Прощание со знаменем

Елена Павлова

 

Прощание  со знаменем
В понедельник в Ставропольском военном институте связи ракетных войск прошло торжественное, но грустное событие. Курсанты выпускного курса простились  со знаменем вуза. Заканчивать учебу они будут в Санкт-Петербурге и Новочеркасске. Вскоре туда же отправятся и курсанты третьего и четвертого курсов. Второго и первого в институте нет: те, кто поступил в прошлом году, были переведены в Новочеркасский военный институт связи через несколько месяцев после начала занятий. В этом году в большинстве военных вузов страны набор курсантов не проводился. Реформа военного образования в действии.

За последние два года, когда решалась судьба обоих ставропольских военных вузов, мне не раз являлась «тень» дедушки одного из «молодых реформаторов» новой России Егора Гайдара — писателя Аркадия Петровича Гайдара с его сказкой о Мальчише-Кибальчише, который так и не выдал военной тайны проклятым буржуинам. Все официальные лица свято хранили тайну о судьбе и летного, и связи до самого финала (то бишь фактической их ликвидации). И не только потому, что в армии приказы не обсуждаются — и начальники вузов, и военкомы были, скажем так, Кибальчишами поневоле — эта военная тайна была тайной в том числе и для них.
Вот пример одного из таких диалогов, состоявшегося в декабре:
- В отличие от летного, перевод из Ставрополя института  связи не рассматривался изначально. Осенью стали говорить о переводе в Новочеркасск. Понимаю, что здесь никто не уполномочен, но в Москве от официальных лиц стоит пытаться получить официальную информацию о судьбе вуза?
- На данный момент ни один человек вам такой информации не даст. Все, что мы имеем на сегодняшний день, — это публикация в «Красной звезде» списка кадетских корпусов. В этом списке есть и Ставрополь - «на базе института связи». Но делать какие-то выводы на основании этого никто официально не будет. Потому что в этой реорганизации у нас изначально планируется одно, потом идут установки готовиться к другому, а когда приходит приказ, там оказывается что-то третье.
Кстати, как говорят офицеры, бывшие вчера на церемонии прощания со знаменем, приказа о ликвидации Ставропольского военного института связи до сих пор нет. Есть приказ о переводе курсантов на доучивание... Но надежды на то, что институт, в течение нескольких лет признававшийся командованием РВСН лучшим вузом ракетных войск, будет сохранен, больше нет.
Как показывает жизнь, отсутствие приказа — не повод для непроведения действий, предшествующих ликвидации. Проходят они, как правило, тихо — без привлечения внимания общественности. В армии, которая за последние 20 лет плавно переходит из одной реформы в другую, «розовых очков» не носят. К тому же, иркутский пример еще свеж в памяти. Там и правительство, и Дума, и общественность (гражданский персонал, родители курсантов, жители города) выражали активное несогласие с переводом военного авиационного инженерного  института в Воронеж. Результат — личный состав за одну ночь был переброшен из Иркутска в Воронеж самолетами транспортной авиации. А приказа о ликвидации вуза у начальника института на тот момент тоже не было...
Так что, проводя военную реформу вообще и реформу военного образования в частности, Министерство обороны не придает особого значения общественному мнению. По мнению МО, общественным мнением просто манипулируют. Очень выразительно в этом смысле прозвучали слова заместителя министра обороны Николая Панкова:
- Любая реформа вызывает в обществе неоднозначную реакцию. Модернизация военного образования не составляет исключения. Решение о реорганизации любого вуза вызывает бурю негодования в среде тех, кто так или иначе связан с этим учебным заведением. В адрес Президента и правительства, Государственной Думы и Совета Федерации идут десятки возмущенных писем о подрыве национальной безопасности государства, об уникальности училища или академии, о развале военного образования. Более того — некоторые местные руководители связывают ликвидацию вуза с обострением социально-экономической обстановки в регионе, призывая Министерство обороны к благотворительности даже в ущерб интересам подготовки военных кадров.
Конечно, замминистра прошелся по непокорному Иркутскому институту, подготовка курсантов в котором, по его словам, «застыла на уровне прошлого века»... Не знаю про Иркутск, но Ставропольский военный институт связи, по данным того же Министерства обороны, входил в десятку лучших вузов — в «линейке» МО он был, по-моему, на шестом месте...
Потому до последнего момента здесь и верили в лучшее... Потому что даже при создании, по замыслу Министерства обороны укрупненных учебно-научных центров, СВИС подходил на роль базового по всем параметрам. Изначально это было поддержано и на коллегии МО. Очень горячо эту идею поддерживали и краевые власти. Научный потенциал мощный. Свидетельством тому — признание на самом высшем уровне ценности научных разработок не только профессоров и докторов наук, но и их учеников. Курсанты завоевывали первые и вторые места в научных конференциях самого высокого уровня. Исключением не стал и нынешний год. Вуз внесен в Книгу воинской доблести и славы Ракетных войск стратегического назначения. В 2007 году переходящий вымпел «Лучший вуз РВСН» был передан нашим связистам на постоянное хранение. Кроме того, военный институт связи входил в Президентскую программу  по реформированию системы военного образования. И за период ее реализации здесь были возведены курсантская столовая, общежитие, дом для профессорско-преподавательского состава.
Профессорско-преподаватель-сий состав Н.Панков назвал «золотым фондом» Министерства обороны. Сказал, что кадровые органы будут вести с каждым кропотливую работу для продолжения их педагогической деятельности.
Офицеры СВИС говорят: да, действительно, сейчас в вузе работают представители Новочеркасского института связи и Санкт-Петербургской академии связи. Варианта предлагается три — Новочеркасск, Санкт-Петербург или так называемые «оргштатные мероприятия» (по сути, льготное увольнение с выплатой определенного количества окладов в зависимости от выслуги лет и сохранением права на жилье  - это для тех, кто отслужил более десяти «календарей»).
- Многие хотели бы ехать, - говорит один из моих собеседников. - Но, во-первых, там не нужно столько специалистов, поскольку своих хватает. Так что, видимо, желающие не все будут востребованы. Собираются ехать в основном те, кто только начал служить и ничего, собственно, не теряет, либо кому два-три года осталось дослужить. Многие будут увольняться. Потому что перспективы неясны. Допустим, доучим мы там наших курсантов, будет ли работа потом. Когда к нам перевели на доучивание курсантов Ульяновского училища, тоже было расширение штата, потом пришлось проводить сокращения... Но это у нас так было, а как будет там, никто не объясняет. Семьи перевозить некуда, нам обещают (дословно): «В лучшем случае попытаемся обеспечить общежитием»... Выдергивать отсюда семью, решать вопрос с устройством детей в школу и сад, квартиру где-то снимать, не будучи уверенным, что сам через год-два не попаду под сокращение, я лично не решусь. Хотя увольняться очень жаль.
- Я много лет преподавал в училище даже после выхода в отставку, - говорит второй мой собеседник. -  Контракты, которые у нас до 1 сентября, перезаключаться не будут. Весь гражданский персонал, таким образом, идет под сокращение. Об этом я узнал по телефону — так что из отпуска могу уже не выходить. Не скажу, что совсем это неожиданно. Сессию курсанты сдавали уже в авральном режиме. Поступил приказ принять экзамены до 15 июля, пришлось все расписания перекраивать. Зачеты вообще каждый день ставились, чтобы курсанты раньше ушли в отпуск. Ну а теперь они возвращаются и сразу же отправляются к новому месту учебы.
Еще мы поговорили о «межродовом и межвидовом объединении военных учебных заведений» (формулировка МО) — по сути, происходит объединение вузов связи общевойсковых и вузов связи Ракетных войск стратегического назначения...
- Средства связи в Сухопутных войсках и РВСН примерно одинаковые, - говорят офицеры, - процентов на 30 различие. Разнится организация службы. Собственно, наши курсанты изучали и общевойсковую связь... Такое объединение (как и сами научно-учебные центры) — это попытка внедрить американский опыт... А жизнь показывает, что даже самый интересный их опыт в России не работает... Не этим надо заниматься, а вкладывать средства в перевооружение.

 

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление