Почему язычники снова в моде

Почему язычники снова в моде
Конец прошлого века стал для России временем засилья нехристианской (как утверждают многие — постхристианской) духовности: самые разнообразные оккультные секты распространяют свои идеи и учения. Помимо разного рода новых течений, активно набирает силу неоязычество. На каждом шагу молодые и не очень люди славят забытых тысячу лет назад богов и воспевают возвращение к своим истокам.

Всё же корень в столь бурном росте популярности оккультных сект в банальной человеческой гордыне. Жажда выделиться из  толпы, ощутить себя избранным, единственным, быть накоротке с богами и демонами, быть причастным к великим тайнам мироздания – в эпоху всеобщего разочарования это так притягательно.

Множество людей привлекает сейчас так называемое «неоязычество». По большей части это язычество – не более чем тоска современного горожанина по красоте природы. Однако на то, чтобы бросить большой город и уехать в глушь, смелости у рядового язычника не хватает: он слишком привык к Интернету, такси и центральному отоплению. Вместо того чтобы выгнать себя в деревню, человек загоняет упрощенную и выхолощенную деревню в город. Он «населяет» свою благоустроенную квартиру домовыми, обвешивается оберегами из ближайшей оккультной лавки, несколько раз в год на общеизвестные языческие праздники выезжает в исхоженный лес, пьет покупную медовуху и ругает христианство. Но ему крайне недостает двух вещей – знаний и естественности. Как есть «христиане выходного дня», так появились и «праздничные язычники». Они не живут так, как верят, потому что довольно слабо представляют, как им нужно жить. Нет прямых исторических источников, детально описывающих религиозные практики и быт первых язычников.

Зла для общества это псевдо-язычество не несет, чаще всего его адепты не создают тоталитарных сект. Самим язычникам их вера и практика приносят больше радости, чем проблем, ведь, как было сказано выше, практика эта в основном ограничивается костюмированными праздниками. Однако есть опасные нюансы.

Как большинство современных астрологов не видит звезд, полагаясь на расчеты программ, а значит, и не испытывает никакого личного мистического опыта, так современные язычники-природоманы в массе своей не понимают собственных правил взаимоотношений с миром.

По натуре своей язычество более чем терпимо в отношении чужой веры – оно признает право всех людей чтить своих богов на своей земле. И все же крайне взыскательно по отношению к тем, кто пришел на чужую землю. Проще говоря, на своей земле приносите жертвы хоть дереву, хоть камню, хоть сразу всему, но на чужой земле найдите время и силы почтить богов этой земли.

Этого не хватает многим современным «славянам», путающимся в своём пантеоне, но отрицающим в целом любых богов, кроме собственных. Они позабыли, что политеизм – это вера во множество богов, не исключающая возможность существования ни христианского Бога, ни индуистских или египетских богов. Языческие божества очень человечны: нелогичны, влюбчивы, жестоки, хвастливы, хитры, щедры и главное — капризны. Основное правило язычника – пока нет войны, поддерживать мир следует со всеми богами, так как никогда не знаешь, кто из них вздумает на тебя обидеться.

Второй нюанс состоит в том, что появление неоязычества нелогично с точки зрения языческого же представления о мире.

Человек может как расширить свой пантеон за счет соседских богов, так и «сменить веру», если, к примеру, его боги оказались недостаточно сильны в какой-то ситуации, а вот соседские – не сплоховали. Язычество очень практично. Какой смысл поклоняться слабым и беспомощным божествам, если они не в состоянии защитить ни себя, ни своих людей? То, что в свое время языческие боги потерпели поражение, – это ли не проявление их слабости?

Необыкновенную популярность приобретает сейчас особенная полурелигиозная практика, называемая ведьмовством. Времена, когда оказывали магические услуги в специально отведенных для этого местах – салонах, – прошли, теперь каждый юноша сам себе колдун, а девушка — ведьма. И снова, если оставить в стороне вопрос мистики, та же претензия – отсутствие знаний.

Невозможно успешно гадать на рунах, не вникая в культурно-исторический контекст скандинавской традиции, и зная только, что одноглазый мужик несколько дней висел на дереве, прежде чем придумал эти буквы. Невозможно выбирать себе в покровители Локи, как делают нынешние юные ведьмы, поддавшиеся на очарование этого трикстера, и не понимать, что в данный момент Лодур (одно из имен Локи) мало кому способен покровительствовать: он прикован к скале до конца света – Рагнарека.

Воспитанные на книгах в жанре fantasy современные маги «подгоняют» под себя и классические религии, подчас смешивая их, но все равно это не более чем дурно сработанный синтетический продукт — популяризированный мистицизм, алогичные псевдоязыческие концепции да околокитайское учение об энергиях, пронизывающих всё.

Так что корень их популярности, как ни крути, в гордыне. То, почему неоязычество и оккультизм так популярны, – это жажда самообожествления. Очевидно, что гуру или Верховному Жрецу ковена приятно, когда ему поклоняются восторженные неофиты, но и сами неофиты не так просты. Их восторг базируется на нехитром умозаключении: «Все вокруг – есть Божество, и поскольку я есть часть Всего – стало быть, я и есть Божество». Но если принять эту концепцию, окажется, что раз человек есть лишь проявление Абсолюта, то Абсолют существует, а вот человек…

Вадим БАКУНИН.



Последние новости

Все новости

Объявление