Постканикулярный синдром

Лариса Денежная

Летние каникулы, которые проходят весело и беззаботно, на исходе. С наступлением сентября о безграничной свободе детям придется забыть. Многие школьники не готовы к такому повороту событий и с трудом включаются в учебный процесс. Так или иначе переход от школьных каникул не должен превратиться в неподъемную рутину, которая свалится на голову ребенка как снег. Поэтому следует аккуратно подойти к процессу возвращения чада в школьный распорядок жизни.

 

Как понять, что у ребенка в школе возникли проблемы?

Следите за его эмоциональным состоянием. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как нарушение школьной дисциплины, конфликты с учителями и одноклассниками, чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, чувство страха, и, как результат, нежелание идти в школу.

Почему это происходит?

Дети больше всего устают от стресса, который создается ситуацией ограничения времени. Чем больше загружен ребенок в течение дня и недели, тем больше этот стресс, тем больше он устает, и сложнее протекает адаптация к школе после каникул.

В других случаях причиной неготовности ребенка к школе может быть плохое состояние здоровья. Частые заболевания ослабляют организм, снижают его возможности, в результате — быстрая утомляемость, рассеянность и недостаточная координация в пространстве. В этом случае необходимо посетить врача-педиатра с целью профилактики переутомления и болезней. Доктор пропишет поливитамины и адаптогены, которые помогут ребенку справиться со школьными нагрузками в начале учебного года.

Как помочь ребенку подготовиться к школе после летних каникул?

В течение длительных летних каникул, конечно, важно дать ребенку отдохнуть от жесткого расписания. Но чем раньше вы начнете готовить сына или дочь к необходимому режиму, тем легче ему будет вставать по утрам потом. Если время летнего отбоя сдвинуто на час вперед, каждые пару дней возвращайте его на 15 минут, чтобы не пришлось менять его радикально за день до школы. Не забудьте и про утреннюю зарядку, которую лучше делать с ребенком вместе – польза будет и вам, и ему.

Такое плавное вхождение в школьный ритм жизни поможет ребенку втянуться в учебный процесс, а физические нагрузки укрепят нервную систему.

Вы также можете помочь детям «перестроиться» на школу, покупая вместе школьную канцелярию. Выбор новой ручки, книги и тетрадки поможет ребенку ощутить больше радости и предвкушения ожидания начала учебного года. К тому же ваш сын или дочь реализуют свое личное мнение по поводу того, какую одежду им приобрести или какой пенал выбрать. В противном случае подготовка-штурм за день до школы превратится в изнуряющую рутину, которая никак не поможет ребенку ощутить радость от начала учебного года.

Организация вечеринки или выездного семейного отдыха также поможет ребенку чувствовать себя более счастливым. Можно провести специальные «ритуалы» по прощанию с каникулами и встрече с новой, полной событий и свершений жизни в школе. Вы можете организовать совместный выезд на природу с одноклассниками вашего ребенка и/или просто с друзьями.

Как организовать режим дня в учебный период?

Собираться в школу нужно с вечера. Только не берите эту обязанность на себя — это забота ребенка. Можно напомнить и помочь, но подготовиться он должен сам. Чувство ответственности укрепляет самооценку.   Утром обязателен завтрак — сытный и сбалансированный.

С собой в школу давайте ребенку фрукты и бутылочку с негазированной минеральной водой, если в классе не предусмотрено питье. Обезвоживание влияет на интенсивность мыслительного процесса.

Достаточно ли сбалансировано питание в школе?

Во-первых, необходимо соблюдение физиологического режима питания — через 4–4,5 часа. Во-вторых, обязателен школьный завтрак – на второй, третьей перемене, а для находящихся в группе продленного дня – 2–3-разовое питание (завтрак, обед, полдник).

Младшие школьники не способны из-за возраста правильно сориентироваться при выборе блюд, поэтому родителям лучше сдать деньги на питание классному руководителю. Тогда можно быть уверенными, что малыш получит полноценный обед, а не вредные сладости.

Школьные блюда содержат полезные вещества, насыщенные витаминами. Даже в компоте из сухофруктов присутствуют Ca, Mg, витамин C.

А как организовать время после уроков?

По возвращении из школы, если ребенок не питается в школе, обед должен обязательно включать суп. После обеда необходимо погулять – нужен свежий воздух и физическая активность, желательно посещение какой-либо творческой или спортивной секции, но при этом следует пристально следить за признаками переутомления.

А вот сразу же после возвращения домой садиться за уроки не стоит. Также нежелательны в это время просмотр телепередач или игры на компьютере: нервная система должна отдохнуть от информации. Оптимальное время для выполнения домашнего задания — с 16.00 до 17.00.

Какова польза от помощи старших при выполнении домашних заданий?

Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет впоследствии работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте домашнее задание за него. Следите, чтобы ваше общение не сводилось только к проверке уроков. Учеба важна, но близкие отношения с ребенком ценнее.

Какова продолжительность сна школьника?

Детям 7–10 лет нужно спать не менее 10–10,5 часа в сутки, подросткам — не менее 8–9 часов. Первоклассникам не помешает немного поспать или хотя бы полежать после того, как они пришли из школы, а в выходные дни лучше дать ребенку выспаться. Хроническое недосыпание приводит к неврозу и снижению работоспособности. Проветривайте комнату, не позволяйте слишком активные игры (в т. ч. компьютерные) перед сном, ограничьте просмотр телепередач. Лучший способ подготовки ко сну — ритуал (прогулка, спокойный разговор, чтение, рукоделие, а также обязательные гигиенические процедуры).

Как понять, что ребенок переутомился?

Вот несколько симптомов, на которые необходимо обратить пристальное внимание, так как они свидетельствуют о приближающемся или уже развившемся неврозе. Появление ночных кошмаров, вспыльчивость или плаксивость, трудности с засыпанием, резкие перепады настроения, ухудшение успеваемости, запоры, частые боли в животе или головные боли, немотивированные скачки температуры до субфебрильных цифр (37,2—37,40С) – вот неполный список причин для обращения к неврологу или психотерапевту и снижения нагрузок.

Как предупредить переутомление ребенка?

Если вы видите, что ребенок действительно устал, лучше оставьте его на денек дома отоспаться и наиграться. Поверьте, никакого вреда от этого не будет, зато, возможно, вам удастся избежать действительно серьезных проблем, типа школьного невроза и хронических заболеваний.

Эмоциональному ребенку с повышенной тревожностью можно разрешить брать с собой в школу любимую игрушку, при условии что играть он будет только на переменках.

И главное: несмотря на то, что ребенок стал учеником, вы должны остаться для него любящим родителем, учителей ему хватает и в школе.

Будьте здоровы!

 

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Здоровье»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов