«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им...» (Евангелие от Марка. 10, 14)

Лариса Ракитянская

 

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им...» (Евангелие от Марка. 10, 14)
Солнечным днем бригада журналистов «Вечерки» отправилась в школу. Мы побывали на уроке в 4 «А» классе МОУ СОШ № 34. Его давала Марина Васильевна Шеховцова. 

«Основы православной культуры» - так называется курс, изучать который эти ребята начали 1 апреля. Но нам показалось, что эта детвора очень свободно ориентируется в предмете. Потому что им, оказывается, все интересно. И новый материал запоминается легко — спасибо учебнику и компьютеру, который прямо с учительского стола проецирует на классную доску красочные картинки.

Мы убедились: пока взрослые рассуждали о достоинствах-недостатках нововведения, дети очень быстро адаптировались и с неподдельным энтузиазмом изучают новый предмет.

Почему они такие «продвинутые»?

Я сидела на уроке и внимательно слушала все, о чем говорили дети с учительницей. Диалог начался с повторения пройденного материала — дети уже узнали, что Голгофа – это небольшая гора на окраине Иерусалима, на которой распинали преступников. Повторение пройденного прошло на ура: дети «лесом рук» откликались на каждый вопрос учительницы. Меня удивило, как свободно они рассуждают на столь сложные темы — такие, как жизнь и смерть, Воскресение Христа, жертва. Четко знают, что Христос Сам добровольно принял крест.

Девочка с последней парты с длинными русыми косами рассказывала: «Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом пространстве. Люди умирали и до Христа и после Него. Но до Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит ее порог, за ним встретил бы не пустоту, а любовь Христа».

Почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям? Дети, как выяснилось, многое знают о символике креста. Они нарисовали православный крест с тремя поперечными перекладинами, и по очереди рассказали, что означает каждая из них.

Марина Васильевна напомнила интересную историю, как однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос Воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему пожелали что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И оказался прав. Потому что и в самом деле самое главное, чего для себя желал бы христианин, – чтобы и его жизнь, даже пройдя через кончину, все же продолжилась воскресением...

Всего семь уроков до этого учили эти ребята «Основы православной культуры». Но когда я стала задавать им вопросы, почему они так много знают о вере, выяснилось: многим детям и дома об этом часто говорили, а некоторые мальчики и девочки с раннего детства — прихожане городских храмов вместе с родителями. Кое-кто даже похвастался, что терпеливо отстоял и в этом году пасхальную всенощную службу.

Русская Пасха

Такой была тема нового урока. Ребята узнали, что в честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово «пасха» на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»). Учительница прочитала и показала на экране текст главного пасхального гимна: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» и перевела его на современный русский язык: «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».

А потом рассказала о главном подарке этого праздника – пасхальном яйце. Оказывается, в этом классе некоторые девочки могут связать крючком или на спицах «кружевное одеяние» для яйца, дети знают, что такое роспись яиц в гжельском стиле, что такое кулич и пасха - как праздничное блюдо из творога и что такое пост. Но в то же время для многих оказалось открытием, что каждый год Пасха приходится на разные даты. Дети научились определять время этого праздника...

А потом три девчушки в «ангельских» воздушных платьях прочитали для всех пасхальные стихи Аполлона Майкова:

 

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес!

Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля!

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

 

И для учительницы в новой теме было маленькое открытие: Марина Васильевна не постеснялась признаться ребятам - она раньше не знала, что в праздничный день всем православным (в том числе и детям) разрешается подняться на колокольню церкви и звонить во все колокола радостно, по-своему...

4-й «А» отвечает на трудные вопросы

Урок почти закончился, и я не удержалась — попросила разрешения задать детям вопросы, которые всерьез обсуждают взрослые. Первое, что спросила: как получили дети учебники по новому предмету? Эмин Хачатрян сказал: нам дали бесплатно, чтобы мы знали больше о Боге и знали все праздники — мы же все христиане.

- А не скучно ли вам изучать этот предмет?

Славик Малышев сказал: мы занимаемся этим уже три недели, и мне не скучно, хочется узнать больше. Ляна Косовец сказала: мне нравится, я узнаю много нового.

- А вы когда-нибудь молились на уроке? - спросила я.

- Я молился, но не на уроке, - сказал Женя Кондратьев. - Когда диктант, я прошу Бога: пожалуйста, хоть бы я получил пять!

- А кто знает молитвы?

Встал Боря и попытался прочитать «Отче наш», но почти все перепутал. Зато сказал главное: «Мне эту молитву всегда бабушка читает, особенно, когда я заболею».

Только одна девочка - Лиза Янбаева — рассказала, что дома у них есть иконы, и у нее есть любимая молитва - «Богородице, Дево, радуйся!». Девочка единственная в классе, кто раньше посещал воскресную школу при одном из храмов.

Нашему эксперименту три года!

Людмила Ивановна Лаврентьева, директор МОУ СОШ № 34, отличник просвещения, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Международной академии общественных наук, рассказала, что 34-я школа стала главной экспериментальной площадкой в городе по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»:

- Начну с банальности: школа - это та точка, в которой решается судьба завтрашней культуры. Серьёзнейшая задача школы сегодня - это поиск и разработка ключевых ориентиров своего существования, разработка, если угодно, нравственных основ своей деятельности. Один из путей решения этой задачи – обретение каждой школой концепции своей деятельности. И мы нашли такой стержень: сделали ставку на духовно-нравственное воспитание. В нашей школе работает театр «Патерик», совсем недавно он представил пасхальный спектакль «Слава Богу за всё». Руководитель театра - Любовь Александровна Конькова.

- Кстати, задолго до общероссийского старта эксперимента по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», еще три года назад, - подчеркивает Людмила Ивановна, - по желанию родителей в нашей школе начали работать курсы православной культуры: проводятся семинары и индивидуальные беседы учащихся со священнослужителями. Родители принимают непосредственное участие в поездках с учениками по «Золотому кольцу России» с посещением храмов. Я убеждена, что новый курс поможет маленькому человеку усвоить многовековой опыт духовно- нравственного общения между людьми...

ОПК — урок о совести

Действительно, в центре школьного эксперимента оказались дети. Кому-то это сильно не нравится, и дискуссия в обществе продолжается. А занятия в классах идут своим чередом, и детвора 4-го «А» класса 34-й школы, получив очередное домашнее задание по «Основам православной культуры», будет с упоением расписывать пасхальные яйца, делать веселые поделки и постепенно познавать сложнейший культурный мир Православия. Темы будущих уроков – «Православное учение о человеке», «Добро и зло. Совесть», «Милосердие», «Золотое правило этики», «Храм», «Икона». А цель самого курса, как говорит автор учебника протодиакон Андрей Кураев, «привить детям навыки нравственного самоанализа, чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, чтобы он научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в своей совести».

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

Другие статьи в рубрике «Образование»



Последние новости

Все новости

Объявление