Премьера мессы мира «Вооруженный человек» Карла Дженкинса состоялась в Ставропольской филармонии

Татьяна Даниелян

Почитатели хорового пения с нетерпением ждали премьеру оратории «Вооружённый человек» Карла Дженкинса в исполнении камерного хора и симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии.

Премьера оратории «Вооружённый человек» Карла Дженкинса в исполнении камерного хора и симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии.
Александр ПлотниковПремьера оратории «Вооружённый человек» Карла Дженкинса в исполнении камерного хора и симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии.

С творчеством этого композитора – командора Превосходнейшего ордена Британской империи, посвящённого за вклад в мировую музыкальную культуру в рыцари Королевы, слушатели впервые познакомились в декабре 2016 года на премьере мессы «Stabat Mater» – переложении католической поэмы ХIII века. Произведение тогда было с восторгом принято публикой, что вдохновило главного хормейстера Елену Бутову и артистов хора, получив благословение директора филармонии Ларисы Коневой, приступить к работе над монументальным полотном – ораторией «Во-оружённый человек», которое К. Дженкинс посвятил антивоенной теме, особо актуальной для нас в преддверии 75-летия Победы над фашизмом. Композитор назвал своё сочинение «Покаянием» в память о жертвах войны в Косово. Оратория, созданная в 1996 году, на рубеже столетий, в то время, когда погибали мирные жители, явилась протестом против разрушительных войн и призывом к человечеству бороться за мир во всём мире, стала Мессой Мира.

Произведение, состоящее из 13 частей, написано по заказу Королевского оружейного музея Лондона. В его основе – части католической мессы, народные песни и мусульманский азан, исполняемые на латинском, французском, английском и арабском языках. Этим автор показал, что, несмотря на языковые и культурные различия, люди всего мира мечтают о спокойной жизни на планете. Музыковед Татьяна Диева познакомила публику с историей создания мессы мира и рассказала подробно о каждой части масштабного музыкального произведения.

Начинается оратория звукоизобразительными приёмами – под топот тяжёлых солдатских сапог и свербящие слух высокие ноты флейты-пикколо звучит французская народная песня ХV века «Вооружённый человек», давшая название оратории.

Затем К. Дженкинс включил в партитуру азан – мусульманский призыв муэдзина к молитве «Аллах акбар». В партитуре этой части нет нотной записи. Композитор доверил импровизацию исполнителю. Елена Бутова пригласила исполнить азан молодого солиста филармонии Ильяса Батчаева, с радостью принявшего предложение руководителя хора. Он хорошо помнит свои детские впечатления от поездок на родину отца в карачаевское село Учкекен, где много раз слышал пение муэдзина и даже пытался ему подражать. Вместе с Еленой и очень известным в городе педагогом по вокалу Мариной Юрьевной Гуськовой Ильяс выстроил импровизацию азана и вдохновенно исполнил на арабском языке. Обмениваясь после концерта впечатлениями, слушатели признавались, что «мурашки бегали по коже», когда звучал красивый мощный баритон Ильяса Батчаева.

Жуткие картины войны средствами музыки были изображены хором и оркестром в частях, где звучал григорианский хорал в исполнении мужской группы. В нём был призыв о помощи, когда земля дрожала от гнева и когда страшные взрывы ядерных бомб уничтожили два города в Японии, когда в языках пламени заживо горели животные, когда оставшиеся в живых молили о смерти, страдая от невыносимой боли. В этих частях оратории композитор использовал фрагмент текста из древнеиндийской поэмы «Махабхарата» и стихи Д. Свифта, Р. Киплинга, А. Теннисона, Д. Драйдена, Г. Уилсона, Т. Мэлори и японского поэта Т. Санкиши, чудом выжившего во время ядерного взрыва в Хиросиме и вскоре погибшего от последствий радиоактивного излучения.

Хочется отметить профессиональное мастерство артистов хора, исполнивших солирующие партии: тенор – Евгений Боридько, сопрано – Галина Терлецкая и Анастасия Мырдина, меццо-сопрано – Галина Петрова и Олеся Колесникова, басы – Владимир Хан и Даниил Осипов.

На смену агрессивным военным темам пришли благостные католические молитвы – Kyrie («Господи, помилуй»), Sanktus («Свят»), Benediktus («Благословен») и Agnus Dei («Агнец Божий»), дающие надежду на победу добра над злом и насилием.

Исполнение мессы «Вооружённый человек» сопровождали фотоиллюстрации, помогающие слушателям ориентироваться в событиях каждой части. Слайды были тщательно подобраны Е. Бутовой и показаны на светодиодном экране видеорежиссёром Андреем Беловым.

Наблюдая работу камерного хора в последние годы, невозможно не отметить профессиональный рост коллектива, увлечённость в работе над каждой новой программой, преданность совместному творчеству. Аккумулятором идей, претворением в жизнь сложных программ на высоком исполнительском уровне является главный хормейстер Елена Бутова, которой в работе помогают концертмейстер Любовь Снадная и хормейстер Элла Чулина. Мечта Елены – увеличить состав коллектива хотя бы до 30 артистов, чтобы можно было включать в репертуар монументальные хоровые партитуры русских и западных композиторов.

Главный дирижер симфонического оркестра Юрий Михайленко.
Александр ПлотниковГлавный дирижер симфонического оркестра Юрий Михайленко.
Тревожные звуки духовых инструментов.
Александр ПлотниковТревожные звуки духовых инструментов.

Огромную роль в работе над ораторией «Вооружённый человек» К. Дженкинса сыграл симфонический оркестр Ставропольской государственной филармонии и его главный дирижёр Юрий Михайленко, с большой ответственностью изучивший партитуру мессы. На протяжении всего произведения пение хора сопровождали звуковые эффекты разных инструментов: скачка конницы, лязг железного оружия, рёв военных труб, дробь барабанов, колокол памяти и умиротворённое звучание струнной группы оркестра. Растворились в тишине зала последние звуки... На экране – огромный глобус, на который с надеждой смотрят дети разных стран, а над ними парит белый голубь мира. С момента создания месса мира «Вооружённый человек» исполнялась тысячи раз в разных уголках планеты и всегда находила отклик в сердцах слушателей. Слушатели горячо приветствовали исполнителей, аплодируя стоя и не отпуская артистов со сцены. Пожелаем камерному хору новых интересных премьер, которые мы будем ждать с большим интересом.

симфонический оркестр Ставропольской государственной филармонии, главный дирижёр Юрий Михайленко, Ставропольская государственная филармония

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»