Порядок на дорогах – залог развития города

Михаил Сухарев

Платная парковка – один из самых эффективных инструментов борьбы с пробками во всём мире

Вслед за Москвой идею создания платных парковок на городском уровне подхватили во многих региональных центрах, в том числе и в Ставрополе. Польза от такой меры действительно есть: водители пересаживаются на общественный транспорт, плотность движения снижается, на улицах становится меньше припаркованных автомобилей. Об особенностях развития сети платных парковок в нашем городе корреспондент «Вечёрки» поговорил с заместителем генерального директора ООО «Городские парковки» Сергеем Грабским.

Сергей, центр Ставрополя страдал от неправильной парковки, сколько я себя помню. Вот, наконец, что-то в этом плане начало меняться. Расскажите, что у вас за компания, почему именно сейчас она появилась в Ставрополе?

«Городские парковки» – дочернее предприятие группы компаний «ЛАНИТ». Это огромная компания с 27-летней историей, команда которой – 8400 человек. Парковки – только одно из направлений разветвлённого бизнеса по всей России и за рубежом. Приоритетное направление компании – это информационные технологии. Собственно, работа паркоматов невозможна без очень развитой информационной части, которая располагается в центрах обработки данных.

В 2014 году мы открыли парковочную сеть в Краснодаре, а в 2015-м проект стартовал в Ставрополе. Администрация города проводила конкурс среди инвесторов на обустройство парковочных мест, и мы в нём участвовали. Главное, что требовалось – способность оперативно обустроить большое количество мест за меньшие средства без потери качества. Имея уже достаточный опыт, мы выиграли этот конкурс, и с тех пор реализуем проект в форме муниципально-частного партнёрства. То есть сначала все средства получает бюджет и уже после того, как мы документально подтверждаем свои затраты, отчисляет часть нам.

Чем конкретно занимается компания помимо установки паркоматов?

Работы у нас очень много. Самое первое, что все видят, – это то, что мы используем те парковочные места, которые уже существуют. Но на самом деле это далеко не всё. Мы в том числе занимаемся благоустройством, укладкой асфальта, установкой бордюров, демонтажными работами, которые с этим связаны, внедрением программного обеспечения, и только после этого там появляется платная парковка. Помимо этого, мы осуществляем обслуживание и эксплуатацию парковочного пространства и обеспечиваем работу всех сервисов для удобства пользователей: мобильное приложение, сайт, смс-сервис, предоставление услуг круглосуточного call-центра.

Всего до конца 2017 года должно быть введено в эксплуатацию 3900 парковочных мест. Но задачи сделать максимальное количество парковочных мест или значительно увеличить их число в центре города у нас нет. Потому что это непременно повлечет за собой и увеличение количества машин, которые будет принимать центр Ставрополя, и город просто остановится. А так как здесь же проходят многие маршруты общественного транспорта, это негативно скажется как на владельцах автомобилей, так и на тех, кто пользуется общественным транспортом.

У нас задача другая. Мы должны отрегулировать и упорядочить движение и количество автомобилей в городе. Если взять тот период, когда эти дороги проектировались и создавались, то увидим, что некоторые из них были заложены ещё в дореволюционный период и не были рассчитаны на такое количество автомобилей. Если сегодня каждый автолюбитель поедет на своей машине в центр – город встанет в многокилометровых пробках. Платные парковки – это как раз один из наиболее эффективных регуляторов, способных уменьшить количество машин в тех районах, где их переизбыток.

Получается, за год нужно ввести достаточно большое количество платных парковочных мест. Уже известно, на каких именно улицах, в каких местах они появятся?

Сейчас есть адресный план до конца года, который включает 716 новых парковочных мест. Параллельно с их обустройством будут анализироваться изменения, которые позволят выбрать следующие места. Это очень гибкий и живой проект, поэтому и планирование происходит постепенно. Допустим, мы ставим на улице парковку, и люди начинают ограничивать движение на каких-то соседних улицах. Тогда мы совместно с комитетом городского хозяйства стараемся быстро реагировать на эти изменения. Определить все места наперёд значило бы ограничить себя в эффективности, лишиться возможности реагировать на изменения транспортной обстановки в городе. Оптимальная глубина планирования – до трёх месяцев.

Каждый день мы объезжаем свои парковки, знаем, что на них происходит. У нас огромное количество статистических данных. На их основании строится визуальная информация, графики. Мы видим, на каких улицах есть проблемы, и именно там стараемся размещать парковки.

Что будет, когда ваша компания выполнит проект?

Срок соглашения с городом – семь лет. Первые три года мы вкладываем деньги в создание парковочных мест с минимальным возвратом средств, затем четыре года мы уже занимаемся только эксплуатацией и обслуживанием созданной инфраструктуры. Когда в 2022 году срок инвестиционного соглашения истечёт, парковки и всё оборудование перейдёт в собственность города. Дальше власти уже сами примут решение о том, кто будет заниматься эксплуатацией этих парковочных мест: будет создано муниципальное предприятие, либо будет проведён новый конкурс по выбору обслуживающей организации.

Есть у Ставрополя какие-то особенности, влияющие на развитие сети?

В каждом городе есть свои сложности, конечно, есть и здесь. Во-первых, как я уже говорил, в городе довольно узкие улицы. Во-вторых, особенности рельефа. Перепад высот хорошо ощутим. В-третьих, процесс приемки нашей работы занимает довольно долгое время. Нас сопровождают постоянные проверки со стороны контрольно-ревизионного управления, налоговой, Контрольно-счётной палаты, прокуратуры. И довольно большой объём рабочего времени направлен на работу с этими проверяющими, нужно ведь готовить множество документов.

Жители Ставрополя ещё не привыкли к такому нововведению, как платная парковка. Многие считают, что это очередной способ нажиться на автовладельцах. Сталкиваетесь с негативной реакцией?

Да, к сожалению, как и в других городах, часть жителей негативно воспринимает введение платных парковок. Яркий пример – парковка возле краевого диагностического центра. После того, как там были установлены паркоматы, было множество вопросов со стороны жителей: «Как же так, со всего края сюда приезжают люди, а за парковку нужно платить?» Но другую сторону никто не рассматривал. Удавалось ли раньше тем людям, которые приехали лечиться, оставить автомобиль на этой парковке? Машины ставились в два, а то и в три ряда, там был хаос. Основные парковочные места уже с утра занимали люди, которые работают в близлежащих офисах. А пациенты были вынуждены стоять в заторах, бросать машины неизвестно где, зачастую с нарушением правил дорожного движения.

Сейчас ситуация изменилась. К тому же, на 15 минут машину можно оставить бесплатно. Никто не берёт деньги за то, что вы подъехали забрать или высадить пассажира, или перевезти багаж. Для инвалидов парковка всегда действует бесплатно, вне зависимости от её типа. Для этого надо просто иметь с собой удостоверение и соответствующий знак на автомобиле.

В Москве есть практика выделения резидентства, когда житель дома, около которого находится платная парковка, может приобрести право парковаться за небольшую сумму. У нас такое предвидится?

Мы пошли по другому пути. В Ставрополе в ночное время, а точнее – с 8 вечера до 8 утра, парковка бесплатна для всех.

Если же машина брошена на парковке или уехала, не оплатив, мы собираем материал при помощи автомобилей с комплексами фиксации и при помощи пеших инспекторов. В соответствии с краевым Законом №20-кз составляется протокол и постановление, а дальше взыскиваются штрафы. Штраф для физических лиц от 500 до 3000 рублей, а для юридических – до 15 тысяч рублей. То есть довольно значительные суммы. Нужно отметить, что все деньги со штрафов идут напрямую в муниципальный бюджет.

За стоянку на месте для инвалидов тоже положен серьёзный штраф и эвакуация.

Ещё один частый вопрос, который нам задают: как же определить, что парковка платная. При этом все получили права и по идее обязаны знать, что такое знак «P», и что значат «монетки» под ним. Мы пошли навстречу, делаем дополнительные информационные щиты с надписью: «Платная парковка».

Сейчас стоимость парковки 30 рублей/час. Из чего она рассчитывается, когда ждать повышения?

Она рассчитывается в соответствии с утверждённой методикой. Каждая парковочная зона проводится через расчёт, и департамент муниципального заказа вводит тариф. То есть это не наша прихоть, не мы назначаем цену. Будет ли тариф меняться – сейчас сказать сложно, это должно быть решение администрации.

Не логичнее было бы в центре Ставрополя сделать парковку чуть дороже, а дальше от центра – дешевле?

Создание разности в тарифном зонировании – это один из актуальных вопросов, который находится в процессе обсуждения в администрации Ставрополя.

За рубежом даже есть практика использования гибкого тарифа: введена автоматизированная система, где каждое парковочное место оснащено датчиками. Всегда известно: есть там автомобиль или нет. Система управления в реальном времени определяет текущую стоимость парковочного места в зависимости от спроса на эту зону. Чем больше мест пустует – тем ниже цена, и наоборот, если парковка забита, то цена на последние места будет невероятно высокой. Но затраты на внедрение подобной системы нужны огромные.

Один из стандартных для сегодняшней ситуации в России вопросов. Где покупаете паркоматы?

Вся система, которая функционирует, создана нашими инженерами, программистами и проектировщиками. Если вы заметили, жёлтые паркоматы у нас работают на солнечных батареях – они не тратят время и деньги города, чтобы провести к нему электросеть. Эти паркоматы полностью разработаны нашей компанией и практически полностью собраны из отечественных комплектующих, производятся в Подмосковье, вся сборка отечественная. Только небольшую часть компонентов, которые в России ещё не производят, мы вынуждены покупать за рубежом, а всё остальное наше. Полностью отечественное и программное обеспечение. Благодаря чему есть возможность оперативно вносить изменения под требования того или иного города, под пожелания граждан, заказчиков.

Раз «Городские парковки» занялись развитием этой сети, значит, это приносит выгоду. Почему город самостоятельно не занялся этим?

Всё очень просто, на это нужны средства, серьёзные начальные инвестиции. Смысл муниципально-частного партнёрства в том, что город в среднесрочной перспективе получает необходимый результат, не вкладывая денег из бюджета. На фоне кризиса это очень выгодное и дальновидное решение. Мы же берём на себя все вопросы, связанные с платным парковочным пространством города.

Ставрополь, интервью, платные парковки, администрация Ставрополя, инвестиции

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов