Пора платить за образование?

Лариса Ракитянская

Пора платить  за образование?

Вступило в силу постановление администрации Ставрополя об установлении единых предельных тарифов на оказание платных дополнительных образовательных услуг муниципальными бюджетными и автономными образовательными учреждениями города.

Прочитав этот документ, опубликованный в «Вечернем Ставрополе» вчера, многие родители скажут: ну, началось! Будем и в школе за все платить, как и «планировалось» реформаторами от образования...

Развеять сомнения и слухи мы попросили руководителя управления образования администрации г. Ставрополя Владимира Зубкова.

 

Не «принцип платности», а принцип гласности

Наш разговор начался именно с этого, главного для родителей вопроса: за что и почему надо теперь платить в школе?

- Это постановление — не «пролог принципа платности», оно никакого отношения к платному образованию не имеет, - сказал Владимир Николаевич. - Образовательный стандарт по-прежнему финансируется в полном объеме — согласно тому учебному плану, который есть. В бюджете четко, до копейки, прописаны те средства, которые обеспечивают выполнение образовательного стандарта для школьников. 

В постановлении № 1085 от 20 апреля 2011 года речь идет только о дополнительных образовательных услугах. Поясню: под платными дополнительными образовательными услугами, оказываемыми государственными и муниципальными школами, понимаются образовательные услуги, предоставление которых обучающемуся не предусмотрено общеобразовательными программами и государственными образовательными стандартами, финансируемыми из бюджета. К примеру, ваш ребенок изучает два иностранных языка, но желает изучать третий — пожалуйста, но это уже за деньги!

- Названный документ вступает в силу с момента его опубликования, то есть со вторника. Это означает, что оказание платных дополнительных образовательных услуг становится законом для школ уже с 1 мая. Как оно будет выполняться на практике? Что предложат родителям? Этот перечень?

- Постановление станет предметом обсуждения в учебных заведениях, оно будет доведено до родительской общественности на собраниях, информационных стендах, и руководители образовательных учреждений обязательно его прокомментируют. Гласность будет соблюдена максимально полно, - сказал Владимир Зубков.

 

«Ученик имеет право, но не обязан...» 

Обучение по дополнительной образовательной программе состоит из 34 недель, предложено множество его вариантов...

- Да, но каждое учебное заведение для себя решит этот вопрос индивидуально. Ведь все зависит от материально-технической базы, наличия кадров и условий. Мы сейчас довели до сведения руководителей весь спектр дополнительных образовательных услуг, но он вовсе не означает, что школы и детсады будут его в целом принимать как руководство к действию. Может быть, какая-то школа их вообще не будет предоставлять. Мы лишь постарались дать полный перечень возможных платных дополнительных образовательных услуг. 

Повторю еще раз: платные услуги могут быть введены только при трех условиях: наличия соответствующей базы, кадров и, самое главное - желания детей и родителей. Если у родителей нет желания, никто к ним «приставать» не будет...

- Такого рода постановления раньше были?

- Да, но они исходили из той нормативно-правовой базы, которая действовала на каждый момент времени. А постановление № 1085 лишь упорядочивает всю работу в этом направлении, делает ее более прозрачной. То есть мы предпринимаем попытку расширить спектр образовательных услуг, которые могут и должны давать образовательные учреждения.

 

Поэтому должен соблюдаться принцип добровольности предоставления платных дополнительных образовательных услуг по простой схеме: «ученик имеет право, но не обязан получать эти услуги».

 

Экономика образования: новый тип

Я спросила В. Зубкова, как повлияет введение тарифов на нагрузку учителя и его зарплату?

- На каждый вид деятельности составлена калькуляция, в которой предусмотрена и компенсация за коммунальные услуги, расходные материалы и, естественно, заложена заработная плата работника. 

- А под это постановление кадры предусмотрены?

- Нет, потому что платные дополнительные образовательные услуги может оказывать любой квалифицированный педагог, если он желает заниматься этим делом.

Владимир Николаевич затронул и еще один важный момент:

- Мы переходим сейчас к новым типам образовательных учреждений — реальностью становятся не только бюджетные, но и автономные школы и детсады. В нашем городе это лицеи №№ 5 и 17 и два ДОУ — 7 и 68, а также — Дом детского творчества Октябрьского района — учреждения дополнительного образования. Принятие этого документа позволит им в рамках существующей МТБ расширить спектр образовательных услуг и полностью реализовать потребности ребенка. Плюс - получить приработок, чтобы пустить его на дальнейшее развитие своего учреждения — в рамках закона об автономных учреждениях. 

- Где, на ваш взгляд, более всего будет востребован этот документ — в бюджетных или в автономных учреждениях?

- Думаю, там, где грамотный, современный руководитель и наиболее продвинутый педколлектив. А еще там, где активно работают родительские комитеты. 

- Кстати, как восприняли руководители появление этого документа?

- Они участвовали в его подготовке, давали сведения о том, что на базе их учебного заведения можно развивать различные дополнительные образовательные услуги — сейчас и в перспективе. Так что они с нетерпением ждут реализации на практике этого постановления. Но и для директоров школ этот документ — отнюдь не догма или какая-то обязаловка: все понимают, что постановление — лишь механизм, основа. И пока не отработаны на практике договорные отношения школы, детсада с родителями, нельзя никого в приказном порядке заставить «буква в букву» исполнять постановление.

 

Философия, политология, профориентация

- А зачем школьнику философия и политология, что может дать занятие по профориентации?

- Готовя это постановление, мы понимали, что все зависит от потребности школьника. Ведь современный мир предлагает ему своеобразные «вызовы» - кому-то надо знать глубже ту же философию и политологию, кому-то — информатику и математику, физику или биологию. И если школьная программа дает ребенку довольно общее представление о предмете — например, о той же философии, — то для дополнительных занятий может привлекаться вузовский преподаватель. Это в том случае, если школа может ему заплатить.

- А что такое дополнительные программы социально-педагогической направленности?

- Здесь речь идет больше о подготовке к школе. Это может быть целый комплекс дополнительных услуг: и индивидуальные консультации, и занятия с психологами, логопедами и так далее.

- Не будут ли родители путать дополнительные платные образовательные услуги с занятиями кружков?

- Ни в коем случае. Потому что на дополнительные платные образовательные услуги должен быть составлен договор с родителями, в котором четко будут прописаны обязательства сторон — заказчика и исполнителя. А бесплатные кружки никто не будет отменять или заменять их платными услугами. 

 

Вывести из «тени» репетиторство

Владимир Зубков, комментируя постановление администрации г. Ставрополя № 1085, обратил внимание на еще одну важную проблему современной школы:

- В обществе давно назрела проблема репетиторства, - сказал он. - Ведь не секрет, что этот «институт» отбирает родительские деньги в немалых объемах: иной преподаватель за час берет и 250, и 400, а то и 500 рублей. Посмотрите на наши тарифы — цены вполне подъемные, реальные, они будут, я надеюсь, по карману даже малообеспеченным семьям. К тому же и тариф этот — тоже не догма, мы указываем лишь примерные цифры, ориентиры. Для школы, расположенной на окраине, они могут быть и меньше — как она договорится с родителями.

Так что тут мы преследуем несколько целей: вывести из «тени» репетиторов,  обеспечить конкуренцию на рынке образовательных услуг и дать более широкий их выбор. Да и детям, и родителям, и учителю гораздо удобнее на законных основаниях, после уроков, провести то же занятие по физике — в том же кабинете, с той же лабораторной базой и наглядными пособиями, чем ехать ребенку на дом к педагогу... 

- Так что, мы таким образом идем еще и к школе полного дня?

- Да, конечно. Сейчас у нас только 4-я и кадетская школа практически имеют такой статус, и новостройка — школа в военном городке — будет такой. Хотя это и потребует определенных затрат, но на них надо идти, чтобы дети имели возможность заниматься своим любимым делом.

- А сколько в нашем городе школ, способных давать качественные дополнительные платные образовательные услуги?

- Думаю, треть школ способна реализовать постановление уже сейчас. Это те школы, которые имеют хорошую материальную базу, — лицеи № 5, 14, 16, 17, гимназии №№ 9, 25, 30 и многие другие.

Договоримся?

- Владимир Николаевич, вы сказали, что платные дополнительные образовательные услуги оказываются школой на договорной основе. А если подробнее?

- До заключения договора школа обязана предоставить родителям достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В постановлении, кстати, прописаны уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, порядок их предоставления, примерная стоимость. А порядок их оплаты содержится непосредственно в договоре оказания платных дополнительных образовательных услуг. Порядок заключения договора оказания платных образовательных услуг имеет много общего с заключением публичного договора, урегулированного ст. 426 Гражданского кодекса РФ.

Модели договоров оказания платных дополнительных образовательных услуг имеются в каждой школе. Органам же местного самоуправления предоставлено лишь право регулирования цен на услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями - в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление