Премьера в театре-студии «Слово» в Ставрополе завершилась предложением руки и сердца

Ольга Метёлкина

Пожалуй, в Ставрополе уже привыкли к тому, что практически каждая новая работа театра-студии «Слово» имени Владимира Гурьева привлекает внимание местных театралов и, как минимум, становится поводом для обсуждения в соцсетях. О премьере спектакля «Сердцебиение» по произведениям А.П. Чехова говорить начали задолго до того, как она состоялась.

«Юристка». Дочь министра юстиции - Людмила Луговская, Голос времени - Ксения Соколова.
«Юристка». Дочь министра юстиции - Людмила Луговская, Голос времени - Ксения Соколова.

Дело в том, что такое название уже было в репертуаре «Слова» в 2004 году. Тогда основатель и руководитель театра-студии заслуженный артист России Владимир Гурьев создал постановку совместно с Культурным центром Ставропольского государственного университета. Она имела успех у зрителей, но, к сожалению, шла недолго (актеры театра-студии - студенты и школьники имеют обыкновение «вырастать» из своих ролей и к тому же уезжать из Ставрополя в другие города).

Восстановить в новой трактовке спектакль «Сердцебиение» взялся ученик Владимира Гурьева, актер и начинающий режиссер театра-студии «Слово» Денис Цопарь (в прошлом году он поставил пьесу М. Метерлинка «Непрошенная»). Он решил соединить в единый спектакль две ретро-постановки по А.П. Чехову.

- «Трагик поневоле». В роли отца семейства Иван Иванович - Денис Цопарь.
«Трагик поневоле». В роли отца семейства Иван Иванович - Денис Цопарь.

- В «Сердцебиении» 2004 года мы играли три одноактные пьесы: «Предложение», «Трагик поневоле», «Юбилей» и рассказ «Юристка», - рассказал Денис Цопарь. - А в 2009 году Гурьев выпустил спектакль «Ожидание счастья» по рассказам Чехова. Мы решили взять какие-то произведения из одного спектакля, какие-то из другого.

Новое «Сердцебиение» не стало реконструкцией прежних работ театра-студии, хотя сохранены даже некоторые мизансцены гурьевской постановки. Ничего удивительного, ведь Денис Цопарь сам играл в прежних спектаклях и даже вновь вышел на сцену в роли отца семейства Ивана Ивановича в одноактной пьесе «Трагик поневоле». В новой режиссерской концепции акцент смещен в сторону комедии. И ведь что интересно: я, как большинство зрителей в зале, хорошо знаю произведения, по которым поставлен спектакль, но  ни на мгновение не могла оторвать взгляда от сцены. Было невероятно интересно наблюдать за тем, как актеры взаимодействуют в мизансценах, за их пластикой и мимикой, ощущать. как от одного к другому передается незримая эмоциональная волна, запускающая механизм неудержимого драйва, охватывающего актерский ансамбль.

«Размазня». Солидный господин - Евгений Нетудыхата, Гувернантка - Александра Козлова.
«Размазня». Солидный господин - Евгений Нетудыхата, Гувернантка - Александра Козлова.

Зрители уже давно не воспринимают «Слово» как непрофессиональный коллектив. В Ставрополе он по праву занимает нишу молодежного театра, потребность в котором очень велика. Здесь всё происходит по законам театрального искусства: от выбора репертуара до «талантов и поклонников». Да-да, именно поклонников. Я знаю немало постоянных зрителей, которые «ходят» на конкретных актеров. К числу таковых, к примеру, относится Евгений Нетудыхата. Артист театра-студии, обладающий чрезвычайно выразительными внешними данными и хорошо поставленным голосом, он играет в «Сердцебиении» три роли. Солидный господин в «Размазне», возница Клим в «Пересолил» и помещик Степан Степаныч в «Предложении» - абсолютно не похожие друг на друга образы, каждый по-своему яркий, с детально прописанным характером и индивидуальной парадигмой существования на сцене.

«Пересолил». Возница Клим - Евгений Нетудыхата, землемер Смирнов - Степан Устинов.
«Пересолил». Возница Клим - Евгений Нетудыхата, землемер Смирнов - Степан Устинов.

Любопытно, что в гурьевской постановке 2009 года Евгений Нетудыхата играл те же роли - в «Размазне» и «Пересолил». Кстати, режиссер нынешнего спектакля Денис Цопарь и сам вышел на сцену, имея за плечами роль в первом «Сердцебиении». Хорошо помню его в пьесе «Трагик поневоле» в образе субтильного интеллигента, облаченного в нелепый безразмерный плащ с десятком карманов, из которых выпадали записочки с напоминаниями. В новой постановке изменилась не только роль отца семейства Ивана Ивановича. Написанная на двух актеров пьеса дополнилась тремя женскими персонажами, олицетворяющими жену, ее подруг, комаров и вообще все ужасы дачной жизни, сводящие Ивана Ивановича с ума.

«Злой мальчик». Иван Иванович Лапкин - Степан Устинов, Анна Семеновна Замблицкая - Валерия Джегет, брат Коля - Владислав Цыкин.
«Злой мальчик». Иван Иванович Лапкин - Степан Устинов, Анна Семеновна Замблицкая - Валерия Джегет, брат Коля - Владислав Цыкин.

Говоря об актерских работах, следует отдать должное постановщику, который создал условия, при которых у всех, включая самых молодых, студийцев была возможность (и не в одной роли) в полной мере реализовать себя. Глядя на Александру Козлову в сцене «Размазня», где она играет безропотную серую мышку - гувернантку, никак не ожидаешь, что она же превратится в одержимую фурию в пьесе «Предложение». А как без применения грима и других театральных уловок преображается Степан Устинов! Это же два разных человека - преисполненный напускной солидностью землемер из рассказа «Пересолил» и романтичный Иван Иванович Лапкин в «Злом мальчике».

Меня как зрителя невероятно увлекла работа Людмилы Луговской: ее внешнее и эмоциональное преображение в рассказе «Юристка» и образ непосредственной, временами с легкой придурковатостью дворовой девки Розалины - персонажа, которого вообще нет в авторском тексте «Предложения».

«Предложение». Помещик Степан Степаныч - Евгений Нетудыхата, его дочь - Александра Козлова, сосед Иван Васильевич - Роман Лобач.
«Предложение». Помещик Степан Степаныч - Евгений Нетудыхата, его дочь - Александра Козлова, сосед Иван Васильевич - Роман Лобач.

Чеховские произведения сами по себе - материал выигрышный для театра: в них столько юмора, характерных образов, почвы для импровизации. Казалось бы, кто не помнит историю про пресловутые Воловьи Лужки, из-за которых разгорелся весь сыр-бор в «Предложении», но как эту ситуацию обыграли в спектакле! Чего только стоит сцена, в которой Роман Лобач в роли помещика Ломова падает без чувств, не в силах больше выносить словесную перепалку с Натальей Степановной (Александра Козлова), к которой, собственно, пришел свататься. И уже нет никаких сомнений в том, что папенька ее (Евгений Нетудыхата) готов отдать дочку с несносным характером хоть за первого встречного.

В спектакле «Сердцебиение» можно наблюдать за каждым актером в отдельности, у каждого персонажа есть свой объемный характер: будь то влюбленная Анна Семеновна Замблицкая (Валерия Джегет) или ее хитроумный братишка-шантажист (самый юный актер в спектакле - Владислав Цыкин) из рассказа «Злой мальчик». Здесь даже у Времени есть свой голос (Ксения Соколова).

финале спектакля «Сердцебиение» Михаил сделал реальное предложение Марии.
В финале спектакля «Сердцебиение» Михаил сделал реальное предложение Марии.

- Почему мы вернулись к Чехову, - говорит художественный руководитель театра-студии Евгений Пересыпкин. - Потому что человеческие характеры, описанные у Чехова, современны, а его произведения заставляют задуматься. Плюс к этому - есть заказ от школ на мобильные спектакли. Владимир Владимирович Гурьев в свое время занимался пропагандистской, проповеднической, подвижнической деятельностью: с выступлениями, концертами он ездил по предприятиям, выступал перед большими аудиториями. Мы тоже хотим, чтобы как можно больше зрителей посмотрели наши спектакли, познакомились с творчеством русских писателей. Надеемся, и этот спектакль будет востребован. Он легкий, позитивный, серьезных ограничений по возрасту нет.

Остается добавить, что премьера чеховского «Сердцебиения» состоялась в день рождения Антона Павловича Чехова и завершилась реальным предложением руки и сердца, которое сделал молодой человек по имени Михаил своей любимой девушке Марии. Он вышел на сцену, спел для нее песню и, опустившись на одно колено, предложил стать его женой. К счастью, повода спорить о принадлежности Воловьих Лужков у них не было.

Фото автора. 

На снимках: сцены из спектакля «Сердцебиение»

 

Ранее по теме:

В Ставрополе состоялась презентация книги о Владимире Гурьеве и его «Слове»

Ученики посвятили спектакль юбилею Владимира Гурьева

культура, театр, театр-студия Слово

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление