Реликтовые сосны и чистейшее море – в противовес коронавирусу

Наталья Ардалина

Маски, перчатки и антисептики – непременные спутники практически каждого жителя нашей планеты в последние месяцы. Но пандемия пандемией, а отпуск никто не отменял. И если кто-то решил пересидеть это непонятное время дома, то другие все же рискнули отправиться в путешествие, понимая, что иначе не получится полноценного отдыха, после которого можно вернуться на работу с новыми силами и идеями.

Теплоход «Герой Абхазии».
Наталья АрдалинаТеплоход «Герой Абхазии».
Пицундская бухта со стороны моря.
Наталья АрдалинаПицундская бухта со стороны моря.

Самым популярным направлением нынешним летом по понятным причинам стало Черноморское побережье Краснодарского края. Но как только в августе открылись границы с отдельными странами, туристы ринулись за границу. Одним из направлений традиционно стала маленькая, но гордая, частично признанная страна Абхазия – только в первый день границу пересекли около семи с половиной тысяч человек, и в последующие дни турпоток лишь возрастал. Тем не менее до сих пор Абхазия остается не столь загруженной отдыхающими, как Кубань, относительно свободные пляжи, чистое море и невысокие цены делают ее привлекательной для многих. Кроме того, и эпидемиологическая обстановка здесь до сих пор остается лучшей, чем во многих российских регионах, тем более что в Гудаутский госпиталь прибыла бригада российских медиков для помощи абхазским коллегам в борьбе с захватившим мир недугом.

 Аварийный маяк 1891 года постройки.
Наталья Ардалина Аварийный маяк 1891 года постройки.

Нужно отметить, что в плане перехода границы не изменилось вообще ничего: лишь пограничники теперь в масках. А вот туристов надевать средства защиты никто не заставляет, поэтому в масках здесь только самые ответственные люди. Собственно, даже наоборот, пограничники просят ненадолго снять маску, чтобы сверить личность с фотографией в паспорте. При этом никаких справок об отсутствии коронавируса или об эпидемиологической обстановке не просят.

Вход в маяк заварен намертво.
Наталья АрдалинаВход в маяк заварен намертво.

Лучшее время для прохождения границы, как и в прошлые годы, – ночь, потому что днем собирается очередь из автомобилей, которые стоят на солнцепеке. Осмотр каждого авто занимает от 10 до 20 минут, вот и получается, что даже при небольшой очереди придется долго ждать в раскаленной машине. Но небольшая очередь днем – это, скорее, из разряда фантастики, в первой половине дня она может растянуться на несколько сотен метров.

Абхазская сторона принимает русских туристов буквально с распростертыми объятиями.

Новенький городок для детворы.
Наталья АрдалинаНовенький городок для детворы.

Даже пограничники с той стороны проверяют быстро и отпускают людей с пожеланиями хорошего отдыха. А сразу за таможней вас будут встречать сдающие жилье: на любой вкус и кошелек, от самого близкого к границе поселка вплоть до границы с Грузией. Цены начинаются от 200 рублей с человека, 500 рублей – это уже номер люкс со всеми удобствами. В курортных городах можно снять двухкомнатную квартиру недалеко от моря всего за тысячу рублей в сутки.

Конечно, самыми популярными местами отдыха остаются Гагра и Пицунда. И если Гагра – это уютный город с довольно хорошо (по сравнению с остальной территорией) развитой инфраструктурой, то Пицунда в первую очередь – здравница. Так и хочется написать – всесоюзная. Раскинувшаяся на Пицундском мысе (или мысе Питиунт, как любят его называть на древнегреческий манер местные жители) сосновая роща охраняется государством, это заповедник и памятник природы. Возраст реликтовых сосен достигает 80 лет, и насчитывается на площади в 200 га около 30 тысяч этих деревьев. А потому и воздух здесь удивительный, им невозможно надышаться. Вообще же, пицундские сосны растут в этом месте несколько миллионов лет. Кстати, памятником природы территорию объявили еще в 1910 году, потом рощу передавали в ведение монахов Ново-Афонского монастыря, создавали заповедники под разными названиями, в 50-е годы прошлого века заповедник ликвидировали, но спустя несколько лет воссоздали вновь. В 1966 году был учрежден Пицунда-Мюссерский заповедник, частью которого стала реликтовая роща, в него она входит и по сей день, несмотря на развал Союза и гражданскую войну в Абхазии.

В сочетании же с чистейшей водой Пицундской бухты оздоровительный эффект можно считать непременным условием отдыха в этом небольшом городке.

Старая водонапорная башня,  памятник промышленной архитектуры.
Наталья АрдалинаСтарая водонапорная башня, памятник промышленной архитектуры.
Скульптурная композиция «Море».
Наталья АрдалинаСкульптурная композиция «Море».

Кстати, о самой бухте тоже нужно сказать несколько слов: вода здесь практически всегда удивительно спокойная, временами изумительное лазурное море просто лежит у берега, как в ванне. И даже в те дни, когда все побережье вокруг штормит, в Пицундской бухте будет заметно лишь небольшое волнение.

Каменная Медея, готовящаяся убить своих детей.
Наталья АрдалинаКаменная Медея, готовящаяся убить своих детей.

Иногда туристы едут сюда именно за спокойным морем и оказываются разочарованы тем, что весь отпуск были сильные волны. Поэтому, если уж вы соберетесь отдыхать в Пицунде, откройте карту и посмотрите на мыс: популярная у «диких» туристов Кипарисовая аллея выходит к западной стороне мыса, как раз туда, где волны – непременный атрибут. Противоположная, восточная сторона мыса, расположенная внутри Пицундской бухты, почти вся занята пансионатами советской постройки, и вот эта территория – место спокойствия и релаксации.

Впрочем, совсем необязательно покупать тур именно в пансионат, точно так же можно снять жилье в городе – предложений много, просто к морю придется идти минут 10 – 15 или же проехать еще чуть дальше, в пригород под названием Лдзаа, где расположен единственный в этой части побережья песчаный пляж.

 «Каменная девушка» на набережной.
Наталья Ардалина «Каменная девушка» на набережной.

Сама Пицунда – совсем небольшой город, а согласно административному делению Грузии, которая до сих пор считает Абхазию своей частью, это всего лишь поселок городского типа. Его главной достопримечательностью является Патриарший собор в честь Андрея Первозванного (о нем мы рассказывали ранее). Кстати, экскурсоводы из Пицундского храма до сих пор с болью вспоминают о том, что после раскопок, в которых были найдены уникальные артефакты, большую их часть увезли в Грузинский национальный музей. А по вечерам в храме дают удивительные органные концерты, причем, чтобы услышать их, даже необязательно покупать билет.

У Патриаршего собора в Пицунде раскинулся  субтропический сквер.
Наталья АрдалинаУ Патриаршего собора в Пицунде раскинулся субтропический сквер.

Другим же несомненно интересным местом является собственно набережная, которая начинается скульптурной композицией «Море», известной еще как «Ныряльщики за жемчугом» или «Голые ныряльщики». Ее автор Ираклий Очиаури изобразил совершенно обнаженных мужчину и женщину в момент прыжка в море вниз головой, вокруг них застыли дельфины и рыбы, а внизу видна раскрывающаяся устрица. Композицию установили в 1969 году, но до этого несколько лет шли ожесточенные дискуссии о том, насколько уместно советским гражданам смотреть на голых людей в общественном месте.

В конце благоустроенной набережной – территории пансионатов, на самом кончике мыса стоит каменная Медея работы Мераба Бердзенишвили, запечатленная в тот момент, когда она готовится убить своих детей. Вообще, древнегреческие мифы полны жестокости, и этот момент – один из них. Таким способом Медея решила отомстить своему мужу Ясону, который полюбил другую. Кстати, его невесту она тоже убила. Мамы из числа туристов, видимо, не знающие истинного значения скульптуры, любят фотографировать своих отпрысков на фоне величественной каменной женщины с детьми...

Считается, что именно здесь находилась древняя Колхида, соответственно, события, связанные с походом Ясона за золотым руном, разворачивались на этой территории. А потому, кроме Медеи, вся набережная украшена многочисленными более мелкими скульптурными сооружениями и мозаичными панно на тему Древней Греции. Автор многих из них, в том числе грустной «Каменной девушки», Зураб Церетели. И даже названия некоторых пансионатов «в теме»: «Колхида», «Золотое руно».

Крайний же из всех пансионатов, расположенный напротив «Медеи» на кончике мыса, носит название «Маяк», потому что на высоте 15-го этажа здесь расположено навигационное оборудование. Но пока высотных зданий не существовало, здесь действовал старый маяк высотой 36 метров над уровнем моря: его строительство запланировали еще в 1875 году, а открыли лишь в 1891-м. Металлическая башня с винтовой лестницей сегодня выглядит скромно рядом с высотками, но в свое время это был важный ориентир для моряков. Очень долго, вплоть до 1953 года, прожектор был керосиновым, и лишь затем его сменило электрическое оборудование. Впрочем, проработало оно недолго, так как рядом ввысь поднялись санатории. Сегодня старый маяк считается достопримечательностью, но он сильно проржавел и находится в аварийном состоянии, дверь внутрь намертво заварена, чтобы любопытные туристы не совали туда свои носы.

Со стороны моря на мыс Питиунт открывается потрясающий вид, его можно оценить, прокатившись на маленьком, но тоже гордом теплоходике «Герой Абхазии». Цены вполне доступные, отправляется теплоход от пирса трижды в день, можно выбрать экскурсию по своему вкусу: с купанием в открытом море или же с посещением дачи Сталина.

На обратном пути утомленных солнцем туристов вновь будут ждать не менее утомленные пограничники: снова вас, скорее всего, проверят лишь с российской стороны. И не забывайте: Абхазия, пусть не признанная, но заграница, так что по возвращении вас ждет непременный тест на коронавирус.

море, отдых, Пицунда, Абхазия

Другие статьи в рубрике «Путешествия»



Последние новости

Все новости

Объявление