Реформа режет по живому

Тамара Коркина
Реформа режет по живому

Учителей, школьников и их родителей в Труновском районе поделили на «хороших» и «плохих»

Как-­то пришли выпускницы­девятиклассницы на день открытых дверей в новую школу. В новую, потому что в прежней чиновники доучиться не дают: сокращают старшие классы. Этот болезненный, но упорно насаждаемый в сельских районах процесс зовется реструктуризацией. Хотя сегодня становится очевидным, что под маркой реструктуризации и оптимизации зачастую сокращают не малокомплектные школы в отдаленных сельских пунктах, а «режут» вполне успешные, передовые образовательные учреждения, достаточно укомплектованные и детьми, и высококвалифицированными кадрами. Режут по кускам, чтобы лучшее отдать лучшим, «второсортным» ­ оставить крошки со стола. Что значит быть заочно записанными в аутсайдеры, в лицее №6 села Донского уже знают и учителя, и родители, и даже дети. Вернемся к нашим выпускницам. Подружки слушают рассказ школьных руководителей о новой жизни в перспективном учебном заведении, а будущие одноклассники и одноклассницы у них за спиной шепчут: «Глядите, и как это они не боятся к нам в школу идти?» Кто­то, конечно, скажет: да глупости все это, детский лепет. Всегда найдется тот, кому выгодно так считать. Но почему тогда не утихают страсти по поводу реорганизации двух сельских школ? Почему недовольны учителя? Почему дети не хотят переходить в гимназию №7, на базе которой создается профильная школа ­ единственная в районном центре, где можно будет окончить 11 классов? Почему многие родители до сих пор не передают документы, еще не потеряв надежду 1 сентября увидеть своих детей за лицейскими партами? Вообще бывает такое в «плохой» школе, которую нужно сокращать? На все эти вопросы мы нашли ответы, побывав в селе Донском.

1+6=7

Арифметика нехитрая. После того как школа №1 и лицей №6 лишатся возможности обучать старшеклассников и станут девятилетками, гимназия №7 станет в райцентре этаким монополистом от образования. Скажу сразу: гимназия, которой районные руководители уготовили роль образцово­показательной школы и в которую, надо понимать, пойдет теперь львиная доля финансовых вливаний (иначе зачем огород было городить?), – действительно приличное образовательное учреждение, стабильно показывающее высокие результаты. Так что бояться переходить в гимназию, наверное, было бы не нужно. Если бы «лицеисты» уступили реформаторам. Теперь же в конфликт вовлечены не только работники образования. По словам Светланы Руденко, одной из родительниц, участники «протестного движения» то и дело сталкиваются с прохладным отношением не только со стороны районных властей. Многие руководители связанных с муниципалитетом предприятий и организаций (а кто на селе с властью так или иначе не пересекается?), на которых работают «возмутители спокойствия», намекают подчиненным: пора бы прекратить сопротивление. Пока им только советуют, а что же будет дальше?

Противостояние родительского актива лицея №6 и районных властей давно уже вышло за пределы стен этих двух учреждений. Куда только родительский комитет со своей бедой не обращался. Местные власти ссылаются на приказ министерства образования, министерство отвечает, что реструктуризация и оптимизация сети образовательных учреждений осуществляются на основании Постановления Правительства РФ. Но краевые чиновники тут же отмечают, что вообще­то вопросы изменения статуса лицея №6 относятся к компетенции органов местного самоуправления. Заместитель министра образования края Любовь Капралова сказала, что инициатива в данном случае принадлежит районным властям и что никаких приказов сверху в таких случаях просто быть не может. Надо сказать, в министерстве образования края причине моего визита удивились вполне искренне: неужели до сих пор в Донском страсти не улеглись? Район­то докладывает, что конфликт исчерпан. Поэтому министерство считает вопрос с реорганизацией школ Донского уже решенным. Вот только так не думают ни родители, ни сами школьники. Иначе письмо с просьбой о помощи, которое подписали более двухсот жителей Донского, не оказалось бы в редакции «Вечернего Ставрополя».

В чем, собственно, необходимость реформы? Начальник отдела образования Труновского муниципального района Игорь Кимсас мотивирует ее «обеспечением доступности качественного образования учащихся» и «повышением конкурентоспособности сельских школьников». Видите ли, продолжает «нарастать противоречие между емкостью сети и реальным контингентом учащихся». Поэтому образованию района нужны «концентрация и целевое распределение ресурсов». Перевожу: школьников в районе и в селе Донском год от года все меньше, поэтому бюджетные средства будут в первую очередь направляться в гимназию №7, что бы чиновники там ни рассказывали. Ведь именно там, по И.Кимсасу, будут созданы «комфортные условия образовательного процесса», где школьников ждут шесть профилей обучения, как говорится, на любой вкус: от физико­математического до социально­экономического. Игорь Георгиевич, кстати, в статье, опубликованной в районной газете «Нива», так прямо и заявил: «В крупной школе легче осуществлять маневры ресурсами, которых всегда не хватает».

А что такое маневры? Перераспределение финансовых потоков в пользу одних за счет других? В таком случае здесь не может не сыграть свою роль человеческий фактор, ведь начальник районного отдела образования – бывший директор гимназии №7. Ну давайте соберем все, что педагоги и родители накопили в школах за годы и десятилетия своей работы. Давайте все компьютеры отберем, лучших учителей пригласим, всех отличников переведем. И будет у нас передовая школа еще лучше, чем была. И будет у нее место в районе – «первее» первого. Вот только учиться там смогут не все, зато все захотят. Как быть? Председатель родительского комитета лицея №6 Валентина Паршина возмущена: «Нам говорят, что в новой гимназии ограничат набор первоклассников, чтобы и в другие школы вели детей учиться. Но мне никто так и не ответил на вопрос: а по какому принципу в гимназии будут проводить отбор первоклассников? По размеру кошелька? Вот вам и доступное всеобщее образование».

Действительно, есть к примеру во дворе три многоэтажных дома. Выберем, на наш взгляд, самый достойный. Его будем ремонтировать, оснащать, заставим джакузи. В общем, создадим «комфортные условия» ­ по сути, за счет остальных. ЖЭУ­то одно! Кто жить­то в этом доме будет ­ самые достойные или самые богатые? Глупо и спрашивать. Есть же элитное жилье. Будут и элитные школы. Родители и учителя считают, что их лицей ничуть не хуже, и предлагают либо передать часть профилей в их старшие классы, либо преобразовать их лицей в общеобразовательную школу. Но сохранить старшие классы необходимо – ведь это основа школы, самая активная часть ученичества. А что будет со школьным музеем «Родина», в 2004 году признанным лучшим, а в прошлом году ­ вторым в крае?

Окончание на 3­й стр.

Начало на 1­й стр.

Наша страна –

это школа

И вообще, чем хуже лицей? Ведь это не малокомплектная школа в сельской глубинке, здесь обучается 645 школьников. Лицей награжден дипломом и знаком «Серебряный орден», «Отличник качества Ставрополья», дипломом правительства края «За применение эффективных методов управления качеством». В прошлом году две трети выпускников лицея поступили в вузы. Вот уже более десяти лет на базе лицея работают подготовительные курсы СевКавГТУ. Лицей на протяжении нескольких лет лучший в районе по военно­патриотическому воспитанию, по результатам спортивно­массовой работы. Около половины учителей имеют высшую квалификационную категорию, 14 учителей – научные публикации. В прошлом году лицей официально подтвердил свой статус, лицензию продлили до 2010 года. А в этом, юбилейном для лицея году преподавательский коллектив получил в «подарок» реорганизацию. Кстати, о юбилее. «С тридцатилетием районное начальство нас так и не пришло поздравить, ­ вздыхает Ольга Писклова, председатель профкома лицея №6, школьный психолог. – Мы с учителями собрались, скинулись и поехали на природу. Обидно, конечно, при чем здесь наши споры и юбилей школы, в которой учился каждый третий житель Донского?»

Пока из лицея чиновники лепят образ врага, родители обвиняют в поспешных реформах начальника отдела образования. Вера Минюкова – журналист районного радио и, как она представилась, бывшая выпускница, родительница и работница лицея, обе ее дочки окончили лицей с медалью. В своем выступлении на открытом родительском собрании она не стеснялась резких слов: «Мы что, снова идем к первобытному строю? Тридцать лет назад учили детей в восьмилетках и опять к этому возвращаемся. И кто руководит этой реформой? Кимсас, бывший директор гимназии
№ 7. За незаконное использование средств краевого бюджета, отсутствие контроля за финансовой дисциплиной в своей гимназии он уже получал выговор. У нас на радио прошел репортаж о поборах с родителей в гимназии, суд потом подтвердил нашу правоту. Почему детей лишают права выбора? Здесь замечательный коллектив, не нужно губить хорошую школу!»

Ей вторит и заместитель председателя родительского комитета школы Лариса Коврижных, ее дочка только что окончила девятый класс: «Нас никто не предупреждал, в прошлом году слышали только, что возможно будет когда­то там реструктуризация, а услышать наше мнение, мнение наших детей не хотят, нас поставили перед фактом. Да еще и оскорбляют, мол, все жалобы за вас учителя пишут, которые боятся за свои зарплаты, а вы только подписываете. Ну чем не унижение? У нас многие родители по нескольку высших образований имеют. Давление идет на учителей, их вызывают в районо…» А что плохого в том, что учителя боятся лишиться зарплаты и даже работы? Где­нибудь во Франции это уже отозвалось бы массовыми демонстрациями. «Конечно, нас волнует судьба коллег, ­ говорит Елена Чернышова, заместитель директора. – Неправда, что сокращения не будет. По плану перспективного комплектования класс­комплектов до 2010 ­ 2011 года мы выходим с тридцати на двадцать класс­комплектов. Конечно, уйдут от нас, как от «второсортной» школы, где нет старших классов и профильного обучения».

А вот мнение учителя истории Аллы Сухининой: «Никто не берет в расчет богатые традиции нашей школы, например, наш музей и в Москве хорошо знают. Нам говорят: а что вы переживаете за свой лицей ­ вся страна развалилась? Так мыслить районным руководителям – это же дикость! Был у нас в районе маслозавод, сейчас там пустое место. Но наша страна, наша Родина – это и есть наша школа, наш завод…» Ольга Краснокуцкая, классный руководитель 9 «Б», дети которого лишены возможности выбора, не менее категорична: «Давайте прямо говорить в гимназии уже учатся дети обеспеченных родителей, и эта пропасть между бедными и богатыми будет только расти. Уже сейчас идет не просто борьба, за нашими плечами – год настоящей войны за свои права. Двадцать человек останутся без работы, взамен нам обещают ставки воспитателей. Будем вести кружки по интересам. Почему я, педагог с большим опытом, должна терять в зарплате в три раза? Мы против, чтобы наш заслуженный лицей превратили в учреждение дополнительного образования».

«Задача, которую мы ставим перед собой, проста: обеспечить максимальную материальную поддержку сельских школ. Необходимо сделать так, чтобы мы не вынуждены были закрывать малокомплектные школы». Эти слова принадлежат министру образования и науки Андрею Фурсенко. Сам он – сторонник реструктуризации сельских школ, но в своих выступлениях и публикациях подчеркивает, что подходить к этому вопросу нужно с большой осторожностью. Даже малокомплектные школы нужно стараться сохранить! Чего уж говорить о лицее № 6?

Бутово

не хотите?

Конечно, жалко учительский коллектив, но, на мой взгляд, проблема здесь гораздо шире. Каким только экспериментам не подвергались наши школы! Ну что же у нас за реформы? О каком национальном приоритете в сфере образования мы можем говорить, если уже сегодня к 2010 году прогнозируем сокращение, выражаясь казенным чиновничьим языком, «контингента обучающихся на 23 класс­комплекта» (цитата из письма заместителя министра образования и науки РФ А.Свинаренко)? И это в одном только Труновском районе! Неужто лукавил наш президент, прогнозируя демографический взрыв? Или не скоро подрастет до возраста первоклашек рожденная после президентских обещаний «взрывная» волна? Ну если так, то когда уже подрастет, снова реформа потребуется, опять будем классы добавлять. Ломать – не строить. Пройдут годы, придут другие чиновники, захотят все восстановить, но уже не смогут.

Позицию коллектива и родителей учащихся лицея №6 поддержал депутат Государственной думы России Павел Воронин: «Мы принимаем программы развития образования на селе, претворяем в жизнь национальные проекты. Горой стоим за выделение средств для образования на селе. Я уже не говорю о проекте «Образование», который предусматривает прямую поддержку сельских школ. Но даже проект «Доступное и комфортное жилье» предусматривает обеспечение жильем молодых специалистов для работы в сельской местности, и в их числе на первом месте ­ учителя, наша надежда на воспитание образованного, конкурентоспособного, востребованного поколения. Школа – это не просто учебное учреждение, это очаг культуры на селе. И подходить топорно к решению таких проблем нельзя».

Казалось бы: ну не хотят дети переходить в другую школу, оставьте их в покое. Нет: поломаем, заставим. Как их примут, представьте? Ведь и в гимназии дети наверняка уже в курсе событий. Да что там дети, по словам школьников, даже вахтер гимназии, и тот их на входе встретил со словами: «А что это вы к нам не хотите идти?»

Донское – центр мощного сельскохозяйственного района, не хутор на отшибе. Все три школы друг от друга недалеко, пешком пройдешь – не устанешь. Школа № 1 не очень протестует: там действительно не так много учащихся – всего 375. Хотя школа рассчитана всего лишь на 214 учеников, следовательно, здесь и вправду есть над чем подумать. Но при чем здесь шестой лицей? У всех на слуху «южно­бутовский скандал» с насильственным переселением людей «в интересах развития Москвы». А почему он возник? Не умеют у нас с людьми договариваться. Русский человек все стерпит, промолчит. А вдруг 1 сентября придут в шестую школу новоиспеченные десятиклассники и сядут за парты. Что, судебных приставов будем звать и дубинами ребят и девчат оттуда гнать? Господа чиновники, нельзя так с людьми, нельзя судьбы ломать.

И не нужно ссылаться и на правительственные концепции, под этой маркой сейчас все что угодно можно протащить, любую реформу. Например, сам читал такое обращение в одну из районных администраций: «В связи с угрозой совершения террористических актов прошу помочь проложить асфальтированную дорожку от автобусной остановки до моего домовладения». Не слабо выкручено, как вы считаете?

Вадим БАКАНОВ.

Пишите по e­mail: std74@inbox.ru.



Последние новости

Все новости

Объявление