Приходите княжить и владеть нами

Вадим Дубило

Фраза, вынесенная в заголовок, взята мной из «Повести временных лет» и полностью звучит так: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». По легенде, именно так обратились новгородцы в IХ веке к братьям­варягам Рюрику, Синеусу и Трувору, призывая их править славянскими землями. Нечто похожее происходит сегодня и в Ставропольском крае. По крайней мере, такие параллели напрашиваются, когда изучаешь биографии новых членов правительства СК, назначенных на днях на должности губернатором Александром Черногоровым. Ставропольцев среди них практически нет.

Итак, знакомьтесь, новый вице­премьер правительства края Марат Арсланов. До последнего времени занимал должность заместителя председателя правления – начальника управления капитального строительства главного производственного управления ООО «Нефтегазовая компания «ИТЕРА» (г. Москва). Эта компания хорошо известна многим ставропольцам, по крайней мере, жителям Грачевского района – точно. Она реализует крупный проект по освоению Бешпагирского титаноциркониевого месторождения со строительством горно­обогатительного комбината. С самого начала этот проект преследуют скандалы, о которых писали многие газеты, в том числе и «Вечерний Ставрополь». Дело в том, что на месте месторождения расположены земельные наделы местных жителей, которые надо выкупать. Вдобавок ко всему, строительство вызывает серьезную обеспокоенность у экологов. Как с приходом в правительство Марата Арсланова пойдут дела у «ИТЕРЫ» ­ покажет ближайшее будущее. Но практика показывает, что, работая в госструктурах, коммерсанты такого уровня, как правило, не бывают беспристрастными. Так или иначе, но губернатору идея строительства в Грачевском районе ГОКа давно нравится. В ноябре 2005 года газета «Коммерсант­Юг России» цитировала восхищенного Александра Черногорова. Когда ему сообщили о цене сырья и ферросплава, которые будет производить комбинат, он воскликнул: «Вот это, я понимаю, бизнес!». Теперь этот бизнес сможет контролировать ситуацию изнутри.

Пошел на повышение Игорь Перепелица, работавший ранее председателем комитета СК по государственному заказу и ценовой политике. Отныне Игорь Николаевич министр экономического развития и торговли. Напомню, он был в числе тех, кого критиковал бывший вице­губернатор Борис Калиничев в известном Открытом письме жителям Ставропольского края. Он негативно оценил роль Перепелицы в скандальном конкурсе по созданию особой экономической зоны на Кавказских Минеральных Водах. Говорят, что новоиспеченного министра в свое время привел в правительство именно Калиничев. Но Игорь Перепелица неожиданно оказался в лагере вице­премьера, а ныне и. о. вице­губернатора Анатолия Воропаева. Ну, в политике и не такое бывает.

Министром ЖКХ, строительства и архитектуры стал Иван Ковалев, поработавший в свое время заместителем губернатора Тульской области и около года поруководивший одним из государственных унитарных предприятий в Москве. На Ставрополье Иван Иванович живет меньше года – все это время он трудился первым заместителем прежнего министра ЖКХ, строительства и архитектуры.

На ступеньку вверх по карьерной лестнице в своем министерстве поднялся Вадим Толстых – новый министр имущественных отношений, до недавнего времени бывший заместителем отставленного Анатолия Колиева. Вадим Юрьевич – еще один выходец из Тульской области, где работал на различных дожностях, в том числе первого заместителя председателя комитета по управлению государственным имуществом.

Наконец, последнее на данный момент назначение – председателем комитета СК по государственному заказу и ценовой политике стал Игорь Грецкий. Он сменил ушедшего на повышение Игоря Перепелицу, у которого работал заместителем. Игорь Владимирович приехал к нам из Краснодарского края, где был заместителем директора торгово­транспортного центра филиала ФГУП «Торговый дом «Кремлевский» управления делами Президента РФ.

Итак, Александр Черногоров, похоже, окончательно попал под влияние так называемой «тульской группировки» во главе с
и. о. вице­губернатора Анатолием Воропаевым. Чтобы понять это, не нужно быть семи пядей во лбу, достаточно посмотреть, откуда к нам приехали новые министры, по крайней мере, большая их часть. Образно выражаясь, Воропаев привез из Тулы свои «самовары». Для начала он расставил их на второстепенных должностях в ключевых министерствах. Ну а сегодня, когда посчитал, что время пришло – повел в атаку. Захват правительства начался с самых значимых министерств, которые еще принято называть «хлебными», слишком много бюджетных денег через них проходит. Поэтому я уже не удивляюсь, почему остался на своем месте самый одиозный из министров Николай Могилинец ­ что со спорта взять, кроме вечных проблем да безденежья?

Самое же главное в произошедшей кадровой революции то, что новые назначенцы заменили людей из команды губернатора Черногорова. Что может говорить только об одном: Александр Леонидович самоустранился от дел и согласился на роль «английской королевы» ­ царствовать, но не править. По­мужски ли это – так цепляться за должность, как это делает губернатор? Пусть каждый решает сам. Сейчас речь о другом. Почему так произошло? На мой взгляд, Черногоров пал жертвой фаворитизма, насаждавшегося им на протяжении нескольких лет. И то, как ведет себя сегодня Анатолий Воропаев, – классический пример поведения классического же фаворита. Сначала лишить патрона опоры, выдавить его людей из окружения, а потом – заполнить освободившееся пространство своими ставленниками. Что и произошло. Хотелось бы пожелать Анатолию Анатольевичу перечитать учебники истории – фаворитизм всегда плохо заканчивался. Сегодня на Ставрополье продолжается период фактического безвластия. И хотя потерявший доверие народа губернатор формально и остается у власти, даже затеял смену кабинета министров, но все прекрасно понимают, что делается это с одной целью: показать администрации президента, что ситуация находится под контролем, глава края предпринимает меры для наведения порядка. В любом случае, происходящее все без исключения политологи называют агонией краевой исполнительной власти. А как еще прикажете охарактеризовать ситуацию, когда губернатор, зная, что предстоит утверждение Госдумой края, назначает своим заместителем человека, которого парламентское большинство на дух не переносит? Значит, понимает, что это временно? Так может, и правительство у нас временное?

Черногоров прекрасно осознавал, что проводимые им назначения вызовут резкое неприятие как политической элиты, так и населения. Но все равно пошел на них. Из вредности? Или в обмен на что­то?

Ставрополье – действительно благодатная и обильная земля, в которой порядка нет. Но это вовсе не означает, что ее надо отдавать на откуп варягам. Самое главное, что спрос с них невелик. «Воропаевцы» завтра поднимутся и уедут домой, а нам здесь жить.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление