Право на ошибку

Василий Скакун

В гостях у Конфуция

Людям свойственно ошибаться, потому что они (ошибки) по своей сути и предназначены для их осознания и последующего исправления, что соответствует росту в любом из выбранных направлений. И потому мудрецы по этому поводу говорили, что единственная настоящая ошибка всех без исключения людей – это не исправлять свои ошибки. И, как не трудно заметить, в этом-то и вся трагедия человечества, ибо люди, ошибаясь, не хотят понимать, что причина случившейся неудачи в них самих. В случае неприятия данного факта подобный опыт (в обязательном порядке) будет повторяться до тех пор, пока осознание истинных причин не будет уяснено и устранено.

По этому поводу даже существует такая притча. «Учитель, обращаясь к своим подопечным, которых он длительное время обучал философии, на заключительном торжестве сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я, к сожалению, еще так и не увидел среди вас ни одного, который бы, зная о своих ошибках, признал бы вину за самим собой». На практике оказалось, что осознание собственной вины за личные неудачи жизни – одна из самых трудных задач. И по этому поводу нашлось одно удивительное изречение, которое удалось подсмотреть у великого китайского философа Конфуция. Пожалуйста, прочитайте его внимательно и попытайтесь вникнуть в суть сказанного: «Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека и поймешь степень его человечности».

Друзья, не забывайте, что это было сказано в IV веке до нашей эры. Какая могучая мудрость, которой, к сожалению, не воспользовались люди за прошедшие 24 века, ведь сейчас мы могли бы жить совсем в другом мире. Давайте попробуем в ней разобраться.

Статуя Конфуция  в Императорской Академии  Конфуцианского дворца.  Пекин, Китай.
Статуя Конфуция в Императорской Академии Конфуцианского дворца. Пекин, Китай.

В первой части Конфуций говорит о том, что если человек и ошибается, то он ошибается только в зоне своих приоритетов, то есть там, к чему у него есть большая тяга. Вор-домушник не будет пытаться взламывать компьютерные системы, это не его область. Или почему вся наша знать попадается на «откатах», да потому, что спят и видят себя все более и более богатыми. Это то, что называется корыстолюбием. То есть если люди имеют определенные пристрастия, именно здесь и надо искать противоядие, естественно, при явном желании освободиться от порока. И потому всем корыстолюбцам, чтоб не попасть в места не столь отдаленные, надо развивать в себе качества помощи другим, по-настоящему нуждающимся, ну, например, многодетным семьям, что, несомненно, притупит желание неуправляемого обогащения и спасет от тюрьмы.

Конечно, лучше всего это делать по уже известным схемам, разработанным Буддой, кстати, тоже жившим в том же IV веке до н. э. и даже недалеко от местонахождения Конфуция.

Напомним эти его знаменитые четыре деяния по освобождению от страсти (пристрастий):

пробуждение сердца;

очищение мыслей;

освобождение от недоброжелательности и раздражительности;

четвертое – пробуждение в себе любви не только к людям, но и ко всему живому.

И второй аспект, на который указывал Конфуций, вообще гениален – по ошибкам (по их серьезности) можно познать степень человечности тех людей, которые допускают эти промахи. То есть, раскрывая смысловое содержание сказанного, понимаешь, что все мы способны ошибаться, но качественность твоей ошибки и указывает на твой уровень нравственности, или, как это называет китайский мудрец, уровень человечности.

И если в этой связи задумаемся об уровне (качественности) ошибок, например, товарища Сталина, у которого треть страны сидела в лагерях, а сотни тысяч безвинных были уничтожены, то, быть может, поймем, почему его жена (Аллилуева) покончила жизнь самоубийством, настолько она была разочарована в нем, как в человеке.

И под этим углом зрения можем рассмотреть и другие кандидатуры наших бывших правителей, начиная с Ленина, который подписывал чистые расстрельные листы, куда уже затем заносились фамилии обреченных на смерть людей. А с «легкой» в кавычках руки Брежнева были введены войска в Афганистан, в результате чего 14 тысяч наших ребят не вернулись к своим матерям. Оказывается, как легко (то есть бездушно) распоряжаться чужими жизнями. Ну и Ельцин, давший старт на разбазаривание великой страны, а ведь все тот же Китай нашел другую дорогу, быть может, потому, что конфуцианством пронизана вся жизнь страны.

Если Китай еще четверть века назад был нашим младшим братом, заглядывающим в рот своему старшему родственнику, то сейчас нам впору поучиться у них необъяснимому росту экономики. Несколько сравнительных цифр. У нас прожиточный минимум определен примерно в восемь тысяч рублей, у них (в пересчете на рубли) – семнадцать тысяч. У нас за этой чертой (8 тыс. руб.) проживают 20 млн человек (считай, каждый седьмой), а у них за их чертой «бедности» (17 тыс. руб.) - сорок миллионов, что в соотношении с числом жителей почти в два миллиарда будет составлять чуть больше двух процентов. У нас вклад в мировую экономику один процент, а у них двадцать процентов.

Может, все дело в том, что мы так и не научились выявлять, а потом исправлять ошибки?

У них все казнокрады пашут на рудниках, в том числе пять членов ЦК партии. У нас сердюковы гуляют на свободе.

И еще одна цитата из Конфуция: «Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе».

грани, Василий, бытия, Скакун:

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление