''Покажи, сколько тратишь…''

Наталья Ардалина
''Покажи, сколько  тратишь…''
Принят бюджет Ставрополя–2005, основной финансовый документ года. Позади бюджетная чехарда, связанная с монетизацией льгот и другими новшествами нашумевших Федеральных законов №122 и №131. Остались в прошлом дебаты депутатов и финансистов, политиков и чиновников. В сегодняшнем номере нашей газеты мы публикуем городской бюджет, представляющий собой цифровые параметры в столбцах и строках. Что скрывается за этими числами? Станет ли горожанам жить лучше? Как Ставрополь пережил прошедший финансовый год, с какими надеждами входит в год текущий? Мы попросили ответить на эти и другие вопросы того, кто, на наш взгляд, более всех отвечает за каждое решение, принятое представительным органом местного самоуправления краевого центра. Сегодня в гостях у 'Вечернего Ставрополя' - председатель Ставропольской городской Думы Игорь Епринцев.

- Игорь Иванович, конечно, жителей города Ставрополя интересует, как в целом вы оцениваете бюджет-2005, каковы его основные параметры? На что нам, горожанам, можно рассчитывать?

- Надеюсь, жить будем немного лучше. Может быть, кто-то на моем месте выразился бы более оптимистично, но я не сторонник громких заявлений. Хотя в последние годы четко прослеживается динамика роста доходных поступлений и доли социально значимых статей городского бюджета. Вот только какой бюджет ни принимай, все время думаешь об упущенных возможностях. О том, что в каждом из разделов, в каждой статье могла бы стоять более крупная цифра. Но это, как говорится, уже из области желаемого.

Бюджет-2005 просчитан максимально напряженно по всем источникам поступлений. Он ориентирован в первую очередь на собственные доходы, так как доля средств федерального и краевого бюджетов не достигает даже трети всей суммы.

В этом году бюджет впервые превысил планку в два миллиарда рублей, как в доходной, так и расходной части. Запланированные доходы рассчитаны в сумме 2 миллиарда 32 миллиона 63 тысячи рублей, расходы – 2 миллиарда 72 миллиона 172 тысячи рублей. Таким образом, принят бюджет с дефицитом в немногим более сорока миллионов рублей.

Слова 'дефицит' бояться не надо. Это не тот дефицит, который в сознании советского человека в застойное время ассоциировался с пустыми прилавками. Просто расходов мы заложили несколько больше, чем доходов, – всего лишь на два процента. Кстати, эта сумма значительно меньше, чем в прошлом году. При этом мы имели в виду, что источниками покрытия дефицита станут средства от продажи земельных участков, продажи акций и других форм участия в капитале, сверхплановые доходы бюджета, привлеченные средства.

- Выступая перед депутатами, вы не раз подчеркивали: бюджет – это всего лишь документ, который еще предстоит выполнять и совершенствовать. Наверняка вы проводили анализ по исполнению бюджета прошлого года. Результаты внушают оптимизм?

- В прошлом году налоговый потенциал города существенно вырос. Объем инвестиций в экономику Ставрополя превысил 6 миллиардов рублей. В результате муниципальный бюджет удалось перевыполнить на 4,3 процента.

Однако почивать на лаврах нам еще очень рано. Я уже сказал о том, что каждый доходный источник рассчитан максимально напряженно. Особое внимание уделено погашению недоимки, размер которой на начало года составил более 156 миллионов рублей. В план доходов включено не менее 15 процентов недоимки по большинству налогов и по арендным платежам за землю и муниципальное имущество. Администрирование этих платежей оставляет желать лучшего. Поэтому в этом году мы запланировали ряд совместных с администрацией города и налоговыми органами мероприятий по работе с неплательщиками. И здесь мы видим резерв для увеличения доходной базы.

Выросла в прошлом году и сумма недоимки по налогу на прибыль. К сожалению, эти средства – около 20 миллионов рублей – потеряны для городского бюджета безвозвратно, поскольку в этом году федеральным законодательством не предусмотрено зачисление данного налога в бюджеты муниципалитетов. Фактически у нас эти деньги отобраны федеральными инстанциями, и, увы, на них не придется рассчитывать.

Кстати, тот факт, что бюджет мы приняли только в марте, как раз и вызван тем, что в расчетах доходов и расходов пришлось учесть основные изменения бюджетного и налогового законодательства страны, предусматривающие в этом году новое распределение налоговых доходов за различными уровнями бюджетов. Приплюсуйте сюда необходимость внесения коррективов в связи с постоянно менявшейся обстановкой по монетизации льгот… Поверьте, за принятым документом стоит колоссальный труд многих людей, и я, пользуясь случаем, хочу выразить благодарность руководству администрации города, комитету по финансам и бюджету и другим ее структурным подразделениям и, конечно, всем депутатам за проделанную работу.

- Но так ли уж гладко прошла совместная работа над принятым стратегическим документом? Заседание длилось недолго, но, надо полагать, основные дебаты прошли в кулуарах…

- Мы в работе Думы всегда стараемся руководствоваться правилом: если хотите, чтобы заседание прошло максимально продуктивно, не нужно жалеть времени на его подготовку. И тогда принятие итогового документа займет немного времени. Вообще думское заседание – лишь верхушка айсберга. Оно проходит в среднем раз в месяц, но это совсем не значит, что депутаты в остальное время отдыхают. Как раз наоборот, главная работа кипит в постоянных комиссиях.

Конечно же, 'гладкой' работа над бюджетом не была да и в принципе не могла быть. Но в то же время не стоит видеть в споре конфликт. Шло нормальное обсуждение документа людьми, каждый из которых имеет свою точку зрения по самым разным вопросам. Но главное – нам удалось прийти в конце концов к результату, который устроил обе стороны.

Когда шла работа над бюджетом, была создана согласительная комиссия, в которую вошли представители Думы и администрации города. Мы договорились, что в бюджет города войдут отдельной строкой средства на реконструкцию детских площадок, на содержание Музея Великой Отечественной войны 'Память'. Увеличены суммы финансирования на содержание школ искусств, компенсации выпадающих доходов транспортных предприятий от перевозки льготных категорий граждан на дачных маршрутах, увеличен фонд социальной поддержки населения. Предусмотрено дополнительно 10 миллионов рублей на финансирование работ по наказам наших избирателей в избирательных округах.

- В перечисленных вами примерах и есть главные отличия от прошлогоднего бюджета?

- Не только. Есть современная пословица: покажи, не сколько ты зарабатываешь, а сколько тратишь. Поэтому, наверное, есть смысл прежде всего сравнивать по расходам. Так вот, расходная часть бюджета города по сравнению с прошлым годом дополнительно увеличена на 250 миллионов рублей. Это значительная сумма. При этом, к примеру, финансирование образования увеличено на 147 миллионов рублей, социального обеспечения – на 84 миллиона, здравоохранения – на 14 миллионов рублей. Как видите, рост идет в основном за счет социальной сферы. Не будем забывать, что в этом году увеличена заработная плата работникам бюджетной сферы на 20 процентов.

На детские пособия будет направлено 37,6 миллиона рублей, на реализацию Закона 'О ветеранах' поступит 149 миллионов. Не забыта и жилищно-коммунальная сфера. Здесь, как принято говорить, изыскивались внутренние резервы. В итоге ассигнования на развитие отрасли увеличиваются на четверть. Повышение тарифов на коммунальные услуги будет сопровождаться развитием систем адресного субсидирования малообеспеченных горожан. Выделены ассигнования на капитальное строительство социально важных для города объектов с высокой степенью готовности. Это бюджетный дом, стадион, спортшкола в северо-западной части города и другие объекты.

Еще раз повторюсь, принятый документ очень важен, но нам предстоит большая работа по его исполнению, по работе над увеличением доходной базы, собираемости налогов. И конечно, депутатский корпус, как и прежде, будет в полной мере осуществлять свои контрольные функции.

Беседовал

Вадим БАКАНОВ.



Последние новости

Все новости

Объявление