Раскидистая афера в банке

Нина Чечулина

В нее были втянуты десятки обычных жителей c разных концов края

Новоселицкий, Новоалександровский районы, город Михайловск… В таких случаях обычно пишут: и далее – везде, если учесть, что участники примерно одного типа собрались из самых разных мест, включая настоящие медвежьи углы. Эти многочисленные фигуранты обширного уголовного дела (о котором речь, выделено из него в отдельное производство) проходят по нему как свидетели, а потерпевшим и гражданским истцом признан краевым судом Ставропольский филиал одного из московских АКБ. Их легко можно подвести под условное и устойчивое, ставшее даже социологическим понятием последних лет, – «пехота». То есть нанимались люди, по собственному согласию готовые сыграть каждый за небольшое вознаграждение вроде маленькую, но вместе – великую роль массовки в хорошо организованном, срежиссированном и плохом по последствиям спектакле из реальной жизни.

«Простите пехоте, что так неразумно бывает она…»

Это слова из известной прон-зительной песни Окуджавы, которая, естественно, о подлинной пехоте, военной, которую еще называют царицей полей. Своего рода «сержант» по ее набору, так же нанятый за определенную мзду «режиссерами» и их помощниками, 30-летний Денис Гермашев знал, кого искать – и без особого труда находил. По себе мерил, наверное: образование – среднее, разведен, имеет малолетнего сына, нигде не работает, короче, не очень устроенный по социальному статусу человек, испытывающий серьезные материальные трудности. Отсюда и разброс занятий нанятых «актеров»: такие же безработные, как он, или малооплачиваемые работники: оператор свинофермы, официантка городского кафе и т.п. Иногда на них «сержант» выходил и с помощью посредника, который исполнял эти обязанности тоже небесплатно, но лично, то есть внушая доверие, был знаком с кандидатами, помогал их убеждать принять участие в спектакле.

Таким образом, за полгода, с августа 2007-го по январь 2008-го, и была собрана Гермашевым и частью его подельником путем обмана, юридически – мошенничества теплая компания из 15 довольных (жизнь удалась!) липовых заемщиков банка и, как положено, их якобы поручителей, несущих, кстати, такую же ответственность за возвращение кредита, что и его получатели. В пересчете, по два на одного – из числа сослуживцев, приятелей, родственников, решивших оказать услугу и соблазнившихся деньгами, выданными, по сути, ни за что. Кредит же клиентам составлял по 300, но таковых всего несколько, в основном по 500 тысяч рублей под 17 процентов годовых. Так сказать, гонорар выдавался «актерам» от 6 и редко до 50 тысяч на человека. Но для тех, кому на реальной работе платили 5 - 9 тысяч в месяц или она просто отсутствовала, это были значимые деньги. Практически подарок, манна небесная. А халяву, согласитесь, многие у нас в стране любят. Так, среди «актеров» спектакля, например, затесалась пенсионерка, которая авторитетом свекрови привлекла в качестве одного из своих липовых поручителей невестку…

Но по фактическим документам все «актеры» имели низкий доход либо не имели такового вообще, иными словами, у них недоставало необходимых условий, сведений для того, чтобы банк посчитал их потенциальными клиентами и стал заключать с ними кредитные договоры. Однако у «режиссеров» действа все было рассчитано и припасено. Согласившиеся на роль в спектакле получали на руки фальшивые документы: справки о месте работы, бухгалтерий предприятий – НДФЛ о зарплате, некоторые даже новые паспорта. Кое-кто, например, вдруг стал юристом с немыслимым для себя ранее окладом 45 тысяч рублей! Печати, адреса фирм же, куда «актеров» как бы временно «трудоустроили», их набралось более пяти, были реальными – пожалуйста, проверяйте. Называть их пока не стоит, потому что в ходе следствия и судебного разбирательства выяснилось: подписи главных бухгалтеров в справках с указанными фамилиями подделаны, и люди с данными фигурантов уголовного дела в них никогда не работали.

Халява, сэр!

Сам процесс кредитования проходил так. «Актеры», разумеется, не все сразу, подъезжали в оговоренный день к банку в Ставрополе (иных, кто живет далековато, даже подвозили в краевой центр), выдавали фальшивые документы, они липовые данные о себе, телефоны фирмы, где якобы работают, старались заучить – вдруг будут интересоваться. Затем заполняли кредитный договор и прочие бумаги под строгим контролем и с помощью Д. Гермашева.

Потом получали кредитные банковские карты, по ним сумму наличными, которую отдавали тому же Денису или его подельнику, а они передавали большую часть «шефу в «Мерседесе» и, так сказать, не отходя от кассы, забирали остальное по договоренности себе, раздавая обещанный гонорар за «сотрудничество».

Фигуранты не понимали, что участвуют в афере, наносят ущерб банку? «Актеры» утверждали в судебном заседании, что нет, их обманули. Во-первых, ребята, убеждая их взять кредит, рассказывали, что они трудятся в АКБ и все делается с его ведома, потому выплачивать долги им не придется. Во-вторых, взятые деньги будут прокручиваться в финансово-кредитном учреждении, оно само и станет покрывать проценты. Бояться, мол, нечего! Тем более банк, по их приватным сведениям, скоро будет признан банкротом, будет продан, и все вообще канет в Лету. Звучали и другие, на их взгляд, не менее убедительные аргументы…

Скажем сразу: проценты по взятым кредитам действительно выплачивались, надо полагать, для конспирации. Но лишь поначалу. А потом, с определенного момента, стали по ним накапливаться задолженности. Хотя сам подсудимый Д. Гермашев отрицал свою вину в деянии: и его убеждали, что все делается с ведома банка, кредиты им же будут выплачиваться, и он этому верил. Но суд не признал его заявления искренними и правдивыми, а действия, которые преступник производил, по мнению суда, происходили в рамках заранее разработанного плана и в согласии с распределением ролей в составе организованной группы.

Недаром же, когда началось расследование ее деятельности и поступление средств от получения «левых» кредитов прекратились, Д. Гермашев нашел другой, но тоже криминальный их источник. Как установили в ходе оперативно-разыскных мероприятий правоохранительные органы, с 25 августа 2009-го по 10 февраля 2010 года совершил покушение на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере и пособничество в их приобретении. Кстати, видимо, это и послужило одной из главных причин для выделения уголовного дела в отношении него в отдельное производство.

На минувшей неделе краевой суд под председательством Н. Чуба его рассмотрел и вынес вердикт: по части 3 статьи 69 УК РФ по совокупности совершенных преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний он назначил Д. Гермашеву окончательное наказание в виде 9 лет лишения свободы, с пребыванием в исправительной колонии строгого режима. Мера пресечения сохранена до вступления приговора в силу – содержание под стражей.

А как же «шеф в «Мерседесе» и другие явно причастные к этому так называемому «кредитному делу» лица? По нему всего проходят более 20 человек, и оно сейчас рассматривается судом с участием присяжных заседателей. Так что – Продолжение следует.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление