Радости, любви и добра

Лариса Денежная

Проводить такие встречи всегда трудно. Особенно перед 8 Марта. Женщины, которые потеряли в наших не названными войнами войнах самых близких людей, именно в женский день особенно остро чувствуют свою боль и осиротелость. Каждая вспоминает, как поздравляли ее в этот день муж или сын, какие дарили цветы, какие сюрпризы готовили… И все­таки не хочется, чтобы они плакали. Хочется, чтобы их жизнь была согрета и радостью, и любовью.

Встреча, которую организовала для матерей и вдов погибших военнослужащих администрация Ставрополя, готовилась с целью подарить этим женщинам внимание, участие и заботу. Проходила она в ресторане «Нива». Для гостей были накрыты праздничные столы, звучали замечательные песни. Для них пели молодые ставропольские артисты – лауреаты всероссийских конкурсов. Пел и «золотой голос России» Георгий Таранов.

Прозвучало много теплых слов и поздравлений. От лица главы города Дмитрия Кузьмина, вице­мэра Андрея Уткина и от себя лично женщин поздравляли председатель городской Думы Игорь Епринцев, первый заместитель главы администрации города Валентина Солонина, заместитель главы администрации Валентина Муравьева, главы городских районов Наталья Хоменко, Андрей Джатдоев и Петр Малярчук, руководители основных структурных подразделений горадминистрации Константин Шишманиди, Владимир Еличев, председатель городского совета женщин Анна Смирнова, представители союзов ветеранов боевых действий (в Афганистане и в Чечне). О боли и пережитом не говорил никто. Женщины научились с этим жить. Организаторы встречи им просто хотели подарить радость – ее и желали. Чтобы дети, родные, друзья и близкие всегда окружали их теплом и любовью. Еще обещали: «Мы не будем вас забывать»…

Вот это, наверное, самое важное обещание.

Ирина Чокветадзе потеряла мужа всего семь месяцев назад. Осталось двое мальчишек, пяти и пятнадцати лет. До это два с половиной года прожили вместе в Ханкале. Муж служил в военной прокуратуре. Работа опасная, особенно в условиях Чечни. Ира, конечно, волновалась, но друзья успокаивали: с твоим Арумовым ничего, не может случиться! Борис был очень жизнелюбивым, сильным человеком. И для семьи был всем: и защитой, и опорой, и просто любящим отцом и мужем. Они уже жили в Ставрополе – полтора месяца, как получили новую квартиру… И тут эта командировка в Чечню. Борис говорил: мол, туда и назад – за день обещал обернуться. Это было первое и последнее в его жизни невыполненное обещание. По дороге назад его машину обстреляли…

­ Я до сих пор не могу поверить, что это случилось, ­ говорит Ирина. – Борис был, и все было: счастье, радость, планы, людей вокруг него всегда много. А не стало его – и ничего не стало… Ведь я сегодня первый раз за семь месяцев на эту встречу выбралась. Как бы то ни было, приятно, что нас вот так собрали. Где бы еще пообщались… Здесь все с одним горем. Я вот все думаю: как я теперь одна с двумя пацанами… Вот с Оксаной познакомилась – она ребенка с двух с половиной лет одна растит. Вообще герой!

Красивая белокурая Оксана – вдова Героя России Игоря Хоменко. Капитан Хоменко, начальник разведки ставропольских десантников, погиб в августе 1999­го в Дагестане у высоты Ослиное Ухо. Разведдозор, которым он командовал, попал в засаду. Он приказал всем отходить, а сам остался – прикрывал своих бойцов… Оксана служит в том же полку, где служил муж. Воспитывает сына. Не любит, когда ее называют вдовой (вообще не любит этого слова). Но за возможность встретиться, пообщаться с такими же женщинами, как она, благодарна.

­ Что мы видим в будни? – говорит. – Дом – работа, работа – дом… Так что спасибо, что помнят о нас… Жизнь продолжается.

­ Жизнь продолжается, ­ говорит и Татьяна Мезенцева. – Хотя сначала, конечно, думалось иначе. И жить не хотелось. Все было.

16 марта будет четыре года, как нет на свете ее мужа Владимира Мезенцева. Служить в Чечне ему оставалось только два дня. Он должен был вернуться в Ставрополь – командиром разведбата… Везли арестованного, попали в засаду. Полковник Мезенцев собой закрыл от пуль своего водителя, солдата­срочника. Парень остался жив. Татьяна целый месяц была рядом с мужем в госпитале. До конца.

­ Конечно, Володю мне никто и никогда не заменит. Он для всех в нашей семье очень много значил. А что дает силы жить и радоваться жизни? Дети… И внуки. У меня ведь уже и внуки есть. Вот им сейчас все свободное время и посвящаю.

Внуки… Татьяне на вид – чуть больше тридцати. И улыбка ясная­ясная. «Папа наш, ­ говорит, ­ не хотел, чтобы мы грустили».

Вот и продолжается жизнь. Одна дочка Владимира Мезенцева служит сейчас вместе с мужем в Чечне. Вторая заканчивает кадетский корпус и собирается поступать в школу милиции. Растут внуки. И все они и есть продолжение жизни настоящего русского офицера, который собой закрыл своего солдата.

Звучала «Малиновка». Татьяна танцевала. Лиричная милая песенка из ее с Володей юности. Танцевали многие. На лицах женщин были улыбки.

Такие встречи действительно нелегко проводить. Потому что жизнь сделала 8 Марта грустным праздником для этих женщин. Но им хотели подарить радость. И это удалось. Наверное, потому что делалось от души. И слава Богу, нашло отклик. Эти женщины как никто другой ждут участия, добра, любви и радости. И как никто другой этого заслуживают.

Елена ПАВЛОВА.



Последние новости

Все новости

Объявление