Председателем Госдумы края избран Андрей Уткин

Вадим Дубило

Вчерашнее заседание Государственной думы Ставропольского края, безусловно, войдет в историю. В первую очередь, по накалу страстей, царившему в зале заседаний и особенно вокруг него.

Сначала все шло как по маслу: председательское место занял старейший депутат Иван Богачев, перед депутатами выступили председатель краевой избирательной комиссии Виктор Лиманов, губернатор Александр Черногоров. Народные избранники приступили к выдвижению кандидатур на пост председателя. Таковых оказалось всего две. Депутат Михаил Кузьмин предложил Андрея Уткина («Справедливая Россия»), его коллега Геннадий Афонин – Юрия Гонтаря («Единая Россия»), являвшегося до 11 часов вчерашнего дня председателем ГДСК третьего созыва. По ряду причин стало очевидно, что численный перевес не на стороне последнего. И, как говорится, понеслось!

Сначала размахался кулаками после драки губернатор. У него возникли вопросы к Андрею Уткину. Из путаного выступления Александра Леонидовича можно сделать вывод, что он снова попытался снять с себя ответственность за разрушение в Ставрополе стелы героям­доваторцам. При этом глава края в очередной раз забыл, что живет в стеклянном доме и бросаться камнями довольно рискованно. Михаил Кузьмин спросил его о тайных счетах, номера которых были опубликованы незадолго до выборов. В ответ – тишина.

В дальнейшем ситуация усугубилась. Поводом для скандала послужило внесенное «эсэрами» предложение по составу счетной комиссии: в нем не оказалось представителей всех партий. При этом никто не мешал другим фракциям внести свой список, в котором было по одному представителю от каждой партии. Оба предложения поставили на голосование в порядке поступления, победило первое. Казалось бы, все демократические процедуры соблюдены. Но тут слово взял Андрей Разин. Он заявил, что покинет зал заседаний, если депутаты не проголосуют за вариант, предложенный оппозицией. Депутаты не проголосовали – Разин ушел. После перерыва, объявленного для заседания счетной комиссии, обстановка накалилась еще больше. От имени восемнадцати депутатов было зачитано заявление, в котором говорилось о том, что они покидают зал заседаний в знак несогласия с составом счетной комиссии. По мнению оппозиции, заседание Думы становилось нелегитимным, поскольку в нем участвовало менее двух третей депутатов. При этом почему­то не принималось во внимание, что решение о создании счетной комиссии уже принято и она начала работу. Стало очевидным, что часть депутатского корпуса идет на срыв заседания и паралич законодательной власти в Ставропольском крае. Дошло до того, что председательствующий Иван Богачев объявил заседание закрытым и также покинул зал. Парламентское большинство с этим не согласилось и проголосовало за то, чтобы поручить ведение Михаилу Кузьмину, а на переговоры с «отказниками» отправилась делегация во главе с уполномоченным по правам человека в Ставропольском крае Алексеем Селюковым, который пригласил депутатов вернуться – им было обещано, что их представители будут включены в счетную комиссию. То есть возможность для компромисса была. Но это предложение отвергли. Тем самым, на мой взгляд, «Единая Россия» и примкнувшие к ней члены других партий дали понять, что дело не в какой­то комиссии, а в должности председателя, которую уж очень хотелось вновь занять Юрию Гонтарю. А раз это не получается, то надо сделать работу Госдумы невозможной. Такой вывод напрашивается сам собой. Проиграв на всенародных выборах, «Единая Россия» решила наверстать упущенное в подковерной борьбе.

Тем не менее оставшиеся депутаты решили продолжить работу. Пока шла подготовка к голосованию по спикеру, в соседний зал, где находились журналисты, пришла группа депутатов во главе с Юрием Гонтарем и Андреем Разиным, а также зампред Госдумы России Владимир Катренко. Они заявили, что заседание Думы закончено, вопросы, внесенные в повестку дня, не решены, все принимаемые оставшимися депутатами решения незаконны. Даже несмотря на то, что для избрания председателя и его заместителей достаточно простого большинства голосов – 26. Таким образом, мы стали свидетелями ноу­хау: политические решения пытается диктовать меньшинство. Владимир Катренко был показательно расстроен. Он заявил, что необходимо провести новое заседание ГДСК, подготовить которое должен… Юрий Гонтарь. Вице­спикер российской Госдумы да и сам Юрий Афанасьевич в пылу подковерной борьбы, видимо, запамятовали, что полномочия председателя краевой Думы прекращаются в момент начала работы парламента нового созыва. А работать она начала, хоть ты тресни. И Гонтарь на момент попытки срыва заседания уже был рядовым депутатом, как и еще 49 его коллег.

В ходе пресс­конференции, вероятно, выяснилась причина плохого настроения депутата Разина. По его словам, перед началом заседания он оказался без места. Такая вышла неувязочка, кресло не поставили. Почему так получилось, он мог бы поинтересоваться у своего нового соратника Юрия Гонтаря, который без малого три недели готовил это заседание. Кроме того, Андрей Александрович грозил проработкой по партийной линии не поддержавшему его лидеру ставропольских либерал­демократов Илье Дроздову. Кстати, впоследствии Илья Юрьевич заявил, что депутат Разин не может выступать от лица фракции ЛДПР, поскольку такая фракция пока не создана и ее руководитель не избран. Не имеет права Разин выступать и от лица самой партии, поскольку не является ее членом, сообщил Дроздов.

Говоря о Разине, нельзя не упомянуть, что он в очередной раз показал себя ненадежным союзником. Напомню, незадолго до выборов именно Андрей Александрович подписывал в прямом эфире СГТРК знаменитое Соглашение трех партий – «Справедливой России», ЛДПР и СПС – о совместной деятельности в Государственной думе СК четвертого созыва.Тем временем заседание шло своим чередом. И депутаты решили главный вопрос – председателем ГДСК единогласно был избран Андрей Уткин, до недавнего времени работавший вице­мэром Ставрополя. Новый глава парламента внес на рассмотрение коллег кандидатуры своих заместителей – Михаила Кузьмина и Ильи Дроздова (привет Разину!). И тут произошло знаковое событие – в зале появился один из покинувших заседание член «Единой России» Виталий Коваленко, и Андрей Уткин также внес его кандидатуру на должность вице­спикера. В итоге все три заместителя председателя ГДСК были избраны. Тем самым «Справедливая Россия» продемонстрировала готовность работать со всеми партиями, было бы желание с их стороны. После этого был решен последний на вчерашний день кадровый вопрос: членом Совета Федерации России от Государственной думы Ставропольского края был избран на новый срок Алексей Лысяков. Отдельным вопросом в повестку дня было внесено обсуждение инициативы верхней палаты российского парламента о внесении изменений в Конституцию РФ об увеличении срока президентства и отмене запрета избираться главой государства одному человеку более двух раз подряд. Наша Дума поддержала эту инициативу первой в стране.

По завершении заседания новое руководство ГДСК и лидер ставропольской «Справедливой России», глава краевого центра Дмитрий Кузьмин провели пресс­конференцию, на которой ответили на вопросы средств массовой информации. Андрей Уткин подтвердил желание парламентского большинства конструктивно сотрудничать с депутатами из других фракций и ждет предложений. Председатель Думы сообщил также, что полномочия его предшественника, спикера ГДСК третьего созыва Юрия Гонтаря истекли после того, как Иван Богачев открыл заседание. «Это коллегиальное мнение всех юридических служб Ставропольского края, города Ставрополя, Российской Федерации. Проконсультировались мы здесь везде, где только можно. Согласно ст. 32 Устава СК полномочия Государственной думы Ставропольского края прекращаются с момента начала работы Государственной думы Ставропольского края нового созыва. Так что мы уверены в своей правоте», ­ сказал Андрей Уткин.

Следующее заседание ГДСК назначено уже на четверг. Депутатам предстоит утвердить структуру Думы и избрать руководителей комитетов.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление