Праздники в троллейбусе

Тамара Коркина

Можно и на подиум...

Ольга Викторовна Одиниченко вот уже двадцать восемь лет водит троллейбус по улицам Ставрополя. Встретились мы с ней - и мне почему-то сразу вспомнился подиум былых времен, на котором милые, излучающие веселую доброжелательность девушки демонстрировали рабочую одежду. Моя героиня вполне бы вписалась в их сообщество. Ладненькая, в брючках, красивый двухцветный жилет, свитерок под горлышко... И густые, загнутые не без помощи туши ресницы... Как я поняла, так она ходит на работу всегда, поскольку приглашение в редакцию было для нее абсолютно неожиданным.

Праздники в троллейбусе

Кино во дворе

Ольге Викторовне можно позавидовать. Как охватило ее в двадцать лет неуемное, всепоглощающее желание сесть за руль послушно-уютной машины, так и живет она с этим чувством вот уже почти три десятка лет. Говорит, каждое утро идет на работу с радостью.

Родом Ольга Викторовна из Буденновска. Недавно с мамой, детьми и внуком съездила на могилу отца в город детства: «таким маленьким он мне показался!».

А когда-то это был огромный мир, полный повседневных житейских радостей. Источником многих из них был папа, Виктор Максимович. Он работал киномехаником, нетрудно представить, какие чувства испытывала девочка, находясь в будке, из которой на экран в зале шли чудо-лучи. Но еще больше восторга приносили дни, когда отец показывал соседям во дворе своего дома новые фильмы. У него была передвижная киноаппаратура — ездил с фильмами по селам.

- Наша улица — как одна семья, жили дружно: и горе, и радость всегда были общими. И фильмы мы смотрели все вместе — в наш двор со всех концов стекались люди, взрослые и дети. «Свадьба в Малиновке», «Гусарская баллада», «Свадьба с приданым» — мы и сейчас с детьми их смотрим, и я вспоминаю ту светлую радость соседского общения...

Это счастье закончилось, когда Ольге было четырнадцать лет. На канале открыли шлюз, чтобы поливать огороды. В это время маленькие пацанята решили покататься на камере, но бурлящий водоворот стал их стремительно затягивать.

Отец детей спас, всех троих, а сам выбраться не смог.

- Папа был моряком, пять лет служил на Балтике — и вдруг такое... - и сегодня не без душевного волнения вспоминает Ольга Викторовна.
Мама, Анна Яковлевна, осталась с тремя детьми.

Ощущения – не передать...

Окончив школу, приехала Ольга в Ставрополь — и заболела троллейбусом. Пришла на предприятие, ей предложили поступить на курсы. Семь месяцев отучилась - и вот он, первый самостоятельный выезд!

- Ощущения — не передать, - светится Ольга Викторовна. - Огромное счастье — сидеть за рулем. Дорога свободная, видишь город, людей, они заходят, выходят, благодарят...

Из кабины особенно хорошо видно, как меняется Ставрополь. Сколько у нас цветов, прекрасных клумб! Башкиры, у которых мы закупили троллейбусы, приезжали - все время восхищались: какая у вас красота, как дышится легко! Сколько городов мы проехали - нигде такой красоты не видели. У вас чисто, уютно, ухоженно...

- Я сегодня на седьмом маршруте работаю, больше всего его люблю. Идешь первым рейсом - восход над 204-м кварталом видишь, с горы спускаешься - солнышко выходит, красота!

Добавляет, что семерка - самый длинный маршрут, в пути 1 час 40 минут, но и самый приятный - «выехал на Мира - и едешь до самого низа».

Нужны железные нервы

Горожане знают, какие трудности пережил троллейбусный парк. И банкротство испытал, и в частных руках побывал, и в такое конкурентное поле попал, что никак до сих пор в нем не освоится. Те же маршрутки, юркие и мобильные, пассажиров из-под носа выхватывают. Без зар-платы люди тоже насиделись. Многие опытные водители не выдержали, уехали на заработки в Москву.

Ольга Викторовна ко всему относится спокойно - «какие бы времена ни приходили - работать надо. При любой сложной обстановке у меня никогда и мысли не было уйти с предприятия».

Сейчас, конечно, работать труднее, нужны железные нервы, признается Ольга Викторовна. На дорогах много транспорта, машины стоят у обочин — порой при их объезде срывает штангу, нередко случаются заторы. Особенно часто от линии приходится отклоняться на Карла Маркса. «Спасает, что все знаешь, трудишься с энтузиазмом. Энтузиазм — по мне, он должен быть всю жизнь...»

Раньше и сейчас

Ну а теперь о повседневной жизни водителя Ольги Викторовны. Сейчас встает в четыре-пять утра, в шесть с минутами выезжает на линию. Раньше, когда троллейбусы работали в две смены, вставать приходилось в три утра.

- Раньше» много чего другого было,- вспоминает Ольга Викторовна. - Например, компостеры, проездные талончики, которые пробивали сами пассажиры. А сейчас приходится брать оплату за проезд самой.

Собираю деньги в баночки, к концу смены пересчитываю, несу в кассу. У нас план, разный, в зависимости от маршрута. Сегодня, на «семерке», план 5330 рублей, а завтра поеду по «единичке»- план уже 8000, там пассажиропоток больше. В январе-феврале с планом было трудно, недобирала по 200 - 500 рублей.

Раньше троллейбусы были «набиты» пассажирами практически весь день, люди двери выламывали. А сейчас даже в час пик наплыва нет. Если в день проедет до 500 человек - это очень хорошо.

О чем искренне сожалеет Ольга Викторовна — раньше была интересная коллективная жизнь, праздники, вечера, спартакиады, концерты. Люди много общались. Сейчас ничего этого нет, «осталась чисто работа».

Но... Появилось и новое. Я с удивлением узнала, что троллейбус можно заказать. Выкупил час его времени — и курсируй по выбранному маршруту со своей компанией. Ольга Викторовна рассказывает, что возила два выпускных класса, ребята веселились от души. Как-то один из лицеев выкупил на час троллейбус. Ольга Викторовна привезла ребят на Комсомольскую горку, потом, развернувшись у вокзала, повезла в сквер афганцев, оттуда — в парк Победы. Или одна семья сняла троллейбус, чтобы отпраздновать день рождения сына. Детям праздники в троллейбусе очень нравятся.

А всем пассажирам нравятся цветы в кабине водителя. Кто просто посмотрит, а кто и скажет: к вам войдешь — настроение поднимается. Тем более что к цветам непременно прилагаются приветливость, улыбчивость и радушие обаятельного красивого водителя, который принимает всех пассажиров как желанных гостей.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов