это за загадочный Понсо. Оказалось, под этим именем скрываются сразу две пищевые добавки: Е 124 и Е 125. Первая — Понсо 4R (пунцовый 4R, Ponceau 4r, кошенилевый красный А). Вторая — Понсо SX (пунцовый SX (Ponceau SX). Оба красителя – синтетического происхождения, имеют красный цвет. Е 125 запрещен для использования в пищевой промышленности России. Второй – разрешен, при соблюдении норм применения.

И в шампунях, и в колбасе, и в водке

Будем считать, что производитель все же использовал разрешенный краситель. Как выяснилось, он весьма популярный у производителей, и не только пищевиков. Как гласит Википедия, этот Понсо 4R, он же Е124, открывает целую палитру оттенков: при добавлении желтых (Е102, Е104) или оранжевых (Е110) красителей получается коричневый цвет, а при смешивании с синим красителем дает фиолетовую окраску.

Порошок красного цвета, отлично растворяется в воде. Весьма стойкий — устойчивый к температуре, воздействию света, восстановителей и окислителей. Поэтому продукты, обработанные Понсо, можно подвергать любым технологическим операциям — стерилизации, пастеризации, охлаждению, замораживанию и пр. То есть покрашенные им продукты в любой ситуации сохраняют цвет. Производители только меняют дозировку порошка, чтобы получить желаемый цвет и интенсивность окраски. А стоит этот краситель по нынешним меркам — копейки. На одном из сайтов он предлагался по 30 рублей за 20 граммов. Эти достоинства и сделали его популярным у производителей. На одном из форумов в Интернете, где просочилась о Понсо негативная информация, люди стали сообщать о том, в каких товарах обнаружили Е 124. Для многих это стало открытием. Понсо, как оказалось, был в мармеладе и молочном коктейле, миндальном лакомстве и вишневом желе, соке и водке, в рыбных консервах и колбасе, даже в детских витаминах известного бренда. В туалетной воде, шампуне против перхоти, пене для ванной….

Первой забила тревогу Европа

В 2007 году в Великобритании были проведены исследования по воздействию на детский организм продуктов с пищевыми синтетическими красителями — E102, E104, E110, E122, E124, E129. Эта «шестерка» сочеталась в продуктах вместе с бензоатом натрия (пищевая добавка E211).

Нужно сказать, что это исследование было долгожданным. «Нездоровое» соединение подозревалось в течение десятилетий. Поэтому его проведение инициировало и финансировало Государственное агентство по пищевым стандартам Великобритании (FSA). Проводили его сотрудники университета Саутгемптона. В исследовании принимали участие более 300 детей от 3 до 8 лет. Дети были выбраны случайно из общего населения Саутгемптона и представляли полный спектр поведения от нормальных до гиперактивных. Половина из них ежедневно на протяжении двух месяцев употребляла напитки, содержащие пищевые красители и консервант бензоат натрия. Остальные — фруктовые соки.

Результаты исследования были опубликованы в пресс-релизе университета Саутгемптона. В нем говорилось: сотрудники вуза нашли доказательство того, что прием в пищу продуктов питания, содержащих ряд синтетических красителей, приводит к повышению гиперактивности детей. Они были более подвижны, импульсивны и невнимательны.

По итогам исследования FSA провело совещание с представителями пищевой промышленности Великобритании, чтобы совместно обсудить полученные результаты и рекомендовать производителям отказаться от использования указанных красителей в производстве продуктов. Тем более что эти добавки используют только в «эстетических» целях — они придают более привлекательный вид продукции.

Результаты этого исследования всколыхнули сначала Великобританию, а потом всю Европу. Стали звучать возгласы: мол, кроме соков дети потребляют пищевой краситель и с зубной пастой, шампунем (через кожу головы), кремом для рук (через кожу), с мучными изделиями и сыром, краситель содержится в одежде. Привели данные о том, что еще в 1977 году Национальной академией наук провелись исследования 12000 человек и выяснилось, что большинство людей в Соединенных Штатах съедают в среднем до 317 мг пищевых красителей в день.

В Австралии начались различные дебаты по поводу использования этой «шестерки» красителей, призывы к поэтапному отказу от их применения в продуктах, а также поощрения производителей для поиска альтернативных добавок.

По сообщению иностранных СМИ, Европейский парламент проголосовал за маркировку продуктов, содержащих шесть пищевых красителей E110, E104, E122, E129, E102 и E124: «могут иметь негативное влияние на деятельность и внимание у детей». В сентябре 2009 года EFSA (European Food Safety Authority) — Европейское агентство безопасности пищевых продуктов приняло постановление о снижении допустимого суточного поступления (ДСП) для красителя Е124 (пунцовый 4R) от 4 мг/кг до 0,7 мг/кг веса тела в сутки.

В России, как видите, Понсо проник повсюду. И, похоже, не собирается покидать обжитые сферы применения.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов