Развитие системы «одного окна»

Юрий Василенко

В правительстве Ставропольского края состоялось совещание по вопросу «О ходе реализации проектов - победителей конкурсного отбора Министерства экономического развития по оказанию поддержки проведению субъектами страны административной реформы в 2008 году». Речь шла о многофункциональных центрах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги на территории края, то есть о так называемой системе «одного окна». Сегодня такие центры уже созданы и работают в городе Невинномысске и селе Александровском.

Система заработала

Многофункциональные центры за недолгий период существования на Ставрополье уже доказали свою эффективность. Сегодня в Невинномысске предоставляется 33 вида услуг, а в Александровском — 27, обслуживаются по 500 и 100 человек в день соответственно. Как подчеркнул краевой министр труда и социальной защиты населения Алексей Карабут, в этих населенных пунктах сократились материальные, временные и психологические затраты граждан. Кроме того, здесь созданы весьма комфортные условия для приема людей. В самое ближайшее время приступит к работе аналогичный многофункциональный центр в Зеленокумске, в декабре подобный должен появиться в Михайловске, а в следующем году — в Ставрополе. Сейчас идет активная работа по расширению перечня предоставляемых населению услуг. Для этого заключаются соглашения с различными министерствами и ведомствами. Сказать, что этот процесс идет совсем гладко, конечно, нельзя. Далеко не все региональные руководители федеральных структур охотно идут на контакт, а некоторые его откровенно саботируют, ссылаясь на ведомственные инструкции. Потому, по мнению участников совещания, на федеральном уровне необходимо принять законы о предоставлении государственных услуг Российской Федерации и о социальных стандартах. Повышенное внимание следует также уделить подготовке для многофункциональных центров высококвалифицированных кадров и скорейшего внедрения там электронного документооборота.

Новый стандарт взаимоотношений

В совещании принял участие заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития России Максим Паршин. Он подчеркнул, что многофункциональные центры создают новый стандарт взаимоотношений граждан и органов публичной власти. Система «одного окна» позволит повысить качество обслуживания граждан и субъектов предпринимательства, снизить административный барьер и уровень коррупции. Ведь любому человеку важно получить услугу качественно, в срок и без дополнительных финансовых издержек. Говоря более простым языком, без взяток. А задача государственной власти — грамотно организовать этот процесс, выстроив межведомственное и межуровневое взаимодействие. Гражданин не должен работать курьером, нося документы из одного органа в другой. Как, например, при регистрации права на недвижимость в Москве и Московской области, когда надо посетить большое количество федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Но, даже пойдя по такому пути, положительного результата добиться практически невозможно. Ведь пока добываешь одни справки, у других уже истекает срок действия. Зато посредники за «скромную» сумму в сто и более тысяч рублей быстро решат все проблемы. Естественно, такие люди и повязанные с ними чиновники будут всячески тормозить внедрение системы «одного окна».

Мировая практика

«Одно окно» - не оригинальная российская разработка. Такая система в различных видах существует в большинстве развитых стран мира (очень характерны примеры Бразилии и Греции).

Конечно, ее реализация на отечественной почве будет уникальна, однако мировой опыт использовать нужно. В этом плане логично будет, к примеру, добавить к перечню услуг в многофункциональных центрах, помимо государственных и муниципальных, еще и вспомогательные — банковские, нотариальные и так далее. Можно подумать и о создании при центрах выездных бригад. На практике это уже реализуется в селе Александровском. Необходимо и повышение информированности населения о возможностях системы «одного окна». Для этого надо создавать интернет-порталы и кол-центры. Ведь некоторые услуги можно частично получать даже в сети или по телефону.

Точка зрения власти

В заключение совещания заместитель председателя правительства Ставропольского края Геннадий Зайцев подчеркнул, что программа повышения качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров имеет принципиальное значение для края. Она способствует повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти и укреплению доверия к ним населения. И все это идет в контексте требований Президента страны Дмитрия Медведева по борьбе с коррупцией.

Убежденным сторонником создания системы «одного окна» является глава города Ставрополя Николай Пальцев. Работая краевым министром труда и социальной защиты населения, он стоял у истоков создания многофункциональных центров в Невинномысске, селе Александровском и Советском районе. Мэр столицы края говорит об этом так: «Там мы начинали с 30 видов услуг, в ближайшее время эта цифра удвоится. А в течение трех лет этот перечень должен достигнуть 120 пунктов. Сейчас создана рабочая группа по созданию аналогичной системы в Ставрополе. Сегодня мы находимся в начале пути. Уже получены федеральные средства на эти цели. На мой взгляд, их пока недостаточно. Но главная сложность даже не в этом. Поймите, ведь при помощи «одного окна» мы изолируем чиновника от общения с потребителем. То есть не человек будет бегать по бюрократическим инстанциям, а сами чиновники будут общаться между собой, решая проблемы горожан. Конечно, некоторые будут саботировать такой процесс. Кроме того, необходимо разработать грамотный регламент, обучить специалистов. Придется поработать и с Минэкономразвития России для получения дополнительного финансирования, предусмотреть деньги на это дело и в краевом бюджете. Эти затраты обязательно окупятся, особенно после того, как служба «одного окна» полностью перейдет на электронный документооборот, а коррупционная составляющая будет сведена к минимуму».

Владислав Секачев.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Это не займёт много времени.

1

Другие статьи в рубрике «Официально»

Последние новости

Все новости
Ростелеком. Международный конкурс журналистов