«Рекомендовать по телефону «бальзамчик» — безответственно»

Лариса Денежная

«Рекомендовать по телефону «бальзамчик» — безответственно»

Накануне Всемирного дня борьбы с артритами, который отмечается 12 октября, редация «Вечерки» провела традиционную «прямую линию». В минувшую пятницу на вопросы наших читателей отвечал заведующий ревматологическим отделением Ставропольского клинического центра специализированных видов медицинской помощи (бывшей краевой больницы) Иван Николаевич Щендригин.
Практически в каждом обращении звучало слово «боль». Увы, такова специфика этого заболевания, которое называют «хронической тюрьмой».

— Звонит ваша пациентка. Я лечилась у вас, после чего стало легче. Как к вам снова попасть?

— Возьмите направление в своей поликлинике. Потом запишитесь на прием к ревматологу консультативной поликлиники краевой больницы на ул. Семашко по телефону 29-53-70. Возьмите паспорт и полис. И мы определимся, есть ли показания к госпитализации в настоящее время.

– Иван Николаевич, посоветуйте: чем можно купировать боль при коксартрозе? У меня еще и деформирующий артроз коленных суставов. Уже четыре месяца боль такая, что ходить не могу. Живу на обезболивающих. Принимаю препарат мелоксикам.

— Для начала мы должны определить причину, обусловливающую боль в конкретном случае. Как правило, причин несколько. И не всегда самой значимой является именно артроз. Зачастую боль обусловлена изменениями в поясничном отделе позвоночника. Возможно, имеет место так называемый постменопаузальный остеопороз, который характерен для женщин вашего возраста. А он поражает преимущественно поясничный отдел, вызывая боль. Нередко острую боль обусловливает спазм окружающих сустав мышц, что позволяет с успехом использовать миорелаксанты. Вам нужен еще препарат тизанидин или толперизон, в суточных дозах 4 и 150 миллиграммов соответственно в два-три приёма в течение 10 дней. Он расслабит мышцы вокруг пораженного сустава, и вам станет легче. Всего доброго!

— Мне — 80 лет, я – ветеран тыла. У меня проблема с коленными суставами. Четыре года назад, когда были страшные боли, делала уколы в суставы в Абхазии. Помогло. Потом запустила болезнь, опять все вернулось. В этом году снова поехала в Абхазию к заслуженному врачу Даниелян. Доктор сказал, что нужно через полгода повторить уколы, посоветовал найти специалистов у нас в городе. Раньше колола афлутоп, сейчас — другие. Доктор написал в рекомендациях их названия. Хожу плохо. Не могу в магазин выйти за хлебом…

— Вам нужна очная консультация специалиста. Запишитесь на прием к ревматологу. Я принимаю амбулаторных больных в консультативной поликлинике на ул. Семашко по пятницам, с 12 часов, кабинет 236.

– У меня с внутренней стороны левого коленного сустава – припухлость. Боли невыносимые уже два месяца. Какие только мази не принимал! Хирург назначил фастумгель, но после него еще хуже стало, нога стала отекать, в этом месте горит, зуд большой. Как мне лечиться?

— В вашей ситуации фастумгель не поможет. А у вас на внутренней стороне колена есть язвочки?

Получив положительный ответ, Иван Щендригин продолжил:

— Через неделю я вас жду в ревматологическом отделении краевой больницы на ул. Лермонтова. Мы обсудим ваше лечение. Будьте здоровы, до скорой встречи!

Для нас доктор пояснил: возможно, у больного лимфадема (лимфатический застой). Не исключена синовиальная киста коленного сустава (так называемая киста Бейкера) – она создает предпосылки для нарушения оттока венозной крови от стопы и голени и появления различных трофических нарушений. Такая клиническая картина весьма распространена у больных, которые обращаются к ревматологам.

— Иван Николаевич, хочу узнать по поводу водолечебницы в станице Воронежской Кочубеевского района. В этом термальном минеральном источнике принимают ванны. Сюда едут отовсюду — и из Сибири, и из Питера. Я сама четыре раза там была. В рекламе пишут, что эти процедуры эффективны при болезнях костно-мышечной системы, ревматических заболеваниях — полиартритах и т.д. Хочу узнать ваше мнение как специалиста-ревматолога по поводу эффекта от таких процедур. Потому что врачи об этом источнике, когда спрашиваешь, не знают, хотя он существует с 1959 года.

— Хотел бы сразу предостеречь: любые физиотерапевтические процедуры, ванны в том числе, должны проводиться вне обострения заболевания, при отсутствии противопоказаний. Если речь идет о полиартритах, то без осмотра ревматолога лучше воздержаться от приема ванн. К сожалению, мне не известен состав этого источника, чтобы вести речь более конкретно. Но вы должны знать: если в состав этой воды, к примеру, входит сероводород, то для вас, если есть проблемы с сердечно-сосудистой системой, такие ванны категорически противопоказаны. Да и вообще, любые минеральные воды – компоненты вспомогательной терапии. Я постараюсь узнать официальные данные о составе минерального источника, а вы мне перезвоните.

— У меня — ревматоидный артрит уже почти сорок лет. Заболела через два года после рождения дочери. Я — нетранспортабельна. На двух костылях ползу к туалету. Живу на лекарствах. Но они практически не помогают. На многие лекарства аллергия. Принимаю диклофенак. У меня уже практически все органы поражены — желудок и т.д. Хочу узнать, можно ли лечиться дома новыми препаратами — инфликсимаб, ритуксимаб, которые, как вы раньше говорили, применяют в вашем отделении в кабинете генно-инженерной биологической терапии. Сколько они стоят?

— Во-первых, препараты инфликсимаб, ритуксимаб вводятся исключительно в условиях кабинета генно-инженерной биологической терапии. Причем последний – с помощью специального прибора, продолжительность введения – 3 – 4 часа. Вводить эти препараты должны специалисты, имеющие соответствующий опыт.

Во-вторых, наши больные получают эти лекарства бесплатно, поскольку они входят в перечень препаратов для льготников в рамках дополнительного лекарственного обеспечения. То есть для инвалидов, не отказавшихся от соцпакета.

В-третьих, препараты назначаются по абсолютным показаниям: при отсутствии эффекта от ранее проводимой терапии, непереносимости всех препаратов базисной, болезньмодифицирующей, терапии. Если говорить об их рыночной стоимости, то эти лекарства весьма дорогие: флакон инфликсимаба – около сорока тысяч рублей, доза рассчитывается в зависимости от массы тела, это от 2 до 6 флаконов. Одна процедура, таким образом, обходится порядка 240 тысяч рублей. Флакон ритуксимаба – около 65 тысяч, на одну капельницу их идет два.

— И хочу спросить про дочь. Волнуюсь, чтобы ее не постигла моя участь. Ей 40 лет. У нее уже начались проблемы — опухают и краснеют колени, пальцы на ногах опухают и болят. У меня с этого тоже начиналось. Какими современными лекарствами можно лечиться, чтобы болезнь не развилась дальше? Можно ли попасть к вам на консультацию без направления? В нашей поликлинике нет ревматолога.

— Без направления нельзя. Врачи-ревматологи работают в первой, второй и шестой поликлиниках, в краевом диагностическом центре. На консультацию для комиссионного решения вопроса о возможности и целесообразности проведения генно-инженерной биологической терапии можно попасть в последнюю пятницу месяца, с 12 до 13-30, кабинет 236 краевой консультативной поликлиники по улице Семашко, 1.

За рамками телефонного разговора Иван Щендригин пояснил: действительно, ставропольская медицина испытывает большой дефицит специалистов этого профиля. На население края в 2 млн 700 тысяч нужно 90 ревматологов. У нас – 11, причем девять из них работают в Ставрополе. А в поликлиниках краевого центра ведут прием всего четыре специалиста. В общем, ситуация с кадрами очень тяжелая.

— В августе этого года я попала в ваше ревматологическое отделение с сильными болями. Пролежала две недели — и домой ушла без костылей. Иван Николаевич, пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас за ваш труд и весь ваш коллектив.

— Спасибо. Мы просто выполняем свою работу.

— Сейчас много говорят о модернизации здравоохранения, внедрении новых технологий. А что поменялось в лечении ревматических заболеваний? Что нового в лечении применяется в вашем отделении?

— Мы стараемся не отставать от наших коллег в других регионах. Активно применяем методику внутрисуставного введения препаратов гиалуроновой кислоты — в настоящее время она составляет основу локальной терапии гонартроза (остеоартроза коленных суставов). Продвинулись в лечении медиальных и латеральных энтезопатий – проводим блокады местными анестезирующими препаратами с хорошим эффектом. Есть подвижки в лечении смешанного остеопороза, вводим препараты, укрепляющие костную ткань, а также в терапии пяточных шпор – делаем блокады обезболивающими и противоспалительными препаратами.

— У меня болят суставы. Посоветуйте какой-нибудь бальзамчик или мазь.

— Нужно для начала определить причину этих болей. Рекомендовать по телефону «бальзамчик» — недопустимо и безответственно. Консультация ревматолога обязательна. Что касается лекарств, то сейчас на фармрынке много достаточно эффективных препаратов.

Поскольку «прямая линия» была приурочена к дате, мы не преминули поинтересоваться у И. Щендригина:

— Иван Николаевич, 12 октября отмечается Всемирный день борьбы с артритами. Чего от него ждут?

– Мы, врачи-ревматологи, ежедневно сталкиваемся со страданиями больных. Артриты, артрозы — разрушающие болезни, которые могут сделать человека инвалидом, изменив всю его жизнь. Цель учреждения этого дня — привлечь внимание общественности и работодателей к тому, что есть большое количество людей с хроническими артритами. У таких больных есть особенности в трудоустройстве, социальной адаптации. При артритах в течение первых пяти лет уже развивается стойкая нетрудоспособность, появляются выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, что затрудняет выполнение определенных функциональных обязанностей. Это должны учитывать и работодатели, с пониманием относиться к проблемам таких больных, создавать для них более комфортные условия труда.

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление