ПОТРЕБИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ

Сергей Гаврилюк

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который ежегодно отмечают 15 марта, в Северо-Кавказском информационном центре ГТРК «Ставрополье» состоялась пресс-конференция, в ходе которой специалисты Роспотребнадзора, а также представители общественной организации защиты прав потребителей подвели итоги работы за 2013 год.

Все мы так или иначе участвуем в круговороте потребления товаров и услуг. Увы, если эти отношения складываются не слишком гладко, то не всегда проблемные вопросы решаются в пользу потребителя. В этом плане активизация правовой защиты оказалась главным направлением работы Роспотребнадзора в 2013 году.

По итогам прошедшего года удалось вернуть потребителям четыре миллиона рублей, из которых около двух миллионов пришлись на авторынок. Как отметил начальник отдела защиты прав потребителей краевого управления Роспотребнадзора Михаил Костюков, из всех поданных жалоб порядка 15% пришлись на продажу автомобилей.

Главная проблема, с которой обращаются автовладельцы, – нарушение сроков поставки транспортного средства. Такая тенденция отмечается как при продаже импортных марок, так и отечественных. Покупатель, выплачивая полную стоимость автомобиля, не получает его в означенные сроки, а порой даже вынужден вернуть деньги и приобрести машину в другом регионе. Соответственно, туда уходят и налоги.

Немало претензий возникает и к предоставлению паспорта технического средства, без которого потребитель не может сесть за руль купленной машины, даже если она уже стоит в его гараже. Очень часто поставщики несколько месяцев не отдают ПТС, хотя сроки его выдачи обычно ограничиваются двумя-тремя днями. Важно отметить, что при нарушении сроков поставки автомобиля или ПТС покупатель должен ежедневно получать компенсацию 0,5% от суммы покупки. В этой связи возникает вопрос: какая выгода поставщику не выполнять свои обязательства? Подобную негативную практику Роспотребнадзор предлагает оценивать с точки зрения Уголовного кодекса РФ. Много нарушений и в сфере предоставления страховок ОСАГО. Часто обращаются с жалобой на незаконное навязывание страховщиками дополнительных услуг. Очень трудно делать выводы о том, были ли услуги навязаны, когда потребитель приходит с уже подписанным договором, однако Роспотребнадзор в таких случаях рекомендует делать аудио- или видеозапись оформления страховки.

Живое обсуждение вызвала проблема продажи продуктов с истекшим сроком годности. Особое внимание привлекла к себе сеть магазинов «Магнит». За прошедший год поступило около полутора тысяч жалоб на просроченные продукты на прилавках магазинов. Как оказалось, главная проблема – это уверенность владельца, что покупатели, не зная своих прав, просто закроют глаза на нарушения. Но если обратиться в суд, то он, как правило, оказывается на стороне потребителя: здесь и компенсация морального вреда, и штрафные санкции в отношении владельца.

К сожалению, другого способа повлиять на ситуацию нет, не каждый потребитель готов потратить свое время на жалобу и разбирательство. Самый простой выход – просто вернуть деньги за просроченный товар. При этом жалоба непосредственно ведет к внеплановой проверке торговой сети, которая увеличивает вероятность решения проблемы. Если потребитель сфотографировал просроченный продукт на прилавке, предоставил чек, Роспотребнадзор будет решать проблему без выезда на место.

Эти и многие другие стороны жизни оказываются в центре внимания Роспотребнадзора, но без участия самого потребителя сложно применить санкции против нарушителей. Покупателя интересует также качество и срок годности продукции. При этом он мало знает о своих правах, отчего и оказывается в проигрыше при решении спорных вопросов. На это влияют разные факторы: длительность судебного производства, составление самой жалобы, что, как отметили сами участники встречи, отнимает массу времени. Правосудие всегда на стороне потребителя, но, похоже, сам он об этом не догадывается.

ОСАГО, Магнит, Роспотребнадзор

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов