Публика постигает «Природу бинарности» в Ставропольском музее изобразительных искусств

Ольга Метёлкина

культура

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылся передвижной выставочный проект под общим названием «Природа бинарности». В двух залах разместились работы, созданные в рамках Всероссийского форума молодежных творческих мастерских «АРТ-Мастерская XXI». В качестве инициатора и руководителя проекта выступил президент творческого Союза художников России Константин Худяков.

Более 140 произведений живописи, графики, скульптуры, а также арт-фото, инсталляций и объектов цифрового искусства, которые зрители видят на выставке, стали итогом двух месяцев работы 70 молодых авторов из различных регионов России. Тема бинарности, объединяющая многообразие представленных работ, нашла отражение и в названиях творческих мастерских, в которых шёл процесс: «За и Против», «Правда и Ложь», «Свобода и Вседозволенность», «Созидание и Разрушение», «Самость и Безликость». Кураторами в каждой из пяти мастерских выступили из-вестные художники, искусствоведы, арт-критики: Николай Палажченко, Евгений Семёнов, Давид Бабаян, Александр Жерноклюев и Александр Артамонов.

На церемонии открытия выставки:  Зоя Белая, Артем Корнилов и Давид Бабаян.
На церемонии открытия выставки: Зоя Белая, Артем Корнилов и Давид Бабаян.

Выставка уже экспонировалась в Санкт-Петербурге, Владимире, Калининграде и Тольятти. После ее закрытия в Ставрополе 24 ноября работы отправятся в Москву, где в финале будет издан каталог.

Открытие проекта в Ставропольском музее изобразительных искусств вызвало большой интерес профессионалов. Художники, дизайнеры, студенты краевого художественного училища имели возможность пообщаться с кураторами и участниками проекта «АРТ-Мастерская XXI».

– Такие выставки требуют внимания, – сказала на церемонии открытия директор музея изобразительных искусств Зоя Белая. – Есть возможность задуматься, как молодые художники, студенты тратят время на то, чтобы осмыслить всё, что происходит вокруг них, определиться в окружающем мире, показать нам, что их волнует. И всё это определено интересными, глубоко философскими темами.

Кураторы проекта высоко оценили профессионализм специалистов музея, которые занимались размещением и монтажом этой большой экспозиции, и отметили, что в залах хорошая аура.

Перед зрителями предстал калейдоскоп работ, в которых прослеживаются особенности постмодернизма, экспрессионизма, абстракционизма и других направлений современного искусства. Влияние же концептуализма можно заметить и на афише проекта, на которой изображение стула ассоциируется с известной инсталляцией Д. Кошута – одного из основоположников этого направления. Публика обратила внимание на то, что на творчество молодых художников проекта «АРТ-Мастерская XXI» актуально влияние метамодернизма. Английский художник Люк Тёрнер, опубликовавший в 2011 году «Манифест метамодерниста», дал определение этому понятию, как переменчивому состоянию «между и за пределами иронии и искренности, наивности и осведомлённости, релятивизма и истины, оптимизма и сомнения, в поисках множественности несоизмеримых и неуловимых горизонтов». Если кратко, то это соединение противоположных, несочетаемых вещей, образов и явлений, некий оксюморон. Возможно, поэтому многие работы в экспозиции сопровождаются развернутыми комментариями.

Как отметил ставропольский художник, графический дизайнер Сергей Бобылев, «…на этой выставке мы имеем огромное разнообразие внешних форм, а если автору есть что сообщить, если есть эмоция, то она тебе передастся, она тебя заденет». Зрители делились эмоциями не только в день открытия, но и на следующий день на встрече с участниками проекта, проходившей в формате «круглого стола»: «Внутренняя самоцензура художника». Собравшихся в зале студентов художественного училища интересовало многое. К примеру, то, как преодолеть прессинг идеологии и опыта старшего поколения и обрести свободу в творчестве.

Тоша Малой. «Портреты друзей».
Тоша Малой. «Портреты друзей».

Куратор мастерской «Свобода и Вседозволенность» Давид Бабаян, почетный член Российской академии художеств, председатель секции «Абстрактное искусство» и вице-президент творческого Союза художников России, отметил: «Я хочу, чтобы молодежь могла и умела выбирать... Художник должен быть самокритичен, любить то, что он делает, и самое важное – уметь самовыражаться, не паясничать, не попугайничать, не копировать, а именно самовыражаться. Из прошлого надо брать то хорошее, что было, – профессионализм. Художник должен знать историю искусства, что такое рисунок, живопись, скульптура, остальное».

Давид Бабаян в советское время получил классическое художественное образование, затем начал искать себя в конструктивизме, символизме, абстракционизме. По его словам, работать – это потребность. В год Давид Алексеевич пишет 700 – 800 работ и многие дарит по всему миру. Ставропольскому музею изобразительных искусств он тоже сделал подарок.

Тема вседозволенности и самоцензуры в творчестве пошла на повышенных эмоциях, когда слово взял председатель Общественного совета при министерстве культуры края Владимир Лычагин:

– Лист, который возмутил до глубины души, образчик полного отсутствия самоцензуры. Он соединил некую провокацию, осветив ее как бы ерническим текстом. В этой каше отсутствие самоцензуры и непонимание, в какое смысловое пространство ты включаешься, подвели автора.

Речь шла о работе, представленной мастерской «Правда и Ложь», размещенной на «закрытой территории» с табличкой «18+». Мне тоже непонятна цель провокации, заложенной в ней: соединение цитаты из Евангелия от Луки с предсмертными словами Иисуса и эротической тюремной татуировки, сопровождающейся соответствующим текстом, в лучшем случае говорит о невежестве автора. Размещенное рядом предупреждение: «Это произведение может нанести вам тяжелую психическую травму. Возможно, будут оскорблены ваши чувства…» ничего не меняет. Как высказался Д. Бабаян: «Я цензуру не воспринимаю. Вам не интересна эта работа, не смотрите».

«Природа бинарности» в залах музея изобразительных искусств.
«Природа бинарности» в залах музея изобразительных искусств.

Участник мастерской «Правда и Ложь», руководитель галереи «Спичка» из Солнечногорска, Артем Корнилов упомянул на круглом столе, что были случаи, когда устроители выставки просили убрать некоторые работы. Что ж, их можно понять...

Представляя главную тему мастерской, Артем Корнилов сказал так:

– Правда и ложь есть во всём. Они всегда рядом, трутся друг о друга. И если здесь возникнет искра, то она будет во благо или во вред, а может быть, кому-то будет даже больно. Это высказывания художников.

Студентов интересовало то, как быть независимым в творчестве и что на это влияет? Как быть, если близкие, друзья не понимают твоего творчества и «обламывают крылья»? Спрашивали о субъективности и объективности в искусстве, о самоограничении в творчестве.

Возможно, для кого-то слова директора музея Зои Белой стали ответом на некоторые из них:

– Нужно любить то, что ты выбрал. Вырабатывать собственный характер. Хорошо свое дело знать. Когда тебе говорят, что ты делаешь не так, никогда не верить в это. Только эта вера и злость помогут сделать что-то важное в профессии. Не каждый советчик говорит тебе правду. Нужно верить себе и идти на определенные жертвы. Это очень трудный путь. Поэтому успехов в творчестве добиваются немногие.

Говоря о свободе, которой должен обладать художник, ставропольская участница мастерской «Созидание и Разрушение» Наталья Литосова посоветовала студентам расширять свой кругозор:

Наталья Литосова. «Реинкарнация».
Наталья Литосова. «Реинкарнация».

– Свобода не может рождаться в пустой голове. Одна из целей этого проекта и этого круглого стола в том, чтобы молодой творческий человек пробовал новые средства выражения, средства воздействия на зрителя. Полотно как философский трактат, как литературный трактат. В свою очередь, в этот эксперимент включена и публика: насколько человек может это произведение впустить в себя, насколько оно его трогает, заставляет переживать, вызывает возмущение. Это своеобразный процесс нащупывания нового культурного пространства в глобальном масштабе.

Общение, состоявшееся в пространстве проекта «АРТ-Мастерская XXI», было интересно и по-своему полезно всем его участникам. А кто еще не посетил передвижную выставку, сможет сделать это до 24 ноября.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

Ставрополь, краевой музей изобразительных искусств, проект «Природа бинарности»

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»