Поговорим по-русски?

.

13 февраля в школах края пройдет итоговое собеседование по русскому языку. Оно станет допуском к ГИА

В соответствии с порядком, который утвержден и зарегистрирован в Минюсте в декабре 2018 года, девятиклассники будут проходить устное собеседование как допуск к ГИА.

Для подготовки к введению устного собеседования в 9-х классах в Ставропольском крае было организовано участие школьников в 2017 и 2018 годах в тренировочных мероприятиях, итоги которых показали готовность к введению этой процедуры во всех школах края.

Для специалистов, которые будут задействованы в качестве экзаменаторов-собеседников и экспертов по оцениванию устных ответов, разработаны и актуализированы методические материалы.

Итоговое собеседование по русскому языку в девятом классе – это не «устная часть» ОГЭ по русскому языку, а самостоятельная процедура допуска к ГИА-9.

Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявления в свои образовательные организации не позднее чем за две недели до начала его проведения.

В ходе итогового собеседования ученики смогут продемонстрировать свои навыки общения, «импровизированной» речи, прочитать текст, рассказать о волнующей его проблеме, ответить на вопросы экзаменаторов-собеседников.

На выполнение работы каждому участнику отводится не более 15 минут. Для участников итогового собеседования с ОВЗ и детей-инвалидов продолжительность процедуры может быть увеличена на 30 минут.

Результатом итогового собеседования будет являться «зачет» или «незачет».

13 февраля 2019 года в Ставропольском крае процедуру итогового собеседования по русскому языку в своих образовательных организациях будут проходить почти 26 тысяч обучающихся 9-х классов.

Проверка ответов участников итогового собеседования по русскому языку завершается не позднее чем через пять календарных дней после даты его проведения.

Порядком предусмотрены дополнительные сроки проведения итогового собеседования в текущем учебном году: 13 марта и 6 мая 2019 года, что дает школьникам возможность пройти устное собеседование в один из дополнительных дней при получении «незачета» либо при неявке на собеседование по уважительной причине.

 

О чем на устном экзамене спросят школьников?

На самом деле это не экзамен, а допуск к экзаменам. Цель испытания - понять, как хорошо дети владеют русским языком. Всего четыре задания. Первое - чтение вслух небольшого текста - около 180 слов. Пару минут на знакомство, и затем - чтение. Тексты посвящены выдающимся россиянам, знакомым ребятам по урокам истории, обществознания, литературы, биологии.

Второе задание - пересказ. Здесь также несколько минут на подготовку. Можно составить короткий план, записать ключевые даты, имена, удачную мысль. Но есть важное условие - нужно не просто пересказать прочитанный текст, а постараться органично «вплести» в свою речь цитату. Она дается здесь же. Например, в демоверсии на сайте ФИПИ размещен текст про Юрия Гагарина. А цитата про него - от Сергея Королева. Специалисты считают, что цитата расширяет контекст, позволяет перейти от биографии конкретного человека, например, к значению подвига или научно-исследовательской работы. Вариантов может быть много. Но все они абсолютно посильны для девятиклассников. Третье задание - монолог. И здесь у ребенка уже появляется выбор. Ученик может выбрать описание, повествование или рассуждение. Эти задания предполагают принципиально разный характер речи. В первом случае ребенку будет показана фотография: допустим, школьного праздника или спортивного соревнования. Нужно описать, что видишь: место и время события, кто в нем участвует... Во втором случае школьник должен будет рассказать о чем-то на основе своего жизненного опыта. К примеру, о походе или экскурсии, которая запомнилась больше всего. Третья тема носит проблемный характер, предполагает рассуждение и ответ на вопрос «нужно ли?». Например: «Всегда ли нужно следовать моде?».

В этих трех вариантах предлагается небольшой примерный план с наводящими вопросами, которые помогут раскрыть тему. А вот четвертое задание - диалог с собеседником-экзаменатором. Вопросы могут быть направлены на то, чтобы школьник расширил свой ответ, дополнил, уточнил. На всякий случай для учителя тоже составлена «шпаргалка» - карточки с примерными вопросами по теме.

Экзаменатором-собеседником может быть любой педагог, у которого есть хороший контакт с детьми. Учитель физкультуры или труда? Пожалуйста. Если он может разговорить школьника - отлично. Школьный психолог, социальный педагог тоже могут выступать в этой роли.

 

Есть три попытки

Максимальный балл за собеседование - 19. Для «зачета» достаточно 10. У тех, кто не сдаст с первого захода, будут еще две попытки - 13 марта и 6 мая. Собеседование проводится в той же школе, где учится ребенок, максимально мягко и занимает не больше 15-16 минут. Нет ни рамок металлоискателей, как на ЕГЭ, ни камер. Даже учебный процесс прерывать не обязательно. Модель апробирована: прямо во время уроков ребят по списку вызывали для собеседования в отдельный кабинет, а затем они возвращались в класс.

За что можно получить «незачет»? На собеседовании проверяются не знания правил русского языка, а умение их применять в речи. Оценивается качество речи в целом, в системе. Поэтому важно говорить максимально грамотно. Это первое условие. А второе - не подменять задание другой темой, которая больше нравится. Если выбираешь описание - описывай именно то, что реально есть на фотографии, не воспроизводя заученные тексты.

В целом речь ребенка оценивается по целому ряду критериев. Среди них - темп чтения, правильная интонация, соблюдение речевых, грамматических, орфоэпических норм...

По оценке специалистов, с первого раза справиться должны 92-95 процентов ребят. У остальных будут еще две попытки - 13 марта и 6 мая.

А потренироваться в красноречии можно, если больше разговаривать с друзьями, родителями, учителями. Говорить по-русски, без сленга, не стесняясь. Задания действительно простые. Если все-таки есть неуверенность, например, при расстановке ударения, можно потренироваться чтению вслух дома. Для тренировки подойдет практически любой учебник. Еще вариант - описывать вслух свои ежедневные впечатления. Что я вижу, когда иду в школу? Что интересного было на занятиях в школе? Как прошел мой учебный день?.. Это самые простые коммуникативные упражнения.

Если ребенок от волнения впадает в ступор и двух слов связать не в состоянии? Как правило, школа таких ребят знает: примерно так же они могут вести себя, защищая проект перед классом или просто отвечая у доски. Учителя должны постараться снять возможный стресс, создать для ученика максимально комфортную обстановку. Сделать все возможное, чтобы он успокоился, собрался. Здесь очень много будет зависеть от мастерства педагога-экзаменатора: важно, чтобы он нашел подход.

Школа и общество

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление