Пригородные «войны»

Роман Кияшко
Пригородный поезд. Электричка, электрички, РЖД
Пригородный поезд. Электричка

В начале 2014 года по Ставропольскому краю курсировали 45 пар пригородных поездов. Расписание и маршруты следования были проверены на протяжении десятков лет. Однако 1 марта этого года ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания» (ОАО «СКППК») заявила о том, что сокращает 6 пар. После этого с периодичностью примерно раз в месяц ОАО «СКППК» планомерно урезало трафик. По некоторым направлениям пригородное сообщение вообще отменили. В итоге к сентябрю в крае курсировали всего 19,5 пары. К тому же стоимость проезда резко подскочила с 13 до 18 рублей. Ситуация не новая, многие жители края о ней знают, а кто-то прочувствовал последствия на себе. Особенно это касается жителей Кавминвод.

«Вечерний Ставрополь» решил разобраться в ситуации и, не ограничиваясь простыми объяснениями, представить в деталях противостояние правительства, железнодорожников и населения.

Я вам пишу… а толку мало…

Летом этого года в адрес председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева поступило письмо от дважды почетного железнодорожника СССР Владимира Ильича Дьяченко, который живет в Андроповском районе Ставропольского края. Пенсионер пишет, что уже два раза обращался к Президенту России, а также к председателю Правительства Российской Федерации, начальнику Северо-Кавказской железной дороги, губернатору Ставрополья и целому ряду чиновников. Тема письма, как нетрудно догадаться, отмена более половины электричек в крае. К письму прилагались 1922 подписи(!) тех, кто солидарен с автором. Мы приведем лишь некоторые выдержки из текста (сохранена оригинальная орфография и пунктуация):

<…> «А они нас водят за нос, как маленьких детей. Считают, что мы тупые и ни в чем не разбираемся. Как можно, руководители дороги на наши письма отвечать, что они ни в чем не виноваты. Виновато правительство Ставропольского края. А руководство края отвечает, что край ни в чем не виноват. Виновато руководство Северо-Кавказской железной дороги. <…> Неужели нельзя посчитать кто кому должен. Ведь это задача ученика четвертого класса». «И, несмотря на указания правительства, Президента Вас лично и просьбы тысячи людей Руководство РЖД, и правительство Ставропольского края, движение электричек не восстанавливает».

Возмущение почетного железнодорожника вполне понятно. В послевоенные годы он восстанавливал ж.-д. пути, после того как их разрушили отступавшие нацисты. В сознании человека, который уже смирился с тем, что «железка» приватизирована, не укладывается нынешняя ситуация. Руководство пригородной компании представляет себя как безвольный инструмент в руках краевых чиновников и отвечает Владимиру Ильичу, что, по законодательству РФ, именно исполнительная власть региона обязана обеспечить обслуживание населения пригородным железнодорожным транспортом. Более того, договор, который будет регулировать взаимодействие железнодорожников и властей, не подписан, следовательно, компенсационных субсидий из бюджета края не будет. Электрички – бизнес заведомо убыточный при всей своей социальной значимости. Поэтому, по заверению пригородной компании, она вынуждена была сокращать поезда в крае, чтобы не вылететь в трубу и не стать банкротом. Но при этом умалчивается, что договор на оказание соответствующих услуг на 2014 год, из-за которого и начался весь сыр-бор, отказались подписывать именно в ОАО «СКППК», хотя подпись тогда еще и.о. губернатора Владимира Владимирова под документом уже стояла. На этот нюанс не перестают указывать краевые власти.

В итоге две структуры стали забрасывать оппонентов обвинениями, переманивать на свою сторону причастные ведомства и население, в том числе через СМИ. Южная транспортная прокуратура де-факто на стороне пригородной компании и РЖД, так как не усматривает в их действиях никаких нарушений. У министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, главного оппонента железнодорожников, в союзниках правительство и Дума.

Сначала был тариф

В уравнении есть главный элемент, к которому все тянется. Это Региональная тарифная комиссия Ставропольского края (РТК). Ее основная задача – регулирование цен и тарифов на товары и услуги, а в нашем случае – стоимости проезда в пригородном поезде. При этом сколько платит пассажир электрички и сколько действительно стоит поездка – эти цифры всегда разные. Как уже писалось выше, пригородное сообщение  – дело убыточное. Поэтому, чтобы не пугать население высокими ценами, тем самым заставлять пересаживаться на другой транспорт, у региональной власти есть право регулировать тариф, установленный РТК.

Таким образом, идеальная схема выглядит примерно так. ОАО «СКППК» подает в Тарифную комиссию документы, на основе которых РТК заводит тарифное дело, проводит анализ полученных данных и в итоге устанавливает экономически обоснованный тариф. Что это значит? Если перевозчик будет осуществлять свою деятельность по этой цене, то он будет полностью компенсировать все свои затраты и не нести каких-либо убытков. Однако эта цифра, как правило, выходит весьма большая, и возить людей по такой цене и совесть не позволит, и желающих ездить не будет. Поэтому в ситуацию вмешивается краевое правительство в лице министерства дорожного хозяйства и транспорта СК, и Тарифная комиссия опускает сумму до разумной величины. Разницу между двумя значениями – тарифом для населения и экономически обоснованным, это так называемые выпадающие доходы, берется компенсировать все то же правительство из краевого бюджета. Для этого определяют еще одну цифру  – прогноз количества пассажиров на будущий год.

Казалось бы, проще простого. Компания подает документ, РТК устанавливает экономически обоснованный тариф (ЭОТ) и его аналог для населения, а также прогноз пассажиров, правительство компенсирует выпадающие доходы пригородной транспортной компании. Но половина электричек отменена, а разбирательства между двумя структурами продолжаются почти год…

А дело все в том, что каждая структура настаивает на своей объективности. Но, как говорится, у каждого своя правда, а истина одна. ОАО «СКППК» озвучивает сумму, которую хотело бы получить в качестве компенсаций. РТК выносит свою. Неудивительно, что обе цифры в итоге оказываются значительно выше той, которую озвучивает пригородная пассажирская компания и с которой всегда согласны в правительстве.

Экскурс в историю

В результате таких «разночтений» складывается интересная ситуация. Так, в 2012 году правительство оставило в бюджете 18 миллионов рублей для пригородной компании, хотя та просила 265 миллионов. Из этой суммы перевозчик предоставил отчет только о 12 миллионах, 6 миллионов остались невостребованы. В 2013 году пожелания ОАО «СКППК» составили 265 миллионов рублей, выделили им 59 миллионов, использовали они 54 миллиона. Пригородная компания заявляет, что в результате такой тарифной политики она несет убытки. В 2013 году они составили 197 миллионов, но при этом часть компенсационных средств они возвращают в бюджет, как невостребованные. Чудеса, да и только…

Однако все эти годы ситуация складывалась более или менее спокойно, конфликты интересов редко выползали за пределы чиновничьих кабинетов. А вот 2014 год стал «веселым». Началось все с того, что РТК и ОАО «СКППК» разошлись во мнениях и представили разные экономически обоснованные тарифы 18,09 рубля и 24,20  – соответственно. А так как тариф пригородной компании – только лишь пожелание, то законным является тариф РТК.

Следующим шагом после озвучивания тарифа становится подписание двухстороннего договора между правительством Ставропольского края в лице губернатора и руководства Северо-Кавказской пригородной компании. Владимир Владимиров подписывает документ, он отправляется железнодорожникам. Те не согласны и советом директоров требуют внести в него новые пункты, а также предусмотреть в бюджете компенсационные средства на 2014 год. Каким образом это должны сделать в государственном ведомстве без соответствующего документа, непонятно.

Однако результат не заставил себя долго ждать. Перевозчик начинает планомерные сокращения, краевое профильное министерство де-факто не имеет рычагов воздействия на пригородную компанию, а значит, не выполняет поставленные законом обязательства, народ страдает.

Цена проезда для граждан в этот год была приравнена к экономически обоснованному тарифу и составила 18 рублей за зону. То есть, следуя логике РТК, если перевозчик осуществляет свою деятельность по этой цене, то он полностью компенсирует свои доходы. Пригородная компания это и делает, но все равно несет убытки! ОАО «СКППК» говорит, что этого не происходит и что только благодаря сокращениям удалось уменьшить убыточность компании к концу года до 112 миллионов рублей.

Ситуация патовая, положением дел интересуются на уровне федерации. Проходит встреча губернатора Ставрополья с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным. Начальник департамента СКФО Вячеслав Песков собирает на заседание краевого министра дорожного хозяйства Игоря Васильева, руководство СКППК и представителей РЖД. Позже то же самое делает заместитель председателя правительства Ставропольского края Роман Петрашов. И, наконец, одна из последних – встреча в краевой Думе в расширенном составе с приглашенными представителями муниципалитетов. Всего 11 официальных встреч! Абсолютно все уверены в необходимости электричек в крае, но 2014 год уже упущен.

Итог

Так в чем же все-таки камень преткновения? В действиях Региональной тарифной комиссии? Пригородная компания, а следовательно, и РЖД не согласны с тем, как там производят расчет и пытаются доказать, что их вычисления правильнее. РТК и правительство настаивают на обратном и в свою очередь доказывают, что и у СКППК не обошлось без скелетов в шкафу. Так, к примеру, по их мнению, компания терпит убытки из-за плохой организации перевозок и пытается компенсировать их за счет краевого бюджета. Кроме того, загадкой, на которую ни в СКППК, ни в РЖД не дают ответа, остается высокий тариф, по которому «Российские железные дороги» сдают в аренду собственной дочерней компании подвижной состав.

P.S. На этой неделе, а может быть, и в день, когда статья попадет в печать, Региональная тарифная комиссия установит новый экономически обоснованный тариф и тариф для населения. Будем надеяться, что это не станет новым эпизодом в противоборстве двух структур…

транспорт, тарифы, электрички, РЖД

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление