Полет над ковром

Валерий Манин

Уже давно является истиной, что практически в каждом деле есть люди,  без которых это самое дело или вообще не могло бы состояться, или же пошло бы по иному пути. Для ставропольской школы художественной гимнастики такой личностью, без всякого сомнения и натяжки, является Эмма Овсянникова.

 
За три с лишним десятилетия нашего знакомства я неоднократно имел возможность убедиться в абсолютно уникальной роли личности Эммы Овсянниковой не только в ставропольском спорте, но и спортивной жизни страны.
А ведь авторитет в спорте вообще, а в таком сложном и тонком виде, как художественная гимнастика, не приходит по приказу. Он создается годами, а то и десятилетиями. Эмма Николаевна обладает этим самым авторитетом безусловно. Да и как могло быть иначе, если она на протяжении многих лет является здесь лучшей.

Судите сами. Эмма Овсянникова (Литвинова) - первый мастер спорта СССР по художественной гимнастике на Ставрополье. Это высокое звание было ей присвоено еще в 1962 году. В 1966 году она включена в сборную команду России. По окончании соревновательной карьеры Эмма Николаевна становится ведущим специалистом края, потом республики, страны... Начиная с 1969 года воспитанники заслуженного тренера Российской Федерации и Советского Союза Овсянниковой входят в сборную команду страны, неоднократно становятся победителями и призерами чемпионатов мира, Европы, Всемирной универсиады. Эмма Николаевна — судья международной категории.

Хотя путь в художественную гимнастику для нее был не очевидным и не простым. С детства музыкальная, отлично координированная девочка мечтала быть балериной, даже во сне видела себя в пышной балетной пачке и пуантах. Отличница во всем - среднюю школу тоже окончила с медалью,  Эмма Литвинова и в балете ставропольского уровня стала не последней. Занимаясь в Доме художественного творчества детей, быстро освоила азы классического танца. Иван Овсянников - муж Эммы, а по совместительству мастер спорта по акробатике, блестящий фотохудожник и тонкий ценитель прекрасного,  рассказывал, что его будущая жена могла балетное фуэте крутить по десятку и более раз. И в детстве с радостью вместе с подругами давала концерты в соседних дворах, срывая аплодисменты, а вместе с ними вдыхала сладкий яд состязательности, вдохновения и славы.

И как тут было остановиться? Тем более что почти все ребята из соседних дворов с проспекта Карла Маркса вдруг дружно рванули «записываться в гимнасты». Оказалось, что по соседству открылась секция гимнастики - спортивной, туда-то все и устремились. Надо сказать, что тренеры, Иван Васильевич и Мария Васильевна Мухай, практически никого не отсеивали, но внимательно присматривались к «абитуриентам». Хрупкую, но великолепно координированную и неожиданно достаточно физически сильную Эмму Литвинову они быстро выделили из общей дворовой массы. А мать тренеров, пианистка по образованию и педагог по призванию, распевая песни с детворой, не только прививала ребятам любовь к музыке, но и определяла наиболее музыкальных, обладающих не столько голосом, сколько чувством ритма. Эмма была в числе наиболее перспективных в этом направлении.

Однако сразу прочно утвердиться в спорте ей не удалось. Родители считали спорт баловством, а не серьезной профессией, поэтому золотую медалистку заставили поступить на физмат Ставропольского государственного педагогического института, где с обычным для нее старанием она принялась осваивать азы математики и черчения, параллельно, правда, занимаясь в секции спортивной гимнастики.
Уже заметно повзрослевшая для этого вида гимнастики студентка однажды сорвалась со снаряда и сильно травмировала локоть. О дальнейшей спортивной карьере, казалось, нужно было забыть.
Но, как оказалось, ее давно «взяла на карандаш» тренер по художественной гимнастике Валентина Полякова. И вроде бы дело пошло. Однако тут вмешалась любовь, и на третьем курсе Эмма сменила свою привычную фамилию на новую, став Овсянниковой, а потом она стала и мамой крошки Мишки.

Часто женщины, оказавшиеся в такой ситуации, со спортом завязывают. Но Овсянникову, похоже, трудности только раззадоривают. И Эмма стала тренироваться у Поляковой и восстанавливаться после родов под присмотром тренера своего мужа - знаменитого Михаила Страхова, у которого почерпнула не только азы спортивной акробатики, но и стремление к творчеству, постоянному самосовершенствованию.
Эта школа пригодилась на всю жизнь.

Ясно, что на двадцатилетнюю «мамочку» мало кто в спорте ставил. А она возьми да и выиграй первенство Центрального совета ДСО «Буревестник» - в то время одного из ведущих по развитию художественной гимнастики в Советском Союзе! А потом пошло-поехало. Эмма бабочкой порхала по ковру и лихо управлялась с капризными предметами (вот где пригодились ее музыкальность, акробатическая и балетная подготовка). А уж на вольные упражнения ставропольчанки, где она блистала своими бесконечными прыжками и фуэте, ходили смотреть не только зрители, но и профессионалы, и даже строгие судьи. А почти одновременно с дипломом математика Овсянникова получила и заветный серебряный квадратик мастера спорта СССР, став первым мастером по этому виду спорта на Ставрополье!

Вскоре она получила приглашение в сборную России. Там с нею занимались блестящие специалисты: тренеры, музыканты, артисты балета. Но Эмма  не только старательно тренировалась. Она вдумчиво осваивала и премудрости тренерского ремесла, понимая, что с математикой, наверное, долгого «романа» не получится. Слава Богу, что в то время судьба ее свела с Анной Пеховой, работавшей в Доме физкультуры кем-то вроде администратора. Та и помогла молодому тренеру с трудоустройством. Кстати, дружба между двумя красивыми и талантливыми женщинами сохранилась до сих пор. Вообще, зная Эмму Николаевну более трех десятков лет, могу отметить, что надежность, верность и преданность наряду с высочайшим профессионализмом являются ее определяющими чертами.
Однако традиционно трудное для молодой семьи материальное положение заставило Овсянникову стать «многостаночницей». Кроме Дома физкультуры, она стала работать в родном «Буревестнике», а параллельно преподавать математику и черчение в средней школе, при этом не прекращая выступлений в соревнованиях самого высокого уровня. На ковер Эмма Николаевна выходила почти до 30 лет! Не знаю, абсолютный ли это рекорд, но подвиг - точно.

Всегда умеющая себя контролировать и анализировать происходящее, Овсянникова вдруг заметила, что ее лучшие ученицы уже поднялись с ней вровень. И ждать, пока тебя обойдут, она не стала, сняв окончательно пуанты и сменив спортивный купальник на тренировочный костюм.
- Вообще, мне с ученицами повезло, - вспоминает Эмма Николаевна. - Очень хорошие дети попадались - структурные, культурные. Хотя были, конечно, и те, кто в силу каких-то причин - из-за сложного характера, ревности и других проблем - бросал художественную гимнастику, так и не раскрыв весь свой потенциал. Очень об этом жалею.

Первой же моей известной воспитанницей стала мастер спорта Татьяна Олешкевич - она пришла тоже из балета, поэтому обладала очень хорошей хореографией. Выполняла движения мягко и в то же время с высокой амплитудой. Вместе с ней занимались Зинаида Панькова, Ольга Епифанова, Лидия Евстафьева. Затем было множество других прекрасных девочек.
Особняком стоит в этом ряду Наташа Крашенинникова. Она прожила трудную жизнь в спорте, но была всегда опорой для тренеров. В силу различных причин ей постоянно приходилось доказывать, что она не на голову, а на три выше других спортсменок. Громадное трудолюбие позволило ей стать первым на Ставрополье мастером спорта международного класса по художественной гимнастике. Наталья была чемпионкой Европы и мира.
Жанна Подшивалина (ныне - Вирясова) была одной из самых одаренных моих учениц. Несмотря на слабое зрение, она очень высоко подбрасывала снаряды, рисковала, но риск был оправданным. Да и тренером она стала отменным. Когда настало время передавать кому-то бразды правления краевой спортивной школой художественной гимнастики,  лучшей кандидатуры, чем Жанна, не было. Вот она уже не первый год умело управляется с непростым хозяйством СДЮСШОР.

Света Лысенко - отличница во всем: входила в сборную РСФСР, была чемпионкой СССР.
Этот ряд могу продолжать долго: тут и Титова, и Токбаева, и Савченкова, и Михальская, и Макеева...
Да и сейчас Ставрополье не оскудело на таланты, хотя пробиваться в республиканскую спортивную элиту подопечным Эммы Овсянниковой, как и других наших тренеров, сложнее, чем остальным. И это несмотря на признание уникальности ставропольской школы художественной гимнастики, имеющей свое ярко выраженное индивидуальное лицо.

У соседей намного лучше материально-техническая база и финансовое обеспечение. А это значит, что тренеры работают в отличных от наших условиях. Например, в соседней Кубани имеется в вузе отделение художественной гимнастики, выпускницы которого работают в различных городах и даже станицах региона. Это дает и массовость, а значит - и возможность отбора. Наши же ютятся в том зале, где еще полвека назад начинала работать Эмма Овсянникова. А когда недавно удалось отвоевать у теннисистов подвал для занятий хореографией, «художницы» были на седьмом небе от счастья. А уж о финансировании и говорить нечего. Соседи ездят на всевозможные соревнования – ведь художественная гимнастика вид такой, что спортсменки должны постоянно «светиться» на турнирах, как говорится, накатываться.

Это и спортсменкам дает рост, и вдохновляет на творчество тренеров, да и судьи узнают спортсменок. Для такого субъективного вида спорта, как художественная гимнастика,  это очень важно.

Но Эмма Николаевна, отмечающая сегодня свой юбилей, как неисправимая оптимистка, считает, что все наши трудности временные, и  они, хотя и сказываются на развитии ее любимого вида спорта, но вполне преодолимы. И то блестящее фуэте, которое она в свое время закрутила на ковре, будет бесконечным.

Ставрополь, Эмма Овсянникова, мастер спорта СССР по художественной гимнастике, гимнастика

Другие статьи в рубрике «Спорт»



Последние новости

Все новости

Объявление