Понять ребенка

.

За много лет работы с детьми у меня сложилось впечатление, что время меняется, а дети - нет. Они все такие же искренние, не меркантильные, нерациональные, способные восторгаться любым фантиком, все так же просящие «ну хотя бы собаку…». Это детство. Дивное время, которое течет по особым законам. Правда, только до тех пор, пока в него не вмешаются взрослые.

Ах, это извечное «Скорей бы ты вырос!»... Сколько хлопот с малышом: одеть, накормить. Сейчас эти родительские заботы даже расширились: не просто накормить, а самым вкусным. И одеть хочется в самое лучшее. Гаджеты, кружки, выпускные, начиная с детского сада…
А что на самом деле нужно ребенку? Контакт с мамой, ощущение её заботы? Разговор перед сном о прошедшем дне? Нет, порой ему важнее погладить  дворового пса, который «ну такой добрый, и я даже маму прошу, чтоб он жил у нас!»...

Психологи выделяют несколько базовых возрастных потребностей ребенка от рождения до семи лет.

Первая – это потребность в безопасности. Ребенок чувствует себя спокойно, только когда родители рядом, когда он знает, что они в любой момент придут на помощь. Это возраст от рождения до трех лет, когда малыш ощущает тесную связь с мамой, он панически боится остаться один.

Вторая - потребность в общении. Она появляется в возрасте нескольких месяцев, когда ребенок начинает реагировать на выражение лица взрослого, отвечает улыбкой на улыбку и плачем - на строгое лицо. По мере взросления эта потребность приобретает для маленького человека все большее значение: он тянется к сверстникам, взрослым, хочет чувствовать себя комфортно в их обществе, стремится знакомиться, самоутверждаться. Общение с людьми - важнейшее условие развития здоровой психики, социализации человека. Появление в последнее время большого количества детей с аутизмом (в переводе - «ушедший в себя человек»), детей, отказывающихся от контактов с другими людьми, свидетельствует о том, что нарушается эта базовая потребность...

Третья потребность состоит в познании мира: эти бесконечные «почему» и «зачем», интерес к тому, как устроены игрушки, желание совать всюду пальчики, пробовать все  на вкус и т. д. Эта потребность часто не удовлетворяется, «гасится» взрослыми, уставшими от чрезмерной активности ребенка.

А между тем это стремление дает бесценный опыт собственного проживания жизни, развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей. Некоторые родители, пытаясь вернуться к нормальному развитию детей, устраивают им «детство без гаджетов». Так, мама четверых детей, фотограф Ники Бун, переселилась в деревню в Новой Зеландии, где дала своим детям «дикое детство». Вот как она прокомментировала серию своих фотографий: «Я веду летопись их дней, полных общения с природой и игр до упаду. Это запись их детства, жизни, как она есть. Они бегают, где захотят, и существуют в единстве с природой. Они живут здесь и сейчас, дикие и свободные, и ничего не стоит между их маленькими душами и природой. Да, сельская жизнь требует труда, но зато дети полностью понимают, как именно нам достаются блага. Они видят, откуда берется еда, что такое жизнь и смерть. Они постигают жизнь, со всеми ее, порой непростыми, уроками».

Потребность в движении -одна из важнейших в детском возрасте. Это условие не только хорошего физического развития, но и становления творческого мышления, и хорошо развитая психомоторика - одна из составляющих личности творческого человека. А взрослых часто раздражает неуемная активность ребенка, его желание постоянно быть в движении, они пытаются ограничить эту активность какими-то рамками: «сиди прямо», «стой спокойно, когда я с тобой говорю». И растет очередное поколение не только физически ослабленных, но еще и ограниченных в своих творческих порывах детей.

Потребность в безусловном принятии - когда  родители любят не «за что-то» , а «просто так». Ребенок нуждается в такой любви! Ему важно чувствовать, что  принимают его с  непростым характером, с  капризами и маленькими выходками, и, даже когда родители ругают его, они все равно его очень любят!

Еще одна важная потребность -потребность в обучении. Все здоровые дети от рождения хотят учиться, им нравится постигать новое, развиваться. Проблема в том, что современная жизнь дает детям готовые шаблоны восприятия мира. Когда-то девочки делали куклу из палочки и тряпочек, и у каждой была своя, особенная, а сейчас всем предлагается одинаковая для всех кукла с одинаковым набором косметики и одежды...
Потребность в игре - важнейшая для ребенка до шести лет. Он познает мир, людей, получает новые знания лучше всего через игру. Она - свойство его мышления, и, когда взрослые игнорируют эту потребность, например в пять лет начинают обучать ребенка, используя методику обучения первоклассника, психике дошколенка наносится большой урон.

Последняя базовая потребность ребенка - потребность в самостоятельности. На трехлетний возраст приходится первый психологический кризис. Ребенок заявляет: «Я сам!». До этого он не разграничивал себя и мир, а теперь он начинает чувствовать себя отдельным от мира существом - в нем пробуждается личность, индивидуальность. И если родители поймут важность этого момента и дадут ему возможность проявить свою самостоятельность, пусть даже в мелочах, тогда появится гарантия того, что ребенок вырастет не инфантильной, а самостоятельной, зрелой личностью.

Если эти потребности не удовлетворяются, то нарушается гармоничное развитие личности, возникают проблемы в отношениях с родными и сверстниками.

Ирина Леонова,
педагог.

семья, любовь к ребенку, дети, воспитание, опыт

Другие статьи в рубрике «Я вам пишу»



Последние новости

Все новости

Объявление