Поднять на ноги... слона

Ольга Метёлкина

Ни много ни мало - именно такую задачу поставил в свой юбилейный год коллектив Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. То, что происходит в последнее время в зале палеонтологии, можно смело назвать историческим событием. Ежедневно его свидетелями становятся десятки посетителей музея.

Однако следует напомнить предысторию. В сентябре 2007 года на дне карьера в Новоалександровском районе были обнаружены кости древнего животного («Вечёрка» писала об этом в публикации от 2 октября 2007 года «Южный слон как точка отсчета» ). Прибывшая на место находки известный ставропольский палеонтолог Анна Швырёва сделала заключение о том, что останки принадлежат обитавшему на территории современного Ставрополья 1-1,8 миллиона лет назад южному слону. Чтобы представить размеры этого вымершего гиганта, достаточно увидеть скелет, который уже более полувека экспонируется в нашем музее-заповеднике.

До недавних пор подобными раритетами помимо Ставрополя обладали музеи Парижа, Санкт-Петербурга и Тбилиси. Новая находка отличалась от всех предыдущих лучшей сохранностью - ставропольским специалистам удалось извлечь из земли 80 % костей древнего гиганта.

Архип полвека ждал свою «вторую половинку».
Ольга МетёлкинаАрхип полвека ждал свою «вторую половинку».

И вот теперь длительный и чрезвычайно кропотливый процесс воссоздания скелета южного слона, его реставрации и, наконец, сборки, близится к завершению.
Вместе с восьмиклассниками ставропольского лицея №5 мы попали на экскурсию, которую вела заведующая отделом природы музея-заповедника Вера Данилевич. Увлекательное путешествие в далёкое прошлое, на миллион лет назад, привело нас в ту часть палеонтологической экспозиции, где в эти дни завершается реставрация и продолжается монтаж скелета южного слона. Вместе со специалистами отдела природы музея над этим трудятся скульптор Георгий Мясников и художник Федор Кастарнов. Им пришлось реставрировать имеющиеся кости, а также изготовить недостающие.

– Слон лежал на правом боку, и с той стороны почти все рёбра сохранились, – поясняет Анна Швырёва. – Примерно треть ребер слона была утрачена. Рёбра – это тонкая, хрупкая кость, легко разрушается.

Ныне авторитетный палеонтолог, кандидат биологических наук, Анна Константиновна молодым специалистом пришла работать в Ставропольский краеведческий музей вскоре после того, как был обнаружен скелет первого южного слона. Она отмечает, что современные материалы и более совершенные технологии реставрации позволяют сохранить уникальную находку на долгие годы, так что еще многие поколения ставропольцев и гостей нашего края смогут увидеть «слоновий дуэт» в музейной экспозиции.

Скульптор Георгий Мясников делится  реставраторскими и технологическими секретами.
Ольга МетёлкинаСкульптор Георгий Мясников делится реставраторскими и технологическими секретами.

– При реставрации мы используем современные материалы, такие как стекловолокно, полиэфирные смолы, – поясняет скульптор Георгий Мясников, – чтобы это было долговечно, а сама конструкция легче, чем из натуральной кости или гипса. Что-то приходится придумывать в процессе работы. Сейчас материалов много, когда реставрировали первого слона, таких не было. Но даже с учетом этого вес конструкции будет не менее 2,5 тонны.
Когда мы встречались с участниками этого проекта, шла к завершению сборка грудной клетки.

– На днях начнется монтаж металлических конструкций, – рассказывала Анна Константиновна. – Они будут строиться по принципу ваньки-встаньки – с тяжелой основой, чтобы скелет не опрокинулся. А потом на эти металлические конструкции будут навешиваться детали: сначала позвоночник, потом прикрепят таз, конечности и в последнюю очередь – череп с бивнями.

Общение с журналистами  у Анны Константиновны Швырёвой теперь происходит почти ежедневно.
Ольга МетёлкинаОбщение с журналистами у Анны Константиновны Швырёвой теперь происходит почти ежедневно.

Не могу не отметить то, что музейщики проявляют к останкам ископаемых животных не только научный интерес. Южные слоны стали привлекательным брендом музея-заповедника. Простоявший полвека безымянным экспонатом первый слон наконец обрёл своё имя – в результате объявленного конкурса он стал Архипом. А после того как учёные нашли убедительные доказательства того, что найденный в 2007 году скелет принадлежал особи женского пола, у слонихи появилось официальное имя – Нюся (участники раскопок решили назвать её в честь «палеонтологической мамы» Анны Константиновны).

Архип и Нюся идентичны по индивидуальному и геологическому возрасту, они даже схожи по размерам. Как отмечает Анна Швырёва, не только эти уникальные находки, но и обнаруженные в разное время отдельные кости и зубы, принадлежавшие как маленьким слонятам, так и взрослым особям – всё говорит о том, что на территории Ставропольского края 1-1,8 миллиона лет назад существовала целая популяция южных слонов.

Остаётся добавить, что «пастбище» для слоновьей парочки уже определено: Нюся займёт место эласмотерия, которому пришлось «переехать» в соседний зал. А пока посетители музея могут, поднявшись на галерею, увидеть, как на их глазах вырастает остов гигантского животного, обитавшего в наших краях задолго до появления человека.

 

музей, Южный слон

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление