Поклон учителю

Василий Скакун

Поклон учителю

17 мая 2013 года в Северо-Кавказском федеральном университете состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски (скульптор – заслуженный художник России Николай Санжаров) на здании бывшего гимнастического зала (на территории пединститута) Михаилу Страхову - основателю школы акробатических прыжков на дорожке в Ставропольском крае, первому в нашем регионе заслуженному тренеру СССР, подготовившему целую плеяду выдающихся спортсменов и тренеров. В этом году ему исполнилось бы 85 лет.

Когда я семнадцатилетним подростком в 1961 году после окончания школы приехал из села Петровского поступать в Ставропольский государственный педагогический институт на спортфак, Михаила Владимировича, который консультировал меня, в городе не было. В те времена конкуренция среди абитуриентов была такой, что даже при хорошо сданных вступительных экзаменах стать студентом спортфака было непросто. К сожалению, не был принят и я, и даже не потому, что плохо сдал экзамены, а просто некому было замолвить словечко. Но после возвращения Страхова ситуация кардинально изменилась, и я стал студентом. Ставрополь, а конкретно спортфак СГПИ и акробатика, мною были выбраны не случайно, так как любой ставропольский пацан, который мог делать рондат-фляк, знал, что в этом городе есть непревзойденная школа умельцев обучать этим самым кульбитам во главе с М. Страховым.

Притягательность ее основателя Михаила Страхова была поразительна, но необъяснима. Позже я видел, как именно к нему тянулись будущие учителя физики, математики, филологии, биологии и так далее, которых он обучал элементарным кувыркам, но с такой же старательностью, как и мастеров акробатической дорожки, сложнейшим сальто.

Надо отметить, что в начале 60-х годов спортфак был не просто местом, куда собиралась молодежь, увлеченная спортом, а главным центром спортивной жизни края, преподавательский состав которого составляла тренерская элита не только Ставрополья, но и доброй части России того времени. Декан деканов Евгений Иосифович Гилеб – умнейший руководитель и блестящий тренер по легкой атлетике, Ф.И. Шуляцкий – заслуженный тренер России, Ю.Р. Ждахин, В.К. Блисманович, Ю.Н.Трофимов и другие могли составить славу любого вуза страны. И Михаил Страхов был не последним в этом блестящем строю.

Михаил Владимирович Страхов в 1946 году поступил в Ленинградский институт физкультуры, но после открытия спортфака в Ставрополе вернулся на родину, где с 1947-го по 1979 год неизменно трудился в стенах СГПИ.

Он как спортсмен много раз становился чемпионом России, но быть первым в СССР ему не удавалось. Это сделали его лучшие ученики первого набора: брат Юрий Страхов - пятикратный чемпион СССР, первый в нашем виде заслуженный мастер спорта СССР, затем и заслуженный тренер Российской Федерации, М. Пантух, В. Гончаров, Ю. Сытник, В. Адамович, В. Акиньшин, И. Овсянников, Ю. Лупатов, Б. Калюжный, А. Соловьев, В. Соркин, В. Заревин, В. Стасенко...

И все они вышли из малюсенького зала, размером 9х18 м. Сейчас просто невозможно себе представить, что в таких условиях можно было достигать мировых высот. Так ведь достигали! Но, честно говоря, выручила весенне-летне-осенняя и почти зимняя акробатическая дорожка, за которой мы, по примеру наставника, ухаживали с неменьшим усердием, чем профессиональные цветоводы за клумбами.

Но в том тренерском великолепии Михаил Владимирович все-таки был белой вороной. Его ярко выраженная индивидуальность не всеми принималась, но внутреннее обаяние, совмещенное с искренностью и небывалым трудолюбием, воплощенными в спортивные достижения учеников, заставляли мириться с его неординарностью. Он первым в стране ввел двухразовые тренировки, причем первая неизменно начиналась в 6 часов утра, чтобы к 8 освободить зал для академических занятий, а ученики могли успеть добраться до школы.

Молодое поколение в лице М. Страхова имело перед собой пример абсолютной преданности делу, абсолютной честности как по отношению к себе, так и ученикам. Для него не было и не могло быть личных отпусков, работа всегда была на первом месте, а уж затем все остальное. Каждое лето он собирал своих спортсменов и выезжал с ними в горы со спортоборудованием, чтобы не прекращались тренировочные занятия.

На праздники все помещения института опечатывались, кроме нашего зала, а когда однажды опечатали и его, то мы вместе с Михаилом Владимировичем лазали через окно, чтобы не пропускать тренировки. Правда, потом ему за это объявляли выговор по институту. Но к наказаниям, как и к поощрениям, Страхов относился почти безразлично - главное, чтобы дело не страдало!

Он был одновременно строг и добр, честен даже в мелочах, и того же по-отцовски требовал и от нас, был носителем абсолютной скромности, готовым к оказанию помощи любому человеку. Его приглашали в Москву тренировать сборную СССР по спортивной гимнастике, и он одно время был склонен поменять Ставрополь на столицу, и даже со сборной гимнастов выезжал в Рим на Олимпийские игры 1960 года, но затем, к нашему счастью, вернулся.

М.В. Страхов очень тонко чувствовал культуру движения и потому принимал самое непосредственное участия в подготовке Эммы Овсянниковой - как большого мастера художественной гимнастики, а затем и выдающегося тренера. Когда мы в мединституте открыли его, страховской школы, филиал, то нагрузка на Михаила Владимировича возросла еще больше. Теперь он в 6 утра начинал тренировку в пединституте, которую затем продолжал его брат Юрий, а сам мэтр бегом направлялся к нам в мединститут, где некоторое время прыгал с нами, а затем опять-таки бегом отправлялся в СШ № 42, где поднимал на ноги молодняк, из которого затем и выросли чемпионы СССР и мира: Н.Тимофеева, А.Тимофеев, В.Чухарева, Ю.Аселедкин и еще добрый десяток мастеров спорта.

М. Страхов очень быстро почувствовал мой и спортивный, и тренерский потенциал, потому, буквально через полгода после моего приезда из села, сказал: «Ты, Василий, будешь продолжателем моего дела».

Но одно дело спрогнозировать судьбу, совсем другое - ее принять. У нас с Учителем возникли разногласия и даже противостояние, виновником которых был я – уже зрелый спортсмен и одновременно молодой, нетерпеливый тренер, желающий быстрых успехов. Когда мое стремление к лидерству стало активно проявляться, пришлось на время разойтись, чтобы, конкурируя между собой, двигать вперед любимую акробатику. Но нужно было время, чтобы примирить нас – честных людей и фанатов одного дела. К счастью, все так и произошло. Я это понял позже, извинялся, был прощен. Когда в 1999 году я уезжал в Бельгию давать мастер-классы, а Михаил Владимирович уже был серьезно болен, он пообещал, что дождется моего приезда. Но когда через две недели я вернулся, его уже не стало. Мне кажется, впервые Учитель не сдержал своего слова...

Нам, его ученикам, несказанно повезло, что на нашем жизненном пути стоял такой столп человечности, как Михаил Владимирович Страхов. И мы благодарны Судьбе за это.

Ежегодно мы в Ставрополе проводим международный турнир по акробатическим прыжкам «Звезды прыжков» памяти нашего Учителя.

И вот здесь мне хочется, оттолкнувшись от судьбы Великого Тренера, напомнить, что практически в любой сфере социальной жизни страны, края, города, села имеются личности, эквивалентные М. Страхову. Поэтому, отдавая дань уважения своему Учителю, мы призываем общественность города поддержать нашу инициативу и, вспомнив выдающихся земляков, уже ушедших от нас, воздать им должное не только своей личной памятью, но и общественной, хотя бы в виде аналогичных мемориальных знаков.

Василий Скакун,

заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР,
почетный гражданин
Ставрополя и Светлограда, директор ДЮСШ акробатики.

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление