Полет проходит нормально

Елена Павлова
Полет проходит нормально
Дважды юбиляр

Летчики вполне могут назвать август своим месяцем. Те, кто посвятил жизнь военной авиации, на исходе лета дважды отмечают профессиональный праздник: 12 числа - День ВВС, третье воскресенье августа - День военно-воздушного флота.

Вот накануне третьего воскресенья мы и решили вам рассказать о некоторых вехах Ставропольского высшего военного авиационного училища имени маршала авиации Судца. Тем более что вуз этот тоже как бы дважды юбиляр: в конце прошлого года отметил 35-летие, в сентябре нынешнего - вполне может праздновать 50-летие. Временная метаморфоза обусловлена тем, что в 1969 году (официальная дата образования) действительно было открыто Ставропольское высшее военное училище летчиков и штурманов. Но начиналась его история в сентябре 1955 года, когда на территории военных городков расформированной конной дивизии было размещено Ставропольское радиотехническое училище войск ПВО. Примерно в такие же августовские дни полвека назад оно осуществляло первый набор курсантов.

Так начиналась славная история военного вуза. Славна она, в первую очередь, достижениями и судьбами своих воспитанников. Их взлетами и победами в прямом смысле этих слов. Многие из них занимают командные должности в объединениях ПВО, являются начальниками авиации корпусов и дивизий, командуют авиаполками. Некоторые освоили больше 20 типов самолетов, попали в отряд космонавтов. Но для каждого из выпускников Ставропольского летного путь в профессию начинался с маленького МиГа-17, что находится на перекрестке улиц Ленина и Ломоносова в двух шагах от института. Кстати, в эти дни у самолета тоже некая дата. Летом 1969-го, когда шла подготовительная работа к реформированию радиотехнического училища ПВО в авиационное, и был установлен этот самый МиГ. Для горожан это стало сюрпризом - самолет ставили ночью, в канун Дня авиации. И вот уже 36 лет он является визитной карточкой вуза. Одного из ведущих в стране...

Ведущих - хотя бы по количеству славных дел, вписанных в историю авиации его выпусниками. Историю ведь создают люди. Их судьбы, дела и подвиги выходят за рамки биографических справок, прилагаемых к наградным документам. Потому что дела отдельных людей складываются в одну историю авиации, в которой есть как героические, так и драматические страницы.

Судьбы

и история

Когда-то наше летное училище имело обширную базу для подготовки летчиков и штурманов: аэродромы в Мариновке, Кореновске, Зимовниках, Светлограде, Сальске, Ханкале, Холодногорске, Шпаковском. Сейчас только со вздохом вспоминают в училище, сколько тогда летали. В три смены работали. Так что подготовку курсанты проходили классную. Причем учили их преподаватели не только технике пилотирования.

Например, слова своего наставника летчик Валентин Куляпин вспомнил шесть лет спустя после выпуска - во время боевой тревоги.

- Берегите боевую машину, - говорил преподаватель курсантам. - Но помните, что самолет, хоть и очень дорогая вещь, но все же железяка, которую можно заново построить.

Вас заново не построишь, поэтому в каждый вылет вы обязаны сделать все, чтобы вернуться живыми...

Правда, еще одна истина была заложена в сознание пилота Куляпина как аксиома: "Боевая задача должна быть выполнена". В тот июльский день 1981 года Валентину пришлось совместить эти правила: выполнить задание и вернуться живым. Хотя даже опытные пилоты признавали впоследствии, что летчик в той ситуации мог сделать только одно из двух: либо выполнить, либо вернуться. Он сделал невозможное.

Приказ уничтожить нарушителя воздушного пространства СССР поступил неожиданно даже для самого Куляпина. Слишком долго с командного пункта требовали просто посадить внедрившийся на нашу территорию иностранный транспортный самолет. Тот не реагировал на знак садиться: покачивание крыльями. Да и качать было сложно: транспортник шел на обычной для него крейсерской скорости, а для Су Куляпина она была абсолютно приближена к скорости сваливания. Уйти в пике, а потом выводить машину означало упустить иностранца, который вел себя нагло и, видимо, имел представление о технических пределах советской машины. В воздух было поднято несколько истребителей, в отличие от других на борту самолета Куляпина не было подвесных пушек. Но именно ему поступил приказ: "Уничтожить!". Были ракеты, только уже не было смысла их использовать. Не хватило бы времени перестроиться и занять нужную позицию. Нарушитель уходил. И Куляпин пошел на таран. Ему удалось зацепить хвостовое оперение и сбить стабилизатор. Правда, Су после этого тоже потерял управление. Пришлось катапультироваться. Воздушный поединок был закончен. Валентин видел, как противник, кувыркаясь, шел вниз, как взорвался при ударе о землю... В пяти километрах от границы, но еще на советской территории. Потом был госпиталь, много вопросов представителей спецслужб, государственная награда. О первом в истории авиации таране, совершенном в 1914 году летчиком Нестеровым, знают многие, а вот о последнем (ибо с 1981 года ничего подобного в летной практике не было) практически никто уже не помнит. А внес этот яркий штрих в летопись героических дел нашей авиации выпускник Ставропольского летного училища Валентин Куляпин. Он оставался в строю до 1994 года. Мог бы служить дальше, но не стал - предпочел уйти из авиации в знак протеста против планового ее уничтожения.

Орден Мужества

Реформирование ВВС начала 90-х иным словом действительно назвать трудно - расформировывались самые боеспособные полки, оснащенные в основном МиГами - машинами, которые резко ставшим в те годы нашими друзьями американцам, внушали наибольшую тревогу... Эта реформа круто изменила судьбы многих летчиков, не обошла стороной и выпускников Ставропольского училища. Так, например, молоденьким лейтенантам Александру Карагодину и Владимиру Нургалиеву прослужить в авиации довелось совсем недолго. Хотя небо было их мечтой и служить они хотели, их просто сократили за ненадобностью. Но эти ребята остались верны воинскому долгу и офицерской чести, потому и оказались на самом горячем участке новейшей российской истории - в Чечне. Один в 95-м, другой - в 99-м. Оба служили уже в системе МВД. У каждого был свой последний бой, в котором главным оказалась готовность рисковать своей жизнью ради спасения бойцов, брошенных в горнило страшной войны необстрелянными пацанами. Оба посмертно были представлены к званию Героя России. Правда, Александру в Москве его "заменили" на орден Мужества. Но значение того, что он совершил, выведя из-под обстрела порядка 400 бойцов и пытаясь спасти еще двух раненых, не становится меньше. Потому что нельзя уменьшить цену жизни, отданной во имя спасения других жизней...

Многие бывшие курсанты нашего летного училища прошли крещение огнем в разных горячих точках, начиная с Афганистана. Юрий Антипов был главным "Ночным ангелом-хранителем". Так называли истребительный полк особого назначения, которым он командовал. "Ангелы" сопровождали в Кабул тяжелые Илы, перевозившие вооружение и личный состав... Потом именно комполка Антипов маскировал 8 марта 1988 года военный аэродром под гражданский, чтобы принять захваченный террористами Овечкиными гражданский самолет. Потом был один из самых неудачных штурмов в истории авиации. И хоть вины летчиков в этой трагедии не было, комполка пережил случившееся очень тяжело. Но пережил, чтобы вновь оказаться на переднем крае - в Приднестровье. В настоящее время выпускник Ставропольского училища генерал-полковник Антипов - командующий ВВС и ПВО Военно-Морского флота России.

Ставропольское летное зажгло много действительно заслуженных генеральских звезд на погонах. Генерал-полковник Анатолий Торопчин ныне командует Военно-Воздушными силами Украины, генерал-лейтенант Олег Балаян - начальник Академии военно-космической обороны, генерал-майор Дмитрий Медяный руководит нынче родным училищем (теперь уже - институтом), которое сам закончил в 1982 году...

Выше всех однокашников взлетел Валерий Токарев. Добрался до космоса. Так, наверное, было судьбой предначертано. Детские годы провел будущий космонавт на полигоне Капустин Яр и на Байконуре. Отец там служил. Вот и Валерий мечтой о космосе с малых лет заболел. Старт на нее взял в Ставропольском летном училище, а осуществил в 1999 году на корабле "Дискавери" в составе американско-российского экипажа.

Много можно назвать офицеров, которыми Ставропольское высшее военное авиационное инженерное училище имени маршала Судца может гордиться. Вот и в преддверии профессионального праздника летчиков на Международном аэрокосмическом салоне в Жуковском небо штурмуют выпускники СВВАИУ- командир звена авиагруппы высшего пилотажа "Русские витязи" гвардии полковник Игорь Шпак и старший летчик авиагруппы высшего пилотажа "Стрижи" гвардии полковник Сергей Васильев. МАКС - захватывающее зрелище. Наблюдая, как современные военные самолеты рисуют в небе настоящие пируэты и па, трудно говорить о технике пилотирования. Хочется назвать это искусством. Потому что так владеть машиной могут только летчики от Бога. И они у нас есть. Может быть, поэтому, несмотря на все реформы армии, история российской авиации продолжается. Полет проходит нормально.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1
Ростелеком. Международный конкурс журналистов