Почему язычники снова в моде

Почему язычники снова в моде
Конец прошлого века стал для России временем засилья нехристианской (как утверждают многие — постхристианской) духовности: самые разнообразные оккультные секты распространяют свои идеи и учения. Помимо разного рода новых течений, активно набирает силу неоязычество. На каждом шагу молодые и не очень люди славят забытых тысячу лет назад богов и воспевают возвращение к своим истокам.

Всё же корень в столь бурном росте популярности оккультных сект в банальной человеческой гордыне. Жажда выделиться из  толпы, ощутить себя избранным, единственным, быть накоротке с богами и демонами, быть причастным к великим тайнам мироздания – в эпоху всеобщего разочарования это так притягательно.

Множество людей привлекает сейчас так называемое «неоязычество». По большей части это язычество – не более чем тоска современного горожанина по красоте природы. Однако на то, чтобы бросить большой город и уехать в глушь, смелости у рядового язычника не хватает: он слишком привык к Интернету, такси и центральному отоплению. Вместо того чтобы выгнать себя в деревню, человек загоняет упрощенную и выхолощенную деревню в город. Он «населяет» свою благоустроенную квартиру домовыми, обвешивается оберегами из ближайшей оккультной лавки, несколько раз в год на общеизвестные языческие праздники выезжает в исхоженный лес, пьет покупную медовуху и ругает христианство. Но ему крайне недостает двух вещей – знаний и естественности. Как есть «христиане выходного дня», так появились и «праздничные язычники». Они не живут так, как верят, потому что довольно слабо представляют, как им нужно жить. Нет прямых исторических источников, детально описывающих религиозные практики и быт первых язычников.

Зла для общества это псевдо-язычество не несет, чаще всего его адепты не создают тоталитарных сект. Самим язычникам их вера и практика приносят больше радости, чем проблем, ведь, как было сказано выше, практика эта в основном ограничивается костюмированными праздниками. Однако есть опасные нюансы.

Как большинство современных астрологов не видит звезд, полагаясь на расчеты программ, а значит, и не испытывает никакого личного мистического опыта, так современные язычники-природоманы в массе своей не понимают собственных правил взаимоотношений с миром.

По натуре своей язычество более чем терпимо в отношении чужой веры – оно признает право всех людей чтить своих богов на своей земле. И все же крайне взыскательно по отношению к тем, кто пришел на чужую землю. Проще говоря, на своей земле приносите жертвы хоть дереву, хоть камню, хоть сразу всему, но на чужой земле найдите время и силы почтить богов этой земли.

Этого не хватает многим современным «славянам», путающимся в своём пантеоне, но отрицающим в целом любых богов, кроме собственных. Они позабыли, что политеизм – это вера во множество богов, не исключающая возможность существования ни христианского Бога, ни индуистских или египетских богов. Языческие божества очень человечны: нелогичны, влюбчивы, жестоки, хвастливы, хитры, щедры и главное — капризны. Основное правило язычника – пока нет войны, поддерживать мир следует со всеми богами, так как никогда не знаешь, кто из них вздумает на тебя обидеться.

Второй нюанс состоит в том, что появление неоязычества нелогично с точки зрения языческого же представления о мире.

Человек может как расширить свой пантеон за счет соседских богов, так и «сменить веру», если, к примеру, его боги оказались недостаточно сильны в какой-то ситуации, а вот соседские – не сплоховали. Язычество очень практично. Какой смысл поклоняться слабым и беспомощным божествам, если они не в состоянии защитить ни себя, ни своих людей? То, что в свое время языческие боги потерпели поражение, – это ли не проявление их слабости?

Необыкновенную популярность приобретает сейчас особенная полурелигиозная практика, называемая ведьмовством. Времена, когда оказывали магические услуги в специально отведенных для этого местах – салонах, – прошли, теперь каждый юноша сам себе колдун, а девушка — ведьма. И снова, если оставить в стороне вопрос мистики, та же претензия – отсутствие знаний.

Невозможно успешно гадать на рунах, не вникая в культурно-исторический контекст скандинавской традиции, и зная только, что одноглазый мужик несколько дней висел на дереве, прежде чем придумал эти буквы. Невозможно выбирать себе в покровители Локи, как делают нынешние юные ведьмы, поддавшиеся на очарование этого трикстера, и не понимать, что в данный момент Лодур (одно из имен Локи) мало кому способен покровительствовать: он прикован к скале до конца света – Рагнарека.

Воспитанные на книгах в жанре fantasy современные маги «подгоняют» под себя и классические религии, подчас смешивая их, но все равно это не более чем дурно сработанный синтетический продукт — популяризированный мистицизм, алогичные псевдоязыческие концепции да околокитайское учение об энергиях, пронизывающих всё.

Так что корень их популярности, как ни крути, в гордыне. То, почему неоязычество и оккультизм так популярны, – это жажда самообожествления. Очевидно, что гуру или Верховному Жрецу ковена приятно, когда ему поклоняются восторженные неофиты, но и сами неофиты не так просты. Их восторг базируется на нехитром умозаключении: «Все вокруг – есть Божество, и поскольку я есть часть Всего – стало быть, я и есть Божество». Но если принять эту концепцию, окажется, что раз человек есть лишь проявление Абсолюта, то Абсолют существует, а вот человек…

Вадим БАКУНИН.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

Неизвестный
Неизвестный | Пожаловаться  0
Гордыня язычества ищет удовлетворения в жертвоприношении (вернее - в жертвополучении). В данном случае примером явного язычества, замаскированного под попону, является деятельность "всеми любимого" архиерея. Мне кажется, для пополнения рядов язычников больше чем он ни сделал ни один сектант или адепт. Как утверждают сами церковники:количество предателей среди них с апостольских времен - число постоянно одинаковое, каждый двенадцатый. Не двенадцатый ли он? И там ли мы ищем безбожников, не верующих ни во что, кроме 30 сребренников?
1

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов