«Раз живая, надо жить!»

«Раз живая, надо жить!»
Стойкость духа нужна нам ежечасно. Без нее невозможны преодо-ления - большие и маленькие, над собой и обстоятельствами, над всем, из чего соткана повседневная жизнь. Некоторые этой наукой преодоления владеют так, что у них можно и нужно учиться. Как, например, Валентина Федоровна Коротаева. О таких людях мы и рассказываем под полюбившейся читателям рубрикой.

Болезни

Стояла суровая зима… На работе было так холодно, что казалось, будто дуло во все щели. Валентина начала кашлять, появилась изнурительная слабость. Коллеги забеспокоились: «Тебе надо обратиться к врачу». Надо-то надо, но занятия со студентами, домашние дела, всякие планы... Дотянула до того, что понадобилась «скорая помощь». В больнице ее лечили антибиотиками. Но вместо улучшения появилась одышка, затем удушье. К основному диагнозу - хроническая пневмония - прибавилась астма. Лечение гормонами привело к отекам. Валентина погрузилась в беспросветное отчаяние.
И тут появился ее спаситель - профессор Владимир Викторович Гневушев. Наблюдая за Валентиной, он определил, что у пациентки аллергия на антибиотики. Именитый врач отменил многие назначения и стал лечить гипнозом. Владимир Викторович беседовал с ней о здоровье, о смысле жизни. Он научил ее статической гимнастике и лечебному дыханию. После выписки из больницы Валентина не раз приходила к спасителю в медицинский институт, где Гневушев заведовал кафедрой лечебной физкультуры. Валентина радовалась тому, что приступы удушья стали реже. Теперь предстояло бороться с весом - последствием гормонов. Валентина упорно каждый день ходила пешком до железнодорожного вокзала. Так прошел год.

Работа

Валентина Федоровна Коротаева преподавала в сельскохозяйственном институте немецкий язык. Она очень любила свою работу, любила общение со студентами, с коллегами. Ее не раз избирали в институтский
профком, поручая вести культур-но-массовую работу. И это не случайно. Увлекаясь музыкой и театром, она старалась передать свою любовь воспитанникам, организуя для них походы на концерты в филармонию и на театральные премьеры. Собрав около себя молодых еди-номышленников, она проводила интереснейшие дискуссии об искусстве, о его роли в жизни каждого духовно состоявшегося человека. Валентина Федоровна рассказывала ребятам об истории города, посещала с ними музеи и выставки. Она создала клуб интернациональной дружбы. Сейчас вспоминает - какие вечера в нем проводились!

Родители

Ее отец был в свое время знаменитым альфрейщиком. Так называют художников, которые пишут не только то, что видят, но и создают новые, невиданные фантастические узоры. И сейчас у нее в доме много картин отца, есть великолепные иконы, которые он реставрировал. Прошло много лет, но прекрасные натюрморты и пейзажи до сих пор хранят теплую атмосферу семьи. Как и потолок, расписанный отцом.
Валентина Федоровна часто вспоминает своих родителей, прикасаясь памятью не только к их жизни, но и к истории всей страны. Родители были казачьего сословия, пережили раскулачивание и расказачивание. Отца, Федора Андреевича, пятнадцатилетним подростком осудили на 10 лет. В ссылке он и встретил свою будущую жену Шурочку, красивую казачку. Оба были молоды и строили планы на жизнь даже в лагерях.
Выйдя на свободу, отец расписывал церкви и дома. Он был очень добрым человеком. Валентина часто слышала, как отец говорил маме: «Надо помочь, Шурочка». И они помогали людям – деньгами и всем, чем могли, делились с нуждающимися.
А в доме всегда звучали песни. Пела мама, занимаясь домашним хозяйством. Пела вся семья по большим праздникам, собираясь вместе. У них было много друзей.

Потери

Валентина училась на втором курсе института иностранных языков, когда встретила своего будущего мужа. Любовь закружила их так, что они вскоре не могли представить жизнь друг без друга. Поженились, у них родилась дочь Марина.
Поскольку муж Анатолий был военным, пришлось немало поездить за ним. Были в Азербайджане. Там Валентина работала в средней школе. Вспоминает сейчас, как хорошо было ей в многонациональном педагогическом коллективе. Дружба, согласие, взаимопонимание - и мысли никому не могло прийти о национальных конфликтах, которые через десятилетия обрушились на людей.
Жизнь шла своим чередом до тех пор, пока с мужем на службе не произошел несчастный случай. Анатолий долго лечился в госпитале, после чего его комиссовали. Вернулись в Ставрополь, стали искать свое место под солнцем. Анатолий устроился на завод, Валентина – в городскую детскую библиотеку.
В общем, она попала в свою среду. Вечера и утренники, беседы, выставки, выступления по радио - все захватывало ее увлекающуюся натуру.
Семь лет проработала в библиотеке, а потом более тридцати лет - в сельхозинституте.
И вдруг благополучная, полная радости, любви жизнь оборвалась. Один за одним ушли из жизни сначала муж, затем сын. Настали черные времена, полные боли и горя. Они не просто прошли, а тяжело пережиты, вкупе с болезнями, операцией, поисками опоры в жизни без горячо лю-бимых родных людей.
Выкарабкалась благодаря сильному характеру и сильным привязанностям. Выйдя на пенсию, Валентина Федоровна сохранила связь с институтом, теперь - аграрным университетом. Она - заместитель председателя Совета ветеранов в СГАУ, помогает людям, много общается. И еще - поет в академическом камерном хоре университета, которым руководит Валерий Иванович Коротков.

Стихи

Кроме того, Валентина Федоровна - председатель первичной организации инвалидов при городской организации Всероссийского общества инвалидов (председатель Михаил Черкашин). Она навещает инвалидов, беседует с ними, звонит им. При городской организации много лет действует литературное объединение «Надежда». За последние годы было издано четыре сборника творчества людей с ограниченными воз-можностями. Сейчас идет подготовка к изданию нового сборника стихов и прозы. И Валентина Федоровна отдала в печать свои лучшие стихи. Много лет она посещает заседания клуба любителей поэзии Сергея Есенина.
Его руководитель Нелли Ивановна Котельникова говорит о Валентине Федоровне: «У нее – открытая душа!». А наша героиня вторит: «Раз живая, надо жить!». И читает любимые стихи:

Изорваться ветрами в клочки,

Жаркими листьями по ветру сыпаться,

Только бы слышать артерий толчки,

Гнуться от боли, от ярости дыбиться,

Жить!

 

Жить Валентине Федоровне помогают дочь Марина, внучки, друзья. И еще - четырехлетняя правнучка Ася. Осваивающей жизнь девочке Валентина Федоровна открывает стихи Пушкина, а также музеи, куда ходит с правнучкой. Отец когда-то говорил, заботясь о ее воспитании: «Ребенок должен видеть красоту». Его слова с годами становились для Валентины Федоровны все пронзительнее и мудрее.

Людмила СЫПИНА,
член Союза журналистов России. 



Последние новости

Все новости

Объявление