Предупреждён – вооружён: городские депутаты включаются в борьбу с мошенниками

.

Полиция Ставрополья бьет тревогу: ежедневно на территории края регистрируются десятки преступлений, связанных с IT-мошенничеством, количество потерпевших неуклонно растет. В одной только краевой столице за 11 месяцев текущего года зафиксировано уже около двух тысяч фактов подобного рода преступлений. В борьбу с телефонными и кибер-мошенниками, по просьбе правоохранителей, включились депутаты Ставропольской городской Думы. О мерах, которые предпримут городские парламентарии, нам рассказал председатель городской Думы Георгий Колягин.

 

– Георгий Семенович, что могут сделать депутаты, чтобы как-то повлиять на неприглядную статистику по фактам мошенничества в городе Ставрополе?

– В первую очередь, конечно, информировать граждан. У депутатов Ставропольской городской Думы отлично выстроена и налажена обратная связь с населением. Это и регулярные приемы граждан, и встречи с жителями в округах, и различные тематические мероприятия. Сейчас в условиях пандемии мы перешли по большей части в онлайн-формат, но тем не менее работа с горожанами, с нашими избирателями ведется постоянно. Я обратился к коллегам по депутатскому корпусу с просьбой усилить разъяснительную работу на своих участках. Теперь на приемах граждан будем не только решать основной вопрос, но и акцентировать внимание на проблеме мошенничества, рассказывать, как распознать преступников и как им противостоять. Кроме того, поскольку большинство депутатов ведут свою деятельность на общественных началах и постоянно работают не в Думе, я попросил их распространить эту информацию и в своих рабочих коллективах. На сайте Ставропольской городской Думы мы создали специальный информационный блок с переходом на раздел официального интернет-ресурса ГУ МВД России по Ставропольскому краю, посвященный противодействию мошенническим уловкам.

– Эта информация, по-Вашему, будет нужна и полезна всем?

– Существует заблуждение, что в сети мошенников попадают только пожилые люди в силу своей природной доверчивости и невысокой технологической грамотности. Однако это не совсем так. Жертвами преступников становятся люди разных возрастов, в том числе и молодые, про которых принято говорить, что они родились со смартфонами в руках, а в интернете чувствуют себя как рыба в воде. Так что – да, информация будет полезна всем. Даже если вы знаете, как защититься от мошенников, не лишним будет еще раз освежить в памяти азы.

– Так какие приемы используют мошенники?

– Самый распространенный – это звонок «сотрудника безопасности банка», который сообщает, что была зафиксирована попытка несанкционированного доступа к вашему счету либо отмечена подозрительная активность по вашей карте, после чего вам предлагают оперативно решить проблему. Это ключевой момент! Если вас торопят, говорят, что все нужно делать быстро, значит на том конце провода мошенник. Далее вариантов может быть несколько. Вам могут предложить найти ближайший банкомат и через настройки мобильного банка ввести комбинацию цифр якобы для снятия блокировки (на самом деле – это телефон мошенников, через который они и получат доступ к вашему счету). Потом попросят озвучить код из поступившего SMS. Еще вариант – никакого банкомата искать не нужно, достаточно продиктовать номер карты, защитный код CVC/CVV с обратной стороны карты и опять же код подтверждения из поступившего смс-сообщения. Все эти манипуляции приводят к обнулению вашего счета в пользу преступников.

Важно помнить, что мошенники – это, как правило, тонкие психологи и прекрасные собеседники, умеющие втираться в доверие и производить нужное впечатление. Они могут позвонить с красивого федерального номера, начинающегося с цифр «8 800», могут обратиться к вам по имени-отчеству, чтобы больше расположить к себе, попросить не волноваться и в точности следовать инструкциям. Ваша задача – не поддаваться панике и спокойно проанализировать беседу. Настоящий сотрудник банка никогда не будет просить у вас конфиденциальную информацию: ни номер карты, ни защитный код. При малейшем подозрении на обман сразу же кладите трубку и звоните на горячую линию своего банка, чтобы получить достоверную информацию.

Другие популярные схемы обмана – это ошибочный платеж и компенсация за покупки. В первом случае вас попросят «вернуть» деньги на указанный номер. Уловка примитивная и мало кто на нее ведется. Но на всякий случай вы должны помнить, что ошибочный платеж можно отменить, обратившись в банк или к оператору связи. Во втором случае мошенники представляются работниками государственных служб и сообщают, что за покупку, скажем, лекарств вам положена компенсация от государства, либо называются юристами и обещают добиться возмещения морального ущерба за некачественное лечение или потребленные услуги. Так или иначе все сведется к тому, что от вас потребуют перечислить некую залоговую сумму, которую для пущей убедительности назовут налоговым вычетом или специальным взносом.

По тому же принципу организуются и внезапные телефонные выигрыши, когда какие-нибудь «сотрудники» популярной радиостанции, банка, оператора связи или любой другой крупной компании неожиданно сообщают вам, что ваш номер телефона выиграл и вы стали счастливым обладателем новенького смартфона, ноутбука, автомобиля или крупного денежного приза. Правда, для того чтобы его получить, вам надо оплатить госпошлину, налог, доставку…

Еще один из излюбленных приемов мошенников условно можно обозначить как «сын попал в беду». Вы наверняка слышали такие истории. Там множество вариаций, но стандартная выглядит так: матери или отцу звонит «сотрудник полиции», ставит в известность, что сын сбил на машине/убил/покалечил человека, уголовное преследование неминуемо, срок грозит многолетний, но за определенное вознаграждение, исчисляемое десятками, а иногда и сотнями тысяч рублей, дело можно замять.

Большинство родителей согласны на все, чтобы защитить своего ребенка, пусть даже и взрослого, и, повинуясь инстинктивному порыву, расстаются со сбережениями. Мера противодействия здесь та же, что и во всех остальных ситуациях, – прервать разговор, а затем самостоятельно связаться с сыном, мужем, другим «попавшим в беду» родственником.

– Телефонное мошенничество знакомо очень многим, однако современные преступники шагнули вперед и используют в своих целях IT-сферу.

– Да, это так. Но и в киберпространстве мошенники ставят перед собой две основные задачи: заставить вас заплатить или выудить у вас нужную информацию (это явление даже получило свой термин – фишинг, что с английского переводится как «ловля рыбы», «выуживание»). Злоумышленники часто создают сайты-двойники, полностью копируя дизайн оригинала. Это может быть социальная сеть, сайт авиакомпании, онлайн-магазин и т.д. Отличие лишь в адресной строке, и здесь нужно быть очень внимательным. Если вы видите какое-то заманчивое предложение в интернете (бесплатный туристический тур, астрономические скидки), сообщение о выигрыше (вам опять повезло!) или интригующий заголовок из разряда «Шок! Никогда такого не было, подробности по ссылке…», то с огромной долей вероятности можно утверждать, что за всем этим стоят мошенники. Авторизация на сайтах-двойниках через соцсети приведет к потере личных данных, злоумышленники получат доступ к вашему аккаунту и будут совершать мошеннические действия уже от вашего лица. Фальшивые онлайн-магазины с баснословными скидками напрямую получат конфиденциальную информацию о вашей карте: номер, срок действия, верификационный код. Вы останетесь не только без покупок, но и без денег.

Предложения легкого дополнительного заработка и быстрой прибыли в 200% – это тоже мошенничество. Для освоения чудодейственной методики стремительного обогащения рекламный сайт порекомендует вам скачать на телефон мобильное приложение, с помощью которого вы вскоре научитесь мастерски играть на бирже. А на деле – вы загрузите на свой смартфон вредоносную программу, которая получит доступ к мобильному банку и средствам всех счетов, к нему подключенных.

Очень аккуратным нужно быть при использовании сайтов объявлений: и в качестве покупателя, и в качестве продавца. Если ваш контрагент каким-либо образом пытается получить сведения о ваших банковских картах или предоплату без «живой» демонстрации товара, общение нужно прекращать.

Вообще видов интернет– и телефонного мошенничества много. Но есть простые и достаточно действенные меры борьбы с ними. Не переходить по сомнительным ссылкам, пользоваться только проверенными интернет-ресурсами, никому не сообщать конфиденциальную информацию (ни пароли, ни верификационный код банковской карты, ни код подтверждения из SMS), при первой же попытке собеседника выудить у вас личные данные иди денежные средства – прервать телефонный звонок.

– Правила на самом деле простые. Совсем не верится, что люди попадают в такие ловушки.

– Попадают, и часто. В этом году ставропольцы лишились таким образом около 150 миллионов рублей. Сумма более чем внушительная. Поэтому еще раз призываю горожан быть бдительными. Самое главное – столкнувшись с мошенничеством, обязательно обратитесь в полицию. Даже если вы вовремя распознали обман и не стали жертвой злого умысла, помогите правоохранителям уличить преступников, сообщите известные о них сведения: номер телефона, адрес сайта, используемую мошенническую схему.

Беседовала Дарья КАТЕРИНИЧ.

 

председатель Ставропольской городской Думы Георгий Колягин, Ставропольская городская Дума, IT-мошенничество

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Закон и порядок»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»