Портрет города в ретроспективе

.

Ежегодно в канун празднования Дня города в Ставрополе открываются художественные выставки, проходят конкурсы, театрализованные представления, концерты. Город готовится встречать праздник. Нынешний год особенный, юбилейный. Ставрополь, основанный в 1777 году как одна из крепостей Азово-Моздокской оборонительной линии, празднует своей юбилей – 240 лет со дня основания. Дата относительная: весьма скромная в масштабе исторического процесса, но солидная в контексте человеческой жизни. В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась ретроспективная выставка «Ставрополь и ставропольчане». О представленных на ней работах, а также их авторах рассказывает искусствовед, заместитель директора музея по научной работе Ольга Бендюк.

– В экспозицию, посвященную 240-летию нашего города, вошли произведения живописи, графики, скульптуры ставропольских художников. Это работы, находящиеся в фондах музея, они написаны в разные годы, художниками разных возрастов и творческих манер. Не только теми, кто родился в городе или на Ставрополье, но и кого творческая и человеческая судьба связала со Ставрополем. Среди авторов – уже ушедшие мастера и продолжающие работать сегодня. Объединенные юбилейной выставкой, они представили «портрет» Ставрополя почти за 100 лет его существования.

Центральной работой экспозиции стала картина народного художника России уроженца Ставрополя, ныне живущего в Москве, Юрия Александровича Орлова, созданная в «ставропольский» период его творчества: «Прогулка по старым улицам моего города (затмение солнца)» (1988). Ее тема – город, которого уже нет: старый патриархальный Ставрополь, в который отец с дочерью попали из конца XX века. Фантазийная в то время, с определенной драматургией, относящейся именно к 80-м годам прошлого века, работа стала во многом пророческой для дня сегодняшнего, в сегодняшнем стремлении вернуться к истокам, попытаться восстановить утраченное.

Выставка предоставляет редкую возможность увидеть работы мастеров разных поколений, и каждый рассказывает о своём городе. Так, изображенные Михаилом Пантелеевичем Толстиковым (1915–2000) два известных памятника Ставрополя: Андреевская церковь и мечеть, интересны не только точностью воспроизведения архитектуры зданий, но их объединяет и то, что это творение одного автора. Оба здания проектировал знаменитый ставропольский архитектор Георгий Павлович Кусков (1871–1937).

Авторская коллекция первого ставропольского профессионального художника, заложившего основы пейзажной школы живописи на Ставрополье, известного мастера камерного этюда Владимира Григорьевича Кленова (1896–1986) представляет Ставрополь 1920–1960-х годов – город почти незнакомый для молодого поколения и ностальгически притягательный для старожилов и людей старшего поколения: памятники старого кладбища, торговая площадь под навесом, беленые мазанки под камышовыми крышами и первые многоэтажки на окраинах.

Заслуженный художник РСФСР Павел Моисеевич Гречишкин (1922–2009) стал не только продолжателем дела своего учителя В.Г. Кленова, но именно благодаря его творчеству ставропольская школа пейзажа стала ведущей на юге России. Пейзажи Гречишкина – не только панорамные эпические виды Кавказа, но и камерные уголки пригородов Ставрополя, с его заповедными местами («Корыта») и тихими окраинами («Вечер на Мамайке»).

Владимир Пантелеймонович Титовский (1922–1960-е), также посещавший студию В.Г. Кленова, помимо природного пейзажа (Комсомольский пруд, западная и восточная окраины Ставрополя), писал небольшие жанровые пейзажи («Мамайский мостик»). Сегодня эти места изменились, но, написанные с натуры, они становятся художественным документом, отражающим время и показывающим ландшафт окраин 50-х годов прошлого века. В ином ключе написан городской пейзаж 1952 года «Колыбель Ставрополя (улица Горького в Ставрополе)». Эта работа стала знаковой в творчестве художника. Написанная графически жестко, она точно передает атмосферу улицы, ее застройку, приметы времени – едущий по улице грузовик.

Такими же художественными документами становятся жанровые живописные этюды почетного деятеля искусств Ставропольского края Владимира Александровича Шегедина и Владимира Васильевича Никулина (1923–1981), натурные работы заслуженного художника РСФСР Виктора Муссовича Чемсо (1933–1994). В их работах – ставропольские дворики, сохранившиеся до сих пор «общие» дворы, внутренние дворы первых многоэтажек, живописно-неухоженные окраины, городские аллеи и пруды, «знаковые» ставропольские места: каскадная лестница или кирпичный завод в одноименной работе Петра Семеновича Горбаня (1923–1995). Таков город 1950–1960-х годов.

Иным выглядит Ставрополь 1970–1980-х. Это уже современный многоэтажный город, с другой архитектурой, другими ритмами жизни. Интерьер-пейзаж Людмилы Павловны Гольцевой, художницы, долгое время жившей в Ставрополе, «День начинается» раскрывает панораму города из окна ее мастерской. Таинственно выглядит город в зимних пейзажах: в ночном Л.П. Гольцевой «Улица Мира», вечернем Сергея Дмитриевича Маценко (1951–2017) «Вечер. Окрестности города», утреннем Луэрсаба Георгиевича Авсаджанова (1952–2008) «Зимнее утро. Улица Коминтерна». Авторы, каждый со своим темпераментом, цветоощущением, создают образ разного Ставрополя: шумного, загадочного, мечтательного, предлагая свои размышления о городе. Особая философия отмечает панорамный живописно-графический пейзаж Татьяны Степановны Фисенко «Часы над городом». Особым настроением, но уже через изображение природы пронизан живописный этюд Сергея Петровича Мягких (1962–1981) «Осень в Ботаническом саду».

Цельный образ города конца 1980-х годов предстает в авторской коллекции Александра Павловича Логачева (1930–2009). Бушующая весна и не менее яркая, блистающая золотая осень – одни из самых впечатляемых годовых сезонов в Ставрополе.

В экспозиции представлены работы Михаила Егоровича Соколенко (1942–2001), художника, родившегося на Ставрополье, но чья человеческая и творческая жизнь прошла в Ростове-на-Дону, где он стал известным реставратором и исследователем живописи. Приезжая на родину в гости к родным, художник очень искренне, тепло, с явно ностальгическим настроением писал живописные картины-этюды, отдавая предпочтение панорамным видам, стараясь передать знаменитые ставропольские дали, когда даже из города, благодаря ландшафту, видны окрестности, пригороды, предместья.

Ставрополь нового тысячелетия оказался не менее интересным для художников. Но все больше мастера уходят от художественной фиксации места, свойственной 1950–1960-м годам, от образа-настроения и философских трактовок 1980-х. В яркой декоративной композиции Юрия Васильевича Смотрова «Ставрополь старый» с удивительной точностью переданы приметы города, пришедшие к нам из XIX века: характерная каменная архитектура старинных особняков, ажурная вязь чугунного литья оград.

Знаковое для архитектуры Ставрополя здание в манере архитектурной графики изображает заслуженный работник культуры России Леонид Анатольевич Черный в листе «Ставрополь»: в бывшей Александровской женской гимназии сегодня находится многоквартирный дом, а в круглом фонарике-башне – мастерская художника.

Картины-портреты заслуженного художника России Аллы Викторовны Чемсо «Ставрополю посвящается» и «Старый фонтан» – с одной стороны, интимно-личностное переживание автора, с другой – отправляющее к вечным вопросам общечеловеческих ценностей, преемственности поколений.

В стилистике парадного искусства написаны портреты людей, прославивших город делами и поступками: монументальный ростовой портрет-картину пишет заслуженный художник РСФСР Герасим Артемович Киракозов (1928–2014) «Гимнастки-художницы (гимнастка Н. Крашенинникова и тренер Э.Н. Овсянникова)», где создает образ знаменитой ставропольской гимнастки мастера спорта СССР и международного класса, абсолютной чемпионки страны, призера двух чемпионатов мира по художественной гимнастике Натальи Геннадьевны Крашенинниковой; в этой же манере народный художник РСФСР Корюн Геворкович Казанчан (1920–1991) пишет «Портрет передовой работницы фабрики «Восход» Работенко Е.Н.», а С.Д. Маценко – «Портрет литейщика завода «Красный металлист». Написанные в 1970-е годы, они являют типичный образец «производственного портрета» эпохи советской живописи, где герой представлен в своей профессиональной среде, на рабочем месте, с атрибутами своей профессии.

В.А. Шегедин, сам фронтовик, защищавший Кавказ, освобождавший Ставрополь, дошедший с боями до Вены, пишет романтический «Портрет Героя Советского Союза Г.М. Рябушко». Работа написана в 2006 году, в год, когда Григория Максимовича, уроженца Ставрополья, жителя Ставрополя с 1932 года, не стало (1922–2006). Художник изображает его молодым в звании лейтенанта, в те далекие военные годы, когда старший летчик 828-го штурмового авиационного полка, 260-й штурмовой авиационной дивизии, 4-й армии 2-го Белорусского фронта защищал Родину, веря в Победу и в свое возвращение в мирную жизнь.

Но не только «знаменитые» люди города привлекают художников. Простые горожане, незаметные на первый взгляд, ведя свою повседневную, будничную жизнь, немало делают для своего города. Показательны в этом плане декоративный портрет «Анжела» Риммы Николаевны Дворянидовой и психологический «Портрет отца» Ю.А. Орлова, представляющие и разные человеческие типы, и возрастные характеристики.

Если живописцы более свободны в выборе жанров, то творчество скульптора, практически всегда связано с изображением человека, и жанр портрета, в его разновидностях – один из наиболее часто встречающихся. Сергей Федорович Каравинский, чьи работы украшают общественные интерьеры и улицы города (монументальная скульптура «Ангел-хранитель», 2002), работает и в станковых формах. Его портреты коллег: скульптора и монументалиста Александра Александровича Сухорукова (1923–2004), графика и преподавателя Ставропольского краевого художественного училища Виктора Дмитриевича Андросова, а также известного ставропольского журналиста и писателя Валерия Григорьевича Куца – это ярко индивидуальные, с подчеркнутыми портретными характеристиками, выразительные образы-типы.

Заслуженный работник культуры России Валентина Аркадьевна Санжарова более 40 лет работает заведующей живописно-декорационным цехом Ставропольского академического театра имени М.Ю. Лермонтова. Она не случайно обращается к образам людей творческих профессий. Глубиной психологического образа человека с противоречивым и сложным внутренним миром отличается портрет режиссера-постановщика, заслуженного деятеля искусств России Валентина Валентиновича Бирюкова…

За 240 лет образ Ставрополя в своих произведениях – литературных, изобразительных, музыкальных – создавали разные мастера. Со временем меняется облик краевой столицы, меняются его жители. Но тема города будет всегда интересна.

Фото Николая НИКОЛАЕВА.

На снимках: В экспозиции выставки «Ставрополь и ставропольцы».

240-летие Ставрополя, культура, художественные выставки

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление