«Путевку в жизнь» дает «Мать и дитя»

Лариса Ракитянская
С 1 июля по 1 декабря в нашем городе работал проект «Путевка в жизнь», представленный на конкурс муниципальных грантов Ставропольским краевым благотворительным фондом «Мать и дитя». Идея объявить подобный конкурс принадлежала администрации города: власть сегодня отлично понимает, что общество должно помогать детям вырасти и стать нужными стране, краю, городу.

К сожалению, сегодня не все родители могут дать достойное образование даже самым талантливым и способным. Как не погубить юношескую мечту, как стереть порой непреодолимую грань между желаниями и возможностями? На эти вопросы и отвечал почти полгода проект «Путевка в жизнь» — добрым делом…

Победа в конкурсе муниципальных грантов состоялась не зря, ведь всякое благое дело только тогда приносит пользу, когда адресовано оно самым что ни на есть нуждающимся…

Поддержка профессионального самоопределения старшеклассников из малообеспеченных семей – вот такую задачу поставил себе краевой благотворительный фонд «Мать и дитя». Как решалась эта непростая проблема в рамках отдельно взятого города? Об этом рассказывает корреспонденту «Вечерки» Галина УТКИНА, руководитель Ставропольского краевого благотворительного фонда «Мать и дитя».

— Галина Юрьевна, с чего все начиналось?

— Конечно, с изучения самой проблемы. Мы постарались увидеть ее с трех разных сторон. Во-первых, для выбора будущей профессии любому школьнику сегодня нужно понимать свои психологические особенности, осознавать свои ресурсы, уметь оценивать материальный потенциал семьи. Ведь дети из обеспеченных семей оказываются в более выгодной ситуации по многим параметрам: у них и доступ к информации шире (компьютеры, Интернет), они могут получать любые дополнительные образовательные услуги – репетиторство, платные курсы, консультации и так далее. А в малообеспеченной семье об этом могут только мечтать.

Во-вторых, большинство ребят из социально незащищенных семей учатся, прямо скажем, не в самых лучших школах, лицеях, гимназиях. А в-третьих, профориентационная работа в массовой школе сегодня оставляет желать лучшего: старая система ушла в прошлое, а создание новой требует значительных затрат – нужны качественные методики профессиональной диагностики, оргтехника, специалисты. В условиях недостаточного бюджетного финансирования для многих школ это серьезная проблема…

— Но это теоретическая сторона. А практика?

— А практика началась еще летом. В июле-августе при содействии управления образования и управления труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя мы составили базу данных, в которую вошли дети 13 — 15 лет из неполных, малообеспеченных, многодетных и неблагополучных семей – это 300 человек. И вот уже из этого общего списка вместе с администрацией школ мы отобрали самых способных ребят: по 25 человек из 8-х, 9-х и 10-х классов. Еще раньше была достигнута договоренность со специалистами кафедры психологии Северо-Кавказского государственного технического университета о проведении психологической диагностики профессиональных склонностей подростков.

В вузе есть отличная база для этого – компьютерный комплекс «Профконсультант». Для школьников мы составили график консультирования и прохождения тестов, а психологи вели прием ребят в удобное время – по воскресеньям и в другие дни, согласованные координатором проекта. Тестирование одновременно мы могли проводить для 15 человек – в два потока – в 9 и 12 часов. В целом на каждого тратили примерно три часа.

— А результат?

— Ребята получали письменное заключение по тесту «Профконсультанта» по трем блокам: «Мотивация», «Структура интеллекта», «Личность», а психолог выдавал еще и индивидуальные рекомендации. Чтобы проверить самих себя, мы вели мониторинг при помощи отзывов: большинство участников тестирования или их родители оставляли письменные отклики. В ходе работы выяснилось, что и школьным психологам не помешало бы поучиться: тогда и был проведен для них семинар, на котором зав. кафедрой психологии СевКавГТУ Оксана Власова рассказала об особенностях психологической диагностики, дала рекомендации. Кстати, к работе по нашему проекту мы привлекли 11 волонтеров из числа студентов этого вуза.

Поговорила я и с ассистентом кафедры психологии СевКавГТУ Мариной Кондратьевой. Она несколько раз проводила тестирование с ребятами:

— Проблем со школьниками практически не было. Правда, многим было трудновато, ведь сама методика предполагает долговременное исследование. Ребята сильно уставали, но уходили довольными. Обзор профессий им выдается объемный, так что даже те, кто не представлял, зачем ему нужно тестирование, могли найти себе профессию по душе и по способностям. Правда, мы заметили, что в профориентации школьников есть «штампы»: ребят по большей части интересуют престижные специальности – те, которые на слуху: юрист, экономист, финансист, шоумэн. Но при этом мы отметили и большой коэффициент совпадений. И, что всего приятнее, стало ясно: социальное положение семьи практически никак не влияет на интеллектуальные способности ребенка. Так что и наука подтвердила этот теоретический посыл нашей практикой.

Добавить к сказанному можно только одно: действительно благое дело задумала городская власть, и осуществилось оно краевым фондом «Мать и дитя». Ведь нынче-то и профориентационное тестирование уже стало предметом бизнеса. Всякая ли семья сможет позволить себе еще и на это деньги потратить? А тут ребята бесплатно занимались, пользу для себя явную получив…

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Общество»

Ростелеком. Международный конкурс журналистов