Подготовка учителя: стандарт или рамки профессионализма?

Лия Карапетян

Подготовка учителя: стандарт или рамки профессионализма?
В минувшую пятницу в Ставрополе побывал министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов. Он посетил среднюю общеобразовательную школу № 39 краевого центра, которая считается образцом насыщения самыми современными педагогическими технологиями и инновациями.
Такой интерес не случаен, а визит в ставропольскую школу — не дань «показухе»: дело в том, что после «школьной экскурсии» Д. Ливанов провел выездное заседание рабочей группы Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ «Педагогическое образование: профессиональный стандарт и подготовка учителя».
В Ставропольском государственном педагогическом институте собрались представители власти края, федеральных и краевых органов управления образования, руководители школ, учителя, студенты, аспиранты СГПИ, известные ученые, чьи имена в педагогическом сообществе страны — и авторитет, и залог компетентности, и пример общественного служения своему делу.
Среди членов Общественного совета при МО РФ — Е. А. Ямбург, член-корреспондент Государственной академии наук «Российская академия образования», М. С. Гельфанд, доктор биологических наук, А. В. Леонтович, кандидат психологических наук, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, Е. Л. Низиенко, директор департамента общего образования Министерства образования и науки РФ, и другие известные ученые и общественные деятели. Наш край представляли первый заместитель председателя Думы СК Д. Н. Судавцов, заместитель председателя правительства СК Г. В. Ткачева, министр образования СК И. В. Кувалдина, председатель комитета по образованию и науке Думы СК Л. М. Кузякова, ректоры ведущих вузов.
Общественный совет, созданный по решению Министерства образования и науки РФ для прямого диалога власти с представителями широкой педагогической общественности и академической науки, именно таким и показал себя в Ставрополе. На заседании активно обсуждали и пытались выработать практические решения по проблемам эффективности действующих образовательных стандартов подготовки педагогов. Они необходимы, и это подтверждает практика. Ведь учитель сегодня — это не только предметник, но и воспитатель. Он много чего должен знать и уметь, чтобы не только учить, но еще и воспитывать школьника, как того требует только что принятый Закон РФ «Об образовании».
Вот почему перед началом заседания Общественного совета была организована работа нескольких фокус-групп. Первая - по проблеме «Современный учитель: новые требования к профессиональным компетенциям и личностным характеристикам». Ее курировал
М. С. Гельфанд, обсудив с аспирантами СГПИ (большинство из них — «гуманитарии»), какие дополнительные компетенции должен освоить учитель в свете требований современной образовательной школы (дети с особыми способностями, интересами, обычные дети, дети с проблемами в развитии; осуществление инклюзивной модели образования; обеспечение нового образовательного стандарта и другие).
Вторая фокус-группа работала по проблеме «Методология фундаментальной подготовки современного педагога-предметника как условие обеспечения его профессиональной компетентности». Здесь специалисты говорили об источниках и путях эффективной реализации возможностей педагогических вузов в достижении нового качества подготовки будущего учителя для «новой школы».
По проблеме «Специфика образовательной среды профильного педагогического вуза как фактор формирования гражданственности и профессиональных компетенций современного учителя» работала третья фокус-группа, обсуждая особенности профессиональной социализации будущих учителей еще во время учебы в педагогическом вузе и ряд других вопросов.
«Стратегический менеджмент модернизации системы учреждений образования» рассматривала еще одна фокус-группа. И тут речь шла о том, что порой педагоги «не успевают» следить за изменениями образовательного законодательства, а вузы - переориентироваться на подготовку учителей, способных предоставлять услуги по обучению и воспитанию. А еще надо учитывать так называемый практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов и непрерывное профессиональное сопровождение учителя, чтобы он вовремя успевал проходить переподготовку и повышение квалификации...
Министр образования РФ Д. Ливанов, открывая заседание Общественного совета, назвал такой формат эффективным для поиска подходов к тому, как профессиональное педагогическое сообщество видит в будущем личность учителя. Он выслушал всех руководителей фокус-групп, потребовав кратко сформулировать выводы по каждой из заявленных тем в свете стандартов подготовки учителей. К примеру, А. Леонтович высказался за разработку таких стандартов для педагогов дополнительного образования. А Л. Редько, доктор педагогических наук, профессор, ректор СГПИ, отметила: такое внимание к подготовке будущих учителей в определенном смысле — сенсация. И хотя обсуждаются сугубо профессиональные вопросы (стандарты третьего поколения), на заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ могут высказаться не только ведущие ученые, но и студенты профильного вуза, аспиранты, педагоги-практики. Это - демонстрация нового подхода ведомства к личности учителя, и такое внимание дорогого стоит, считает Л. Редько...
Зал СГПИ, где проходило заседание, был полон, но возможность послушать ход обсуждения была — беседа за «круглым столом» транслировалась в онлайн-режиме по СГТРК. Так что подумать и порассуждать о стандартах или рамках профессионализма учителя (будущего и работающего) смогли многие.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Образование»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов