Поговорим о хитрости

Василий Скакун

Хитрость – это некое неправомерное намерение, осуществляемое с целью получения незаконной выгоды, то есть когда ее хозяин осмысленно идет на обман (вне зависимости кого). В народе в былые времена говорили о таких: «Мужик прост, как ворона (или глуп, как свинья), а хитер, как черт». Мы не будем говорить о тех или иных щелях в законодательстве, сквозь которые иным хитрецам удается озолотиться; поговорим о причинах и следствиях подобных явлений.

Прежде всего – что заставляет человека хитрить или лукавить? Только одно – неудовлетворенность существующим материальным достатком или занимаемым положением. Нашему маленькому «я» - уму – постоянно мало «злата» и всего прочего: пятого, десятого, и он, видя и завидуя тем, у кого и деньжат поболе, и машина покруче, и место службы похлебнее, начинает искать способы достижения подобных благ. И, так как оказывается, что прямых путей нет или они труднодоступны, то ум начинает разрабатывать с помощью хитрости и обмана обходные пути для достижения цели, сообразуясь с принципом «если нельзя, но очень хочется, то можно». Неправедные пути потому и названы так, что, используя их, невозможно кого-либо не обмануть, кого-то хитростным путем не обидеть, или, участвуя в заговоре, не занять чужое место. Причем абсолютному большинству поступающим подобным образом все хитростные махинации представляются вполне нормальным делом в достижении намеченной цели. Мудрые говорили: «Человек обладает непреодолимым стремлением верить, что его не видят, чем и как он занимается – как дети, которые закрывают глаза, чтобы их не увидели». Какая наивность – все всё видят и все понимают кто, кого, зачем и почему тянет на то или иное доходное место. Очень полезно представить себе то впечатление, которое наша жизнь, наши поступки производят на других. Ведь то, как мы поступаем сообразно этому, так о нас и судят. Мы никогда не предполагаем о связях, вернее, о последствиях своих хитрых действий, даже если все, как говорится, сходит с рук.
Величайший мудрец древности Лао Цзы поучал в этой связи: «Если желаешь спастись от катастрофы, разрешить проблему (которые являются результатами твоего выбора жизненных позиций), лучше всего предотвратить их появление в твоей жизни… Чтобы легко излечить недуг, исправить болезнь, лучше всего подготовиться к этому заранее».

Так что, оказывается, все неприятности житейских ситуаций, болезни и даже нелепые катастрофические обстоятельства – это далеко не случайности, как полагали мы все ранее. По мнению мудрейших людей, некогда приходивших на эту Землю, все это просто закономерные следствия всего того, что мы выбрали для ведения своих жизней. Как трудно и как не хочется всему этому верить – что за чушь! – скажет каждый второй, - так что нами исподволь Кто-то руководит и мы как некие куклы (марионетки) на веревочках дергаемся, совершая одну глупость за другой, за что нас та Сила, которая и управляет нами, наказывает теми или другими способами (ну, как малых детей, отказав в сладком, оставив без компота, а то и поставив в угол).

Великий китаец Лао Цзы (V в. до н.э.) ненавязчиво подсказывает истоки всех наших жизненных недоразумений, невзгод и болезней:

- из-за превосходства в знаниях презирать людей – это болезнь;

- пользуясь властью, творить произвол – это болезнь;

- отрицая других, утверждать себя – это болезнь;

- обижать одиноких и слабых, небрежно обращаться с ними – это болезнь;

- пользуясь силой хитрости, побеждать людей – это болезнь;

- будучи сильным и влиятельным, предаваться лени – это болезнь;

- считать людей кривыми (не-разумными), а себя прямым (вечно правым) – это болезнь.

Болезни и все неприятности возникают у человека (а они не могут не возникать!) в связи с ошибками и грехами, которые он совершает, не сознавая их сути и не видя их истинных причин. И, как следствие этого непонимания (не ведая причин), появляются недуги, затруднения в жизни, потери уверенности, отсутствие радости бытия и понимания смысла жизни.
Так как человек нарушает законы и не сообразуется с Истиной, его дух, по утверждению мудрецов, приходит в состояние, при котором жизненная сила, назовем ее иммунитетом, исчерпывается на все эти хитрости, которые мы и считаем основой жизни. Наивно полагать в этой связи, что медикаментозными средствами можно пополнить ослабевшую психическую составляющую нашего организма. Только полный невежа может попасться на эту удочку. Ибо дух поднимается другими лекарствами, которые не продаются ни в одной аптеке, их не выпишешь из-за кордона и даже не получишь в кремлевской клинике ни по блату, ни за валюту. Это невозможно в принципе. Но мудрецы всегда уверяли, что если человек сам сумел так испортить свою жизнь (а кто же еще?!), то у него, человека, есть и способность к восстановлению практически всех утраченных позиций. Как? Лао Цзы молвит: «Человек же мудрости стремится к благополучию посредством сохранения состояния, когда нет еще предвестий ухудшения здоровья и обстоятельств жизни. Он избавляется от беды, когда она еще не возникла. Ведь катастрофа развивается (готовится) мало-помалу. Болезнь и прочие недоразумения вырастают по крохам. И если человек делает усилия по направлению к добру, то это нарастание негатива может приостановиться, а, продолжая развивать себя в данном направлении, человек вполне может избавиться от внутренних и внешних недугов».

И вот примерный набор тех самых остродефицитных препаратов от всевозможных невзгод:

- устремление к моральной силе и отстранению себя от соблазнов плоти – это лекарство;

- избавление от несметных желаний и хитрости – это лекарство;

- милосердие в действиях и гармония в сердце – это лекарство;

- использовать силу и положение, чтобы помогать людям, – это лекарство;

- имея высокое положение, дружить с простыми людьми – это лекарство;

- желать счастья людям всей Земли – это лекарство.

«Будучи богатым и знатным, мудрый не потакает своим желаниям. Даже если он беден и положение его убого, он не осмеливается нарушить заповеди (просто суммарность проявленной доброжелательности еще не накопила достаточной силы). Поэтому все то, что извне, ничто не может причинить человеку вреда, а изнутри не порождает его болезни. Так разве можно не относиться к этому серьезно?!
Ведь если не останавливаешься в малых прегрешениях, то формируется большое преступление. Вот основной закон, дающий возможность к пониманию, откуда (по каким правилам) все происходит».

«Когда человек не видит связи между испытываемыми страданиями и своей жизнью, он может сделать одно из двух: или продолжить нести такие страдания, как мучения, не имеющие никакого смысла, или признать то, что страдания его суть указания на совершенные им неправедные действия.

При первом взгляде страдания не имеют никакого объяснения и не вызывают никакой другой деятельности, кроме постоянно растущего и ничем не разрешаемого отчаяния и озлобления. При втором – страдание вызывает ту самую деятельность, которая и составляет движение истинной жизни: сознание греха, освобождение от заблуждений и подчинение закону разума» (по Л.Н. Толстому).

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление