Пусть душа останется чиста...

Ольга Метёлкина

Второй фестивальный день «Музыкальной осени» был отмечен концертом академического хорового пения в зале Ставропольской государственной филармонии.

На ставропольской сцене впервые выступил Саратовский губернский театр хоровой музыки.
На ставропольской сцене впервые выступил Саратовский губернский театр хоровой музыки.

Первое отделение открыл Саратовский губернский театр хоровой музыки, инициатором создания которого 26 лет назад была заслуженный деятель искусств России профессор Людмила Алексеевна Лицова. Все эти годы она является художественным руководителем и главным дирижёром коллектива, признанного одним из лучших хоров России, обладателя самых престижных премий многих международных конкурсов, участника более 40 российских и европейских фестивалей, к числу которых добавилась и «Музыкальная осень Ставрополья».

Все произведения, исполненные в первом отделении, были посвящены вечной теме – «Всё начинается с любви!». Прозвучали песни композиторов Ю. Фалика, Г. Свиридова, Л.Фабиан, В. Гаврилова и русские народные. Впервые слушатели познакомились с фрагментом оперы «Боярыня Морозова» Р. Щедрина, в которой хор является главным действующим лицом – сопереживающим и обличающим, раскрывающим смысл жизни человека.

Пение хора a capella поражает мастерством вокала, кристальной чистотой интонации, эмоциональной наполненностью и чуткой реакцией на точный жест дирижёра. Особо хочется отметить необыкновенные голоса хрустальной прозрачности солистов – Дианы Жуковой и Анны Лицовой.

Дирижер Михаил Леонтьев уже не в первый раз дирижировал симфоническим оркестром Ставропольской государственной филармонии.
Дирижер Михаил Леонтьев уже не в первый раз дирижировал симфоническим оркестром Ставропольской государственной филармонии.

Во втором отделении на сцене Ставропольской государственной филармонии состоялись премьеры двух произведений, об истории создания которых очень выразительно поведала музыковед Татьяна Диева. Музыкальная картина «Садко» Н. Римского-Корсакова прозвучала в исполнении симфонического оркестра филармонии под управлением лауреата международных конкурсов дирижёра из Санкт-Петербурга Михаила Леонтьева, хорошо знакомого нашим меломанам по концертам прошлого сезона. Композитор-маринист, являясь потомственным морским офицером – участником кругосветного плавания, видел море в разных состояниях – от штиля до шторма, которое ярко изобразил в своих произведениях. Вспомним его знаменитую «Шехерезаду», в которой он рисует корабль Синдбада, «морские» номера из его опер-сказок. В музыкальной картине «Садко» герой былины побывал гостем на пиру у морского Царя, потешил его искусной игрой на гуслях так, что Царь пустился в пляс, вызвав бурю на море. Но затихли гусли Садко, и на море всё стало тихо и спокойно.

В этой программе и симфонический оркестр открылся в новом качестве, что сразу было отмечено слушателями. Значительно лучше стал строй группы духовых инструментов, а струнники порадовали благородством звука. Видна серьёзная тщательная репетиционная работа с коллективом Юрия Михайленко, открывшего новый сезон в статусе главного дирижёра симфонического оркестра.

Второй премьерой стало исполнение кантаты С. Танеева «Иоанн Дамаскин» для хора и симфонического оркестра. В приватной беседе главный хормейстер камерного хора Ставропольской государственной филармонии Елена Бутова призналась, что, ещё будучи студенткой, мечтала прикоснуться к великой музыке С. Танеева, посвящённой памяти композитора Н. Рубинштейна и ставшей подлинным «русским реквиемом». Понимая, что грандиозность произведения требует большого состава хора, она обратилась к директору филармонии Ларисе Коневой с просьбой пригласить для совместной работы Саратовский губернский театр хоровой музыки. Профессор Л.А. Лицова ранее бывала в нашем городе, проводила мастер-класс с камерным хором филармонии, познакомилась с творческим потенциалом коллектива и дала своё благословение на включение в репертуар сложной партитуры С. Танеева. Работа над произведением началась с прочтения поэмы А.К. Толстого, отрывок из которой положен композитором в основу кантаты.

Знаменитый богослов Иоанн Дамаскин жил в VIII веке, боролся с ересями, претерпел муки гонения, прославлял Бога и оставил богатое наследие – поэтические каноны-рассуждения о смысле жизни, которые и в наши дни звучат в православном богослужении. Трёхчастная лирико-философская кантата раскрывает мысль, которая со временем посещает каждого человека. Мы знаем, что никто ещё вечно не остался на этом свете. Человек рождается, живёт и уходит в неведомый мир с надеждой, что там будет успокоение, которое надо заслужить честностью и добропорядочностью при жизни. Два хора и симфонический оркестр, объединённые волей дирижёра Михаила Леонтьева, в очередной раз показавшего великолепное знание партитуры и её благородное прочтение, слились в мощный конгломерат, давший импульс и информацию слушателям для размышления и желание жить так, чтобы до самого конца душа оставалась чиста...

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

Саратовский губернский театр хоровой музыки, Музыкальная осень Ставрополья - 2017

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости